По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА
Не добившись уступок от Ирана, его враги пошли по пути провокаций. Атаки на нефтяные танкеры и вторжение американского беспилотника стали предисловием для угроз нанесения военного удара. Общественное мнение стран Запада усиленно готовят к принятию новой агрессии.
Отзвуки гаванского взрыва
Характерная черта политики глобального капитала — поразительная скудость приёмов и средств. Не утруждая себя поиском новых методов, он прибегает к давно испытанным, внося в них минимальные поправки на время и место. Все неизбежные шероховатости сглаживаются с помощью отточенной системы манипулирования сознанием.
Классической в этом отношении является схема военных провокаций. Один из первых случаев её применения был зафиксирован в 1898 году, когда США искали способ отобрать у Испании столь лакомый кусок, как Куба. А поскольку весомых причин для начала войны не существовало, решено было их создать. К острову, где полыхало восстание против испанского владычества, был направлен броненосец «Мэн». Согласно официальному объяснению, для защиты американских граждан. Меньше месяца спустя корабль взлетел на воздух в Гаванской бухте. Испания сразу опровергла свою причастность и на основе имеющихся фактов установила, что взрыв произошёл внутри корпуса судна. Однако в Вашингтоне безапелляционно заявили, что броненосец уничтожен тайно прикреплённой к его борту миной. В стране развернулась антииспанская кампания, завершившаяся объявлением войны. Истина открылась спустя двенадцать лет — после того, как «Мэн» подняли на поверхность. Изучение повреждений подтвердило испанскую версию, но никого в США это уже не волновало: и Куба, и Филиппины, и ряд других земель перешли под их прочное владычество.
Успешный опыт взяли на вооружение. Он просматривается и в инциденте в Тонкинском заливе, послужившем предлогом для развязывания вьетнамской войны, и в терактах 11 сентября 2001 года, и в целом ряде других эпизодов. Наконец, о роковом взрыве заставляет вспомнить ситуация вокруг Ирана.
13 июня мировые СМИ сообщили громкую новость: в Оманском заливе произошли взрывы и пожары на танкерах, один из которых принадлежал Японии, другой — Норвегии. Члены экипажа, никто из которых не пострадал, не смогли объяснить источник повреждений. За них это сделало руководство Соединённых Штатов. Спустя пару часов после случившегося госсекретарь США Майк Помпео заявил, что «Иран несёт ответственность за нападение».
Обвинения оказались столь же категоричными, сколь противоречивыми. Речь шла то о торпедах, то о минах, а все обвинения строились по принципу «если не Иран, то кто?» Характерным стало заявление главы МИД Великобритании Джереми Ханта. «Последние атаки основаны на модели дестабилизирующего поведения Тегерана. Мы верим нашим американским союзникам», — сообщил он. В том же духе выступили премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман. Несмотря на отсутствие серьёзных улик, они призвали «положить конец иранской агрессии».
Спустя несколько дней «улики» всё же появились. Госдепартамент США представил размытые фотографии и короткую видеозапись, на которой некие люди с некоего плавательного средства (опознавательные знаки разглядеть невозможно) производят манипуляции у борта большого судна. Публике было предложено просто поверить, что катер принадлежит вооружённым силам Ирана, а герои ролика — иранские солдаты, удаляющие неразорвавшуюся магнитную мину из страха разоблачения.
То, что именно Иран первым откликнулся на сигнал бедствия и спас экипажи танкеров, чиновники и подключившиеся к кампании СМИ упорно замалчивают. Подобные факты портят рисуемый ими образ исламской республики как главной дестабилизирующей силы Ближнего Востока. Как заявил 16 июня Помпео, США всерьёз рассматривают «военные варианты противодействия Ирану». Причём дожидаться одобрения конгресса администрация Трампа не намерена. «У нас есть полномочия защищать американские интересы», — пояснил госсекретарь. Не довольствовавшись упрёками в нападении на танкеры, Помпео возложил на Тегеран куда больший груз вины. По его словам, Иран несёт ответственность за деятельность йеменских повстанцев-хуситов и даже афганского «Талибана». Но, как выяснилось спустя считанные дни, Вашингтону и этого показалось мало.
Авторы и мотивы
Наступление на Иран, возобновившееся с приходом Трампа, приняло наиболее угрожающие формы в последние месяцы. Внесение в список террористических организаций Корпуса стражей исламской революции (КСИР) превратило вооружённые силы Ирана в потенциальную мишень, а ужесточение санкций направлено на полное лишение страны доходов от экспорта.
Одновременно началось нагнетание антииранских страстей. Ссылаясь на таинственные «разведданные», американские власти ещё в апреле заявляли о подготовке нападений на военный и дипломатический персонал США на Ближнем Востоке. Для усиления драматизма Вашингтон частично эвакуировал работников представительства в Багдаде и привёл свои войска в состояние повышенной боеготовности. В Персидский залив были отправлены ударная группировка ВМС во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» и стратегические бомбардировщики В-52.
В полном соответствии с законами драматургии «ружьё» рано или поздно должно было выстрелить. Так и произошло. 12 мая у берегов Объединённых Арабских Эмиратов прошла первая репетиция будущего спектакля. Четыре танкера, принадлежащие Саудовской Аравии и ОАЭ, пострадали от загадочных взрывов. Виновники инцидента до сих пор не установлены. В докладе, представленном Эмиратами Совету Безопасности ООН, туманно сообщается, что атаки стали результатом «сложной и скоординированной операции», которую мог провести «государственный субъект». В Вашингтоне поспешили осудить Иран. «Кто ещё, кроме Тегерана, мог это сделать? Кто-то из Непала?» — цинично усмехался советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон — человек, ещё в начале 2000-х годов ратовавший за решение «иранского вопроса» военными методами.
Внимательно изучив международную реакцию, США и их союзники приступили к подготовке новых провокаций. Их подробности, возможно, станут достоянием общественности в ближайшем будущем. Пока же можно восстановить самые главные звенья. По данным иранского МИД, «мозговым центром» заговора стала «команда Б», в которую входят Болтон, Нетаньяху, Мухаммед бен Салман и наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заед. Это подтвердил саудовский эксперт по международным отношениям Хезам аль-Хезам, сообщивший, что конкретные детали операции разрабатывал старший советник бен Заеда — Мухаммед Дахлан. К слову, в непосредственной близости от злополучных танкеров в момент взрывов находился атомный ракетный крейсер США «Бэйнбридж»…
Свои действия организаторы приурочили к нескольким событиям. Во-первых, к визиту в Иран Синдзо Абэ. Для исламской республики это стало дипломатическим успехом: первый за 40 лет приезд главы японского правительства завершился важными договорённостями. Гости заявили о желании вкладывать средства в развитие порта Чабахар и закупать у Тегерана нефтепродукты, хотя, следуя ультиматуму США, Токио прекратил импорт иранских углеводородов. Не менее громко прозвучало заявление Абэ о том, что Тегеран играет важную роль в сохранении мира и стабильности. В результате объектом атаки стал японский танкер, а взрывы раздались в те минуты, когда Абэ встречался с высшим руководителем Ирана Али Хаменеи.
Во-вторых, инцидент в Оманском заливе произошёл в день открытия саммита Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке. Иран, имеющий статус государства-наблюдателя, был представлен президентом Хасаном Роухани. Последний провёл серию переговоров и заручился поддержкой. Председатель КНР Си Цзиньпин заверил Роухани в приверженности «всеобъемлющему стратегическому партнёрству» «вне зависимости от изменений в международной обстановке».
Вряд ли случайно и то, что второй целью атаки выбрано европейское судно. После выхода США из «ядерной сделки» ЕС оказался в щекотливом положении. Будучи гарантами соглашения, Великобритания, Франция и Германия хотели, с одной стороны, «сохранить лицо» и показать свою самостоятельность. Немаловажным фактором являются и многомиллиардные контракты с Ираном. С другой стороны, по всем основным вопросам Евросоюз движется в фарватере американской политики. В итоге, на словах сохраняя верность обязательствам, Берлин, Париж и Лондон стали быстро от них отходить. Крупнейшие компании разорвали связи с Тегераном, а заявления европейских руководителей всё менее отличались от выступлений заокеанских коллег. Президент Франции Эмманюэль Макрон на встрече с Трампом 6 июня сообщил, что разделяет его оценку исходящих от Ирана угроз.
Провокация в Оманском заливе была призвана переломить общественное мнение в ЕС и позволить европейским элитам «с чистой совестью» сдать Иран. Великобритания полностью поддержала позицию США, остальные отделались невнятными комментариями. Одновременно саботируется вступление в силу инструмента поддержки торговых обменов (INSTEX), который, как обещали в ЕС, позволит обойти американские санкции. Судя по всему, в кулуарах европейской политики уже принято решение отказаться от соглашения с Ираном.
Поджигатели войны
Кульминацией военно-психологической атаки на Тегеран стал инцидент 20 июня. Стратегический разведывательный беспилотник ВВС США RQ-4A Global Hawk нарушил воздушное пространство Ирана и был сбит ракетой «земля—воздух». В подтверждение этого представлены обломки летательного аппарата и точные координаты точки его поражения. Но в Вашингтоне действовали по собственному плану. Там заявили, что БПЛА уничтожен в международном воздушном пространстве. На совещании в Белом доме было принято решение нанести ракетные удары по трём военным объектам Ирана, но за 10 минут до пусков оно было отменено Трампом. Исламской республике послали последнюю «чёрную метку»…
Нет сомнений, что инициаторы провокаций «выжмут» из них максимум выгоды. Давление на Тегеран будет усилено, причём по всем направлениям. США вновь расширили санкции, наложив их в том числе на Али Хаменеи. Наращивается американская военная группировка. Согласно последнему распоряжению Трампа, на Ближний Восток направлены тысяча военнослужащих, разведывательная авиация и противоракетные комплексы «Пэтриот». Не исключено, что это только начало. Газета «Нью-Йорк таймс», к примеру, сообщила о планах переброски 120 тысяч солдат.
В одиночку ударить по Ирану, имеющему одну из сильнейших в регионе армий и способные преодолевать расстояние до двух тысяч километров баллистические ракеты, Вашингтон вряд ли решится. Но он может натравить на непокорную страну своих сателлитов. На это прозрачно намекнул Помпео, заявивший о намерении сформировать «группу стран, заинтересованных в нейтрализации иранской угрозы». Подготовительным мероприятием стали саммиты Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, прошедшие в саудовской Мекке. Организаторы превратили их в показательную порку Тегерана. «Мы требуем, чтобы Иран прекратил вмешиваться во внутренние дела арабов и пересмотрел своё поведение в регионе», — заявил генсек ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт. После этого 5-й флот США начал совместное с ВМС арабских монархий патрулирование Персидского залива.
Эта игра преследует ещё одну цель — мобилизацию общественного мнения на Западе. Согласно недавно проведённому в США опросу, больше половины жителей считают военное столкновение Вашингтона с Тегераном неизбежным. При этом за упреждающий удар по Ирану выступает минимум американцев, но их доля значительно возрастёт, если исламская республика атакует силы США на Ближнем Востоке. Или, уточним, если их убедят в том, что Тегеран напал на американских военных. Вероятность новых провокаций очень высока, на что указывает рефрен информационной кампании. «Любое нападение Ирана на что-либо американское будет встречено с огромной и подавляющей силой. В некоторых областях подавляющее будет означать уничтожение», — заявил Трамп 25 июня.
Стремясь сохранить контроль над жизненно важным регионом, империализм ведёт дело к полномасштабной войне. Но Иран — намного более сильный противник, чем Афганистан, Ливия или Ирак, и боевые действия распространятся на весь регион. Судьба американских марионеток, громче всех обвиняющих Тегеран, будет в этом случае незавидной. Только волнует ли это капитал, который приносит в жертву своим интересам целые страны так же легко, как организует грязные провокации?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.