Проблема эта в России давняя, но сегодня она стала настолько остра, что необходимо срочно её разрешать
Состоявшаяся 20 июня этого года очередная прямая линия с президентом в этом плане стала действительно знаковым событием. Несмотря на то, что, как и предыдущие аналогичные политические шоу, она не носила сколько-нибудь содержательного характера, тем не менее после её проведения кардинально изменилась риторика представителей власти и всех проправительственных СМИ.
ГЛАВНЫМ ИТОГОМ этой встречи стало то, что теперь и на самом высоком управленческом уровне не отрицают, не могут отрицать, что качество жизни российских граждан за последние годы значительно ухудшилось. Проблема бедности в современной повестке дня заняла совершенно иное место, и в общественном мнении звучат уже совсем иные акценты.
«Прямая линия» показала, что по всей стране как снежный ком нарастает количество проблем, которые не решаются и не могут быть решены в так называемом ручном режиме. А системного подхода к их решению руководство страны так и не смогло выработать за все годы нахождения у власти ныне действующего президента. Сегодня невозможно скрыть никакими статистическими ухищрениями тот факт, что бедность прочно и надолго поселилась в России. Она начинает вторгаться в жизнь всё большего числа россиян.
За чертой абсолютной бедности, которая определяется в денежном выражении прожиточным минимумом, по состоянию на декабрь 2018 года находилось 18,9 миллиона человек. Это 12,9% всего населения страны. Но прожиточный минимум в 2018 году составлял 10287 рублей. Те, чьи зарплаты достигали 11—12 тысяч, уже не считались бедными. Однако каждый, кто пробовал прожить на 12 тысяч рублей в месяц, вряд ли сможет утверждать, что этот уровень дохода достаточен для проживания. Сколько на самом деле бедных в России, официальная статистика не показывает.
Реальное число людей, которые вынуждены ограничивать себя в удовлетворении многих первоочередных потребностей, можно приблизительно оценить по величине среднедушевого дохода. Среднедушевым доходом менее 20 тысяч рублей в месяц обходится без малого 40% населения. И хотя этот показатель не может абсолютно точно передать истинное положение в каждой отдельно взятой семье, но он более адекватно отражает положение дел с бедностью в целом. Сегодня можно с уверенностью сказать, что нуждающимися в той или иной степени являются 25—30% граждан России, и их число продолжает расти.
Именно эта тенденция наглядно проявилась в ходе общения народа с президентом. Как же оценивает ситуацию В.В. Путин?
Президент попытался пошутить, но, как это часто случается в последнее время, неудачно. Когда разговор зашёл о непомерно высоких окладах министров и других госчиновников, президент вдруг вспомнил старую, но, по его мнению, известную шутку: «Мы должны работать не для того, чтобы не было богатых, а для того, чтобы не было бедных». Поэтому якобы нет смысла в уменьшении окладов госчиновников, ибо задача заключается в том, чтобы увеличить доходы всех остальных граждан. А если резко уменьшить зарплаты нашим руководящим работникам, то они все разбегутся по частным конторам либо уедут за границу и работать будет некому.
Что тут скажешь?
То, что о министрах и чиновниках беспокоиться не стоит, это и так понятно. Никуда они, к сожалению, сами не денутся, пока их насильно не выгонят из кабинетов. Эти «эффективные менеджеры», которые не реализовали ни одного успешного проекта и ничего не смогли сделать для улучшения экономической ситуации в России, никому ни в частных конторах, ни тем более за границей задаром не нужны. А вот с шуткой про бедность — тут всё гораздо сложнее.
Когда-то, в самом начале девяностых годов прошлого века, впервые эта шутка в эфире одного из центральных телеканалов была произнесена не кем-нибудь, а самим Анатолием Борисовичем Чубайсом. Это он с пафосом заявлял о том, что, дескать, коммунисты стремились извести богатых, а он и его товарищи будут бороться за то, чтобы не было бедных. Как известно, и Путин, и Чубайс с той перестроечной поры постоянно работали в одной команде, поэтому и шутки у них с тех пор, видимо, одни и те же.
Только эта на первый взгляд остроумная фраза годится лишь для анекдотов и совершенно неуместна при серьёзных разговорах. Мало кто задумывается над тем, что понятия «бедный» и «богатый» могут существовать только вместе. Ведь эти понятия неразделимы. Если все будут богатыми, то как узнать, что они богаты? Если ты богат, то должен обязательно быть кто-то рядом бедным, чьё нищенское положение только и доказывает, что ты богат. Если бедных не будет, то с кем сравнивать?
Правду сказать, в результате усилий нашего руководства в течение последних двадцати с лишним лет число богатых россиян действительно увеличилось. Причём Путин и Чубайс не забыли и про себя. Но когда люди пытаются всеми способами увеличивать свои богатства, то очень быстро проясняется тот факт, что богатств в количествах, о которых грезят наши управленцы, на всех не хватает.
Реальная жизнь такова, что все эти богатства не бесконечны и не сыплются из мифического рога изобилия по первому желанию просящего. Их надо сначала произвести. Количество произведённого всегда конечно. Поэтому если кто-то из этого количества начинает брать больше, то другим достанется меньше, а некоторым вообще может ничего не достаться. И совершенно логично, что одновременно с увеличением числа богатых число бедных тоже начинает расти, но уже в арифметической прогрессии.
Россия не является исключением, и в ней действуют те же самые экономические законы, что и в других капиталистических странах. И все потуги подобных борцов с бедностью всегда предсказуемо заканчиваются тем, что социальное неравенство в обществе лишь нарастает год от года.
Зато президент поставил перед правительством весьма амбициозную задачу: к 2024 году снизить уровень бедности вдвое! Ни больше ни меньше. То есть снизить уровень бедности примерно до 6,5%. Следовательно, число живущих за чертой бедности в нашем государстве не должно превышать 10 миллионов человек.
Здесь возникает ряд вопросов.
Во-первых, а как пришли к таким цифрам? Насколько они реальны? Кто считал? Почему именно вдвое, а не втрое или не в полтора раза? На чём основан расчёт? Ведь за всё время правления нынешней власти, даже в самые лучшие по этому показателю годы, число бедных никогда не опускалось ниже 15 миллионов человек. И это по официальной статистике. Что же у нас должно свершиться в ближайшие пять лет, чтобы вдруг произошёл такой прорыв? Ведь никаких грандиозных экономических успехов в ближайшем будущем не предвидится. Все эти вопросы повисают в воздухе, как и многие другие, задаваемые по поводу прежних указов и обещаний президента.
Во-вторых: какими методами правители собираются этого достичь? Неужели всерьёз думают, что если они по-иному будут распределять средства, выделяемые на «борьбу» с бедностью, так сказать, «целевое распределение тем, кто действительно нуждается», то смогут ликвидировать нищету? Проще предположить, что вся эта суета организована только для того, дабы показать «кипучую деятельность», не особо утруждая себя мыслью о том, чтобы действительно справиться с бедностью.
Либо расчёт на то, что всё утрясётся само собой, и в связи с этим вспоминается другой анекдот, но уже с долей чёрного юмора: «Правительство заявило о сокращении на 400 тысяч человек числа россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Куда делись эти 400 тысяч, не уточняется…»
Анекдот анекдотом, но смеяться почему-то не хочется. Ведь, по статистике, в России наблюдается достаточно высокая естественная убыль населения. Поневоле задумаешься над этим. И, по всей видимости, если в ближайшие пять лет правительство не изобретёт волшебную палочку, других путей к сокращению бедности, кроме как «естественным путём», не останется.
Да и этот путь в настоящий момент под большим вопросом. Ведь, по предварительным результатам подсчётов Росстата, за последний год уровень бедности практически не изменился, а естественная убыль населения резко выросла. Отсюда получается, что рост бедности опережает рост смертности.
При этом прирост населения в целом по России впервые за последние десять лет оказался отрицательным. Если раньше естественная убыль покрывалась миграционными потоками, то теперь и они не спасли от общего снижения численности населения.
Совсем недавно вице-премьер Татьяна Голикова на одном из совещаний сообщила, что естественная убыль за четыре месяца 2019 года составила 149 тысяч человек и Россия катастрофически теряет население. И хотя речь шла в первую очередь о смертности по медицинским показателям, но кому не известно, что болезни в большей степени являются спутниками беднейших слоёв населения? А если добавить сюда и то, что возможность получить качественную медицинскую помощь и приобрести необходимые лекарства людям с месячным доходом в 11 тысяч рублей гораздо проблематичнее, то места для удивления совсем не останется.
САМОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ заключается в том, что какие бы национальные проекты для борьбы с бедностью ни придумывала наша нынешняя власть, можно заранее утверждать, что ничего у них не получится. И для такого утверждения совсем не обязательно обладать экстрасенсорными способностями или глубоко разбираться в текущей экономической ситуации. Всё гораздо проще.
Дело в том, что если вы внимательно послушаете или прочитаете правительственные фантазии на тему «Как нам победить бедность», то вы нигде не услышите и не увидите анализа, который бы вскрывал истинные причины, порождающие бедность. Эти причины даже не пытаются сформулировать. Но если не устранить причины возникновения какого-либо явления, то невозможно устранить и само явление. Его можно ослабить, приукрасить, замаскировать, не обращать на него внимания, но покончить с ним не получится. Поэтому все нацпроекты, о которых нам всё время напоминают, заранее обречены. Это очередная растрата народных денег на бездумную затею. И другого результата быть не может до тех пор, пока у нас не перестанут бороться за увеличение числа богатых. А так как все рычаги власти находятся в их руках, то при нынешнем положении дел бедным надеяться особо не на кого, кроме как на самих себя.
Опубликованные совсем недавно новые сведения весьма наглядно иллюстрируют всю эфемерность нынешней государственной политики в области борьбы с бедностью. В то время, когда президент с правительством разрабатывали планы и очередные «дорожные карты», бедность резко подросла, не дождавшись, пока с ней начнут бороться. В конце июля Росстат сообщил, что доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума в первом квартале 2019 года выросла до 14,3% населения страны (20,9 миллиона человек). Интересно, теперь от каких показателей будут считать уменьшение бедности вдвое: от тех, что были в декабре, или от нынешних?
И ЭТО ещё не предел. Если внимательно проследить за сообщениями новостных лент, то можно выявить чётко обозначившуюся в последние месяцы тенденцию к банкротству и закрытию различных крупных предприятий либо существенному сокращению работающего на них персонала. Добавим сюда последствия очередной волны «оптимизации» бюджетных учреждений, где с нового года всеми способами урезают зарплаты работникам, и от радужных планов правительства по сокращению бедности камня на камне не останется.
Завершая констатацию этих безрадостных фактов, остаётся лишь указать на истинные причины возникновения бедности.
В последнее время всё чаще можно услышать фразу о том, что стыдно за страну, в которой работающий человек вынужден влачить нищенское существование. Но этот факт отнюдь не является каким-то особым российским феноменом. С течением времени многие моменты исторического развития человечества забываются, уходят из памяти нынешних поколений. И не все сейчас понимают и осознают, что именно этот факт и вызвал к жизни первые социалистические идеи.
Впервые голос в защиту работающего населения, которое, несмотря на то, что пытается честно заработать себе на жизнь ежедневным трудом, тем не менее хронически остаётся за чертой бедности, возвысили социалисты-утописты ещё в конце XVIII столетия. Именно этот чудовищный социальный порок — бедность работающего населения — стал визитной карточкой капиталистических отношений. Поэтому социализм и является идеологией наёмных работников, что своей задачей он ставит освобождение работающего человека от нищенских условий существования. С тех пор ни одна развитая капиталистическая страна никогда не могла полностью победить бедность, так как бедность — неизбежный продукт самой этой экономической системы. Ведь там, где есть богатые, всегда будут и бедные. И вероятность того, что вы попадёте в число последних, всегда гораздо выше.
А общий вывод прост: чтобы ликвидировать бедность, нужно менять сам строй.
Николай БЕРЕГОВОЙ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.