Можно заполонить весь телеэкран показушными репортажами из образцово-показательных «образовательных центров» — назови их хоть «Сириусом», хоть «Альтаиром», хоть самим «Юпитером». Да только этим не компенсируешь продолжающееся отсутствие массовой качественной подготовки инженеров и высококвалифицированных рабочих.
НА ОФИЦИАЛЬНЫХ российских телеканалах продолжает царить пропагандистская показуха, в лучшем случае имеющая с реальной действительностью мало общего, а в худшем — не имеющая ничего. Вот, к примеру, по-прежнему по всякому поводу и вообще без такового высокопоставленные лица хвастают экспортом зерна, при этом сознательно замалчивая вопрос о качестве этого экспорта, да и вообще о его эффективности. Как будто сомнительная слава таких же вот «экспортёров» — царского премьера Петра Столыпина и его «шефа» Николая Романова — не даёт им покоя! Хотя кончили эти два персонажа, как всем известно, ну очень плохо…
Между тем специалисты просто криком кричат о неэффективности сегодняшнего российского зернового экспорта: то есть вывозим, как слаборазвитая страна, сырьё (то бишь зерно), а взамен ввозим втридорога продукты его переработки. А это прежде всего мука твёрдых (элитных) сортов пшеницы, без которой ни изготовить макаронных изделий, ни испечь столь любимых миллионами москвичей и гостей столицы всевозможных белых булочек. Вот что по этому поводу замечает, например, действительный член (академик) Российской академии наук, научный руководитель Федерального научного центра аграрной экономики и развития сельских территорий Иван Ушачёв: «Наша страна до сих пор продолжает вывозить зерно. При этом мы импортируем продукцию высокого передела на 10 миллиардов долларов». А это и есть прежде всего та самая мука, которую сами мы, по словам академика Ушачёва, «вывозим лишь 280 тысяч тонн, а миллионы тонн гоним зерном».
И рядом — более чем показательный пример наших соседей турок, которых кое-кто в последние три года склонен усиленно пропагандировать как «стратегических друзей». Так вот, эти «друзья» с удовольствием покупают у нас зерно в качестве сырья, а затем… тут же перерабатывают его в муку и выходят на мировой рынок в качестве ведущих её экспортёров! Излишне напоминать, что продают её втрое дороже, чем потратили на закупку зернового сырья (иначе не скажешь!) у России. Сама же путинская Россия, как видим, хвастаясь умением «действовать по-рыночному», на деле по экономической эффективности и качеству своего экспорта по-прежнему плетётся в хвосте.
Отчего так происходит? Да всё оттого же — от общеэкономической и, в частности, промышленной отсталости, которая досталась от ельцинско-гайдаровских времён и которая никуда не делась во времена путинские, несмотря на все бодрые телерепортажи.
Ведь чтобы получить ту же высококачественную муку, надо сперва вырастить пшеницу высококачественных же сортов. А семян таких сортов у нас элементарно не хватает, поскольку наши семеноводство и селекционное дело продолжают испытывать последствия тех самых разрушительных и преступных «реформ» 1990-х годов. Преодолеть такое положение можно только кропотливой работой и вложением средств в селекционную науку, но ведь куда легче вырастить на кубанских и донских чернозёмах зерно пусть менее качественных сортов, но зато из тех семян, что под рукой! А затем поскорее продать за рубеж. Вот этим и занимаются.
А далее даже те незначительные объёмы высококачественной пшеницы, что удалось вырастить, не говоря уже об основных урожаях, надо ведь переработать в муку, а для этого нужны прежде всего суперсовременные элеваторы, причём в большом количестве. А где их взять, если это направление в России тоже запущено начиная с тех самых 1990-х годов? Вот и получается, что в той же Турции в достатке и зернохранилищ, и предприятий по переработке зерна, а у нас…
В чём-то схожее положение (при всей условности сравнения) сложилось в нашей автомобильной промышленности. Судите сами: по телевидению россиянам показывают очередной новенький и весь из себя блестящий завод, открытый каким-нибудь «Фордом» или «Рено», и это выдаётся за успех отечественной промышленности. И с производством лекарств порой наблюдаем подобное: стараются уверить население, что, мол, российская промышленность «наладила выпуск собственных лекарств». А что происходит на самом деле?
Послушаем специалиста — доцента Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Российской Федерации (обращаем внимание: при президенте, а не при каком-нибудь оппозиционном центре «имени Навального»!) Олега Филиппова. «Обычно в нашей стране, — говорит он, — располагается только финальная часть производства, а научная часть — за границей… Это обрекает нашу промышленность на технологическую зависимость (выделено мной. — О.Ч.)».
К этой оценке мы можем лишь только добавить: за границей находится не только научная часть, но и производство многих узлов и деталей (если речь идёт об автопроме) или компонентов лекарств для столь разрекламированных совместных производств. На долю же российских работников остаётся столь знакомая ещё с 1990-х годов «отвёрточная сборка» автомобилей из фактически импортных деталей или расфасовка медикаментов в какую-нибудь фольгу либо в коробочки. Они, конечно, часто выглядят ярко или даже просто красиво, да вот только адекватная ли это компенсация за то, что мы по-прежнему плетёмся в технологическом хвосте? И доход в основном опять-таки остаётся за рубежом.
Впрочем, у нас и с кадрами для наукоёмких производств, мягко говоря, не гладко. Программа «Вести» регулярно взахлёб рассказывает телезрителям об очередных успехах школьников-вундеркиндов из очередного «образцово-показательного» лицея. Но как быть не с отдельными достижениями, а с массовой подготовкой столь нужных стране специалистов?
Вот свидетельство известного журналиста, генерального директора радиостанции «Говорит Москва» Владимира Мамонтова: «В стране царит дефицит рабочих специальностей. Мы в Москве не могли найти профессионального молодого человека, который занимается тонкой обработкой металла. Сложно найти молодого человека, который отлично разбирается в механике… Юристов много, а сборкой заниматься некому. От этого у нас неправильно припаивают контакты, и вторая ступень ракеты взрывается, не долетев (выделено мной. — О.Ч.)».
Ну и чего стоит после подобных признаний заезженная телевизионная пропаганда о том, какие мы «сильные, красивые и передовые»?
Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.