По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Сергей Кожемякин
В Казахстане продолжается преследование независимых профсоюзов. К длительному тюремному заключению приговорён руководитель одного из объединений, нередки случаи угроз в адрес активистов и их избиений. Освобождаясь от контроля, капитал усиливает эксплуатацию трудящихся, что привело к нескольким забастовкам.
УЖЕСТОЧЕНИЕ законодательства в пользу работодателей и суровые наказания для протестующих в Казахстане берут начало в 1990-х годах. Направив страну на капиталистический путь развития, её руководители стали создавать максимально комфортные условия для крупного бизнеса, в том числе иностранного. С тех пор ситуация не улучшилась. Несмотря на все разговоры о процветании, вхождении в «тридцатку самых развитых стран мира», классовые границы становятся всё непроницаемее. Охраняющее их государство строго следит за тем, чтобы никто не мешал буржуазии получать прибыль. И горе тому, кто посмеет покуситься на её привилегии!
В очередной раз это проявилось 17 июля. Суд в городе Чимкенте вынес приговор экс-председателю независимого профсоюзного объединения «Достойный труд», главе отраслевого профсоюза топливно-энергетического комплекса Ерлану Балтабаю. Из здания суда его вывели в наручниках. Срок заключения — семь лет — он будет отбывать в колонии общего режима. После освобождения вступит в силу ещё одно ограничение: семилетний запрет на занятие общественной деятельностью.
Изолируя рабочего вожака фактически на полтора десятилетия, власти поступили крайне топорно. Дело в том, что деятельность профсоюза «Достойный труд» была приостановлена ещё четыре года назад. Ему отказали в перерегистрации, которую после принятия драконовского закона «О профсоюзах» должны были пройти все организации. Однако недавно в Чимкенте появился новый локальный профсоюз под точно таким названием. Его возглавила бывшая коллега Балтабая, которая тут же подала иск о передаче ей накопленных за прежние годы взносов. Защита активиста указала на то, что ныне существующая организация не имеет никакого юридического отношения к ликвидированному объединению. Но суд отверг все справедливые доводы, и Ерлан Балтабай был признан виновным по статье «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества».
Использование этой статьи в качестве карательного инструмента не ново. Точно так же в своё время были осуждены руководитель ликвидированной властями Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан (КНПРК) Лариса Харькова и председатель профсоюза нефтесервисного предприятия «Ойл констракшн компани» Амин Елеусинов. Им не простили протест против уничтожения последнего самостоятельного рабочего объединения республиканского уровня, каким была КНПРК. Сам Балтабай тоже немало «попортил крови» и капиталистам, и пляшущим под их дудку чиновникам. На международной конференции труда, проходившей в 2017 году в Женеве, он сделал доклад о систематическом нарушении прав трудящихся и профсоюзов.
Написанными как под копирку обвинениями и лёгкостью расправы власть, очевидно, хотела надолго отбить у рабочих желание бороться за свои права. Нельзя не упомянуть и другие вопиющие случаи. Например, жестокое избиение активиста отраслевого профсоюза работников топливно-энергетического комплекса Дмитрия Синявского, который с черепно-мозговой травмой и переломами рук несколько недель пролежал в больнице.
Но запугать трудящихся не получилось. В стране продолжаются акции протеста, в которых участвуют сотни работников. 6 июля около 300 сотрудников угледобывающей компании «Шубарколь комир» в Карагандинской области отказались заступить на смену. Поводом для забастовки стало самоубийство 33-летнего горного мастера. Как утверждают его коллеги, молодой человек не выдержал давления со стороны начальства. На митинге шахтёры потребовали уволить причастных к этому людей, а также взять на полное обеспечение семью погибшего, у которого осталось трое детей. Кроме того, протестовавшие подняли вопрос об улучшении условий труда. По их словам, экологические нормы на предприятии не соблюдаются, а начальство экономит за счёт здоровья сотрудников. Прибывший по требованию бастовавших президент компании Андрей Сафонов распорядился об отстранении от занимаемых должностей наиболее одиозных руководителей. Для решения остальных вопросов создана рабочая группа.
ЕЩЁ ОДИН трудовой конфликт произошёл на вагоностроительном заводе (АО «ЗИКСТО») в Петропавловске. Предприятие простаивает с начала года. Зарплату рабочим сперва урезали наполовину, а с марта и вовсе прекратили выплачивать. Не выдержав, сотни людей собрались у заводоуправления. Начальство сослалось на резкое удорожание завозимых из России запчастей и просило людей подождать, но вызвало тем самым ещё большее возмущение. В ситуацию были вынуждены вмешаться местные власти, по требованию которых сотрудникам всё-таки выдали зарплату за два месяца. Но когда завод возобновит работу, неизвестно, так что вероятность новых выступлений очень высока.
Напряжённая ситуация сохраняется на ряде других промышленных предприятий. Долги по зарплате на вагоностроительном заводе в Экибастузе, находящемся в доверительном управлении у упомянутого АО «ЗИКСТО», превысили 100 миллионов тенге (16,4 млн руб.). С января его работники находятся в вынужденных отпусках и получают неполные оклады. И это при том, что ещё недавно владельцы сулили коллективу золотые горы. Однако из двух запланированных тысяч вагонов в прошлом году удалось произвести только 652, а затем работа заглохла совсем. Местные власти пообещали людям помочь с трудоустройством, но для рабочих, у многих из которых с заводом связана вся жизнь, это довольно сомнительная перспектива.
Политика властей уже сказалась на репутации Казахстана как одного из самых «диких» мест в отношении соблюдения прав рабочих. В рейтинге, составленном Международной конфедерацией профсоюзов, республика попала в десятку стран с наиболее ущемляемыми правами рабочих, оказавшись по соседству с Бангладеш, Бразилией, Колумбией, Гватемалой, Саудовской Аравией, Турцией. Это подтвердила Международная организация труда (МОТ), входящая в структуру ООН. Она внесла Казахстан в специальный параграф своего отчёта «в связи с отсутствием прогресса с реализацией трудовых прав и прав профсоюзов». Этому предшествовало тщательное изучение соответствия казахстанского законодательства и правоприменительной практики Конвенции МОТ о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы. По его итогам были представлены многочисленные факты дискриминации трудящихся. В отчёт попали антирабочие пункты закона «О профсоюзах», уголовные дела в отношении профсоюзных лидеров, а также ликвидация КНПРК и других независимых объединений. Как отмечается, за пять лет с момента принятия закона в стране были лишены легального статуса более 600 профсоюзных организаций.
Реакция властей на это решение оказалась нарочито отстранённой. «Мы сможем с этим прожить», — заявил советник-посланник Казахстана при ООН Арман Байсуанов. Это безразличие к нуждам трудящихся может дорого стоить руководителям страны, видимо, забывшим уроки истории.
Комментарий редакции: Капитал совсем перешёл все мыслимые и немыслимые границы. Принимая антирабочее законодательство, препятствуя деятельности независимых профсоюзов, правящие круги обрекают народ на нищету и прозябание. И всё во имя «привлечения иностранных инвесторов». Видите ли, если держать зарплату на низком уровне, то якобы иностранный капитал активно потянется в страну. Но, во-первых, целесообразно ли это с экономической точки зрения? Во-вторых, зачем решать проблемы за счёт искусственного «затягивания поясов». Данная политика никогда никому не приносила успехов. Поэтому трудовой народ Казахстана рано или поздно встанет во весь рост, выйдет в массовом порядке на улицы и обязательно прогонит эксплуататоров — как местных, так и зарубежных. Пора переходить казахстанским трудящимся к действиям. Олигархия бросила им вызов — поэтому о пассивности речи быть не может.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.