По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Татьяна Офицерова
Отчёт о работе Счётной палаты РФ в 2018 году, рассмотренный депутатами Госдумы на пленарном заседании в минувший вторник, 9 июля, стал поводом обсудить не только работу самого органа парламентского финансового контроля, но и некоторые проблемы бюджетной политики, а также ход реализации национальных проектов.
МОНИТОРИНГ выполнения нацпроектов Счётная палата РФ определила для себя главной своей задачей. В её структуре появился даже специальный департамент, который будет заниматься стратегическим аудитом. Относительно перспектив нацпроектов председатель Счётной палаты Алексей Кудрин сделал крен в сторону регионов, подчеркнув, что каждый субъект Российской Федерации должен заключить с федеральными органами исполнительной власти 40—50 соглашений, то есть в общей сложности всего более четырёх тысяч соглашений. Главный аудитор страны признал, что выполнение регионами своих обязательств проблематично. И основная загвоздка, по его мнению, здесь заключается в том, что регионы берут на себя непосильные обязательства.
Наверное, правильнее было бы сказать «не берут», а их заставляют впрячься в броские, как любая реклама, но хлипкие оглобли нацпроектов. Так, например, по нацпроекту «Жильё и городская среда» лишь 11 процентов регионов считают возможным достижение поставленных целей, 15 процентов оценивают их как недостижимые и 38 процентов аккуратно отмечают риски недостижения. Алексей Кудрин обратил внимание на сокращение ресурсов, которыми регионы вправе самостоятельно распоряжаться при реализации нацпроектов. С одной стороны, на 14 процентов выросли межбюджетные трансферты, но с другой — на 44,9 процента сократились дотации на сбалансированность бюджетов. Таким образом, увеличились связанные субсидии, которые, по мнению главы Счётной палаты, мешают гибкости работы субъектов Российской Федерации.
Этот вывод созвучен позиции фракции КПРФ, о чём заявил в своём выступлении первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам коммунист Валентин Шурчанов. Вместе с тем парламентарий выразил неудовлетворение тем, что Счётная палата не даёт оценку эффективности работы правительства, от которой зависит выполнение задач развития. Депутат коротко остановился, в частности, на проблемах здравоохранения, которые не лучшим образом характеризуют работу минздрава. Прежде всего это огромные очереди в регионах на запись к врачам, на анализы и различные обследования. Чтобы, к примеру, сдать кровь, порой приходится записываться за две недели. О каком качестве и своевременности лечения можно тут говорить?! Другая проблема, с которой сталкиваются люди, — это увеличение транспортных расходов, потому что всё сложнее приходится добираться до больниц.
Алексей Куринный, которому вопросы здравоохранения особенно близки, поскольку он и сам врач и его депутатская деятельность связана с работой в Комитете Госдумы по охране здоровья, заметил, что реализация национальных целей по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни упирается в проблему недофинансирования этой сферы. С учётом нацпроектов на здравоохранение приходится 3,9 процента ВВП, тогда как по международным нормам минимально необходимый показатель — 6 процентов ВВП. Депутат счёл необходимым заручиться поддержкой Счётной палаты, дабы достучаться до правительства в решении задачи увеличения финансирования отрасли. И Алексей Кудрин подтвердил сказанное им ранее: «…Да, нужно больше вкладывать в человеческий капитал, в том числе в качество здоровья и обеспечения жизни». Впрочем, это заявление главного аудитора страны ни к чему его не обязывает. В бытность свою министром финансов или заместителем председателя правительства сей господин, начало политической карьеры которого проходило под патронатом Ельцина и Чубайса, не слишком расстарался в наращивании человеческого капитала, зато в наращивании капиталов олигархов — безусловно.
Михаил Щапов акцентировал внимание на системе государственных и корпоративных закупок, эффективность которой, согласно отчёту Счётной палаты, последние пять лет находится на неизменно низком уровне. Так, более половины объёма государственных и муниципальных закупок приходится на закупки у единственного поставщика, а около 94 процентов объёма корпоративных закупок осуществляется неконкурентными способами. «Триллионы рублей тратятся с очевидными признаками коррупции, а мы не видим ни конкретных фамилий, ни названий компаний, ни ответственных на скамье подсудимых», — заметил депутат.
Валентин Шурчанов обобщил предложения КПРФ, касающиеся работы Счётной палаты. По мнению депутатов-коммунистов, между органом парламентского финансового контроля и правительством должна быть двусторонняя связь. Что толку впустую сотрясать воздух разговорами о проблемах и неспособности правительства их решать?! Кабинет министров следует обязать реагировать на замечания и предложения Счётной палаты и давать на них публичный ответ, полагают во фракции КПРФ. Ведь слово «аудит» переводится с латинского как «слушает». Однако у парламентариев есть претензии и к самой Счётной палате, которая, как подчеркнул В. Шурчанов, боится острых вопросов, стараясь их обойти. Но без решения этих вопросов движение вперёд невозможно, уверен депутат.
В часе заявлений по актуальным проблемам от имени фракции КПРФ выступил Александр Ющенко. Одна из самых злободневных тем сегодня — административный произвол, который захлестнул регионы и, в частности, Карачаево-Черкесию, где в преддверии выборов депутатов Народного Собрания решили расправиться с политическим конкурентом.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.