К дискуссии о термине «Обновленный социализм»

К дискуссии о термине «Обновленный социализм»

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.

Автор статьи — Алексей Брагин

М.К. Соколов предложил определить нашу позицию по отношению к термину «Обновленный социализм». В этом вопросе я выражаю солидарность с позицией И.И. Никитчука и Ф. Рякина.

Я рассматриваю термин «Обновленный социализм», как рекламный слоган (лозунг), призванный привлечь в наши ряды новых сторонников. Лозунг «Обновленный социализм» означает, что мы извлекли уроки из практики социалистического строительства в СССР и других стран социалистического лагеря. Поэтому мы взяли себе на вооружение все лучшее, а негативное – отбросили.

Напомню, что, по Марксу, существует пять общественно-экономических формаций (о-э.ф.). Первая — первобытно-общинная. Вторая — рабовладельческая. Третья — феодальная. Четвертая — капиталистическая. И самая последняя о-э.ф. – коммунистическая.

Эти понятия универсальные, они не имеют и не могут иметь какой-либо национальной специфики. Не было, например, немецкого, китайского или русского феодализма. Мы говорим, что во всех этих странах был феодализм, который имеет универсальную характеристику.

Точно также универсальны понятия «коммунистическое общество» и «социализм».

Наиболее полное и всестороннее определение коммунистическому обществу, на наш взгляд, дал И.В. Сталин. «Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество:

А) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная.

Б) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация трудящихся.

В) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике, как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства.

Г) где не будет противоположностей между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством.

Д) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Е) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета

Ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной. И т.д. и т.п.» (Сталин).

По Ленину, социализм – это коммунистическое общество на первой ступени. «Научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово – более высокую, дальнейшую ступень его» (Ленин).

При социализме упразднена частная собственность на средства производства, установлена общественная, социалистическая собственность, как основа общества и уничтожены эксплуататорские классы. Но при социализме еще сохраняются, по образному выражению Маркса, «родимые пятна капитализма». Распределение произведенных продуктов при социализме происходит по принципу: «От каждого по способностям, каждому по труду». При социализме также сохраняются товарно-денежные отношение в сфере потребления.

«Социалистическое производство в СССР не знает периодических кризисов перепроизводства и связанных с ними нелепостей. Поэтому производительные силы развиваются здесь ускоренным темпом, так как соответствующие им им производственные отношения дают им полный простор для такого развития» (Сталин).

При социализме интересы личности сочетаются с интересами общества. Личность не подавляется, как при капитализме, а становится действительно свободной. Общество управляется социалистическим государством, в котором граждане свободны и равны.

При социализме все еще продолжается техническое соперничество с развитыми капиталистическими странами. И только на полной фазе коммунистического общества (коммунизме) произойдет окончательный отрыв в техническом и экономическом плане от стран капитала. То есть, только при полном коммунизме техническое преимущество над капитализмом станет бесспорным.

Я согласен с И.И. Никитчуком, что искусственными являются попытки классифицировать социализм (коммунизм) на какие—либо разновидности. Либо социализм (коммунизм) есть, либо его нет. Но при этом национальную специфику может иметь опыт социалистического (коммунистического) строительства. Что же касается терминов «коммунизм», «социализм», «капитализм» или «феодализм», то они универсальны для всех стран, для всех народов.

В этой связи замечу, что такие же попытки искусственной дифференциации нередко предпринимаются в отношении термина «капитализм». Наверняка вы слышали ошибочные суждения, что в США и Швеции «социальный капитализм», а якобы в России – «дикий капитализм». Такие суждения являются ложными, поскольку капиталистические страны следует рассматривать, как единую мировую систему. В центре этой единой системы капитализма – «золотой миллиард» (ряд относительно благополучных развитых капиталистических стран). И периферия капитализма – все остальные страны, которые нещадно эксплуатируются «золотым миллиардом».

В связи с вышеизложенным, предлагаю рассматривать термин «Обновленный социализм» не иначе, как рекламный слоган (лозунг) и противодействовать ревизионистским попыткам по пересмотру основных положений нашего марксистско-ленинского учения.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *