По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Пётр Сидоров
Многие эксперты предрекали, что реновация в Москве рано или поздно превратится в принудительное переселение. Но то, что начало происходить в реальности, трудно было представить даже в самом дурном сне. В ряде СМИ появились сообщения, что судебные приставы заваривают двери квартир у тех, кто не согласен на предложенные варианты переселения.
В ОДНУ из квартир дома №51 по улице Удальцова в пятницу, 2 августа, пришли судебные приставы. Хозяев дома не оказалось, и приставы дали указание рабочим взломать дверь. После этого все вещи из квартиры вынесли, а дверь заварили, рассказал радиостанции Бизнес FM адвокат семьи собственника Станислав Станкевич.
Пострадавшие отказались от предложенной мэрией Москвы квартиры в новом доме на 18-м этаже, так как один из членов семьи по состоянию здоровья не может жить так высоко. Власти предложили квартиру пониже, но почему-то туда заселили других людей. И вот в апреле 2019 года Никулинский районный суд города Москвы принял решение о принудительном выселении. Причём о суде собственника квартиры даже не уведомили. Тем не менее он успел в нужный срок подать апелляцию. Тяжба ещё не закончена, поэтому решение суда первой инстанции не может вступить в силу, а значит, исполнительный лист незаконен. Однако приставы не стали дожидаться законного разрешения конфликта.
«Прецедентным является явный взлом и такое вытаскивание имущества, перемещение его неизвестными лицами на странном фургончике со слоганом «Перевезём под градусом», — говорит адвокат. Вероятно, организаторы реновации уверены, что теперь можно любого несогласного вышвырнуть из его квартиры.
Почему же так торопятся московские власти, применяющие силовиков для выселения несогласных? Дело в том, что после расселения все квартиры в доме, подлежащем сносу, переходят департаменту имущества. Дом №51 расселён почти весь — но только лишь на бумаге. Член рабочей группы Госдумы по защите прав и интересов жителей при реализации программы реновации Евгения Юрчук приехала на место и увидела, что жизнь в доме кипит, в подъезд постоянно кто-то заходит и оттуда выходит — судя по всему, гастарбайтеры.
Евгения Юрчук: «Дойдя до пятого этажа, я увидела открытую настежь дверь, на полу лежал человек. Наверное, так собственники квартир не живут. Не заходя в квартиру, я включила камеру. Я представилась, что являюсь членом рабочей группы Госдумы. На это были хиханьки и хаханьки: «Что за фирма «Госдума», Госдуме привет». Судя по разговору, их реакции, понятно, что это какие-то люди, которые заехали туда либо самостоятельно, без ведома собственников, либо без договора. Как мы увидели, заселяют непонятных лиц в эти квартиры, то есть, видимо, в ближайшее время сносу этот дом не подлежит».
Имеет ли право «Жилищник» сдавать эти квартиры рабочим-мигрантам и в курсе ли происходящего муниципальные власти? Не зря же уезжавшим жильцам запретили увозить свою сантехнику, что тоже незаконно. Кстати, ситуация с завариванием дверей не такая уж необычная. Наталья, чей дом в Измайлове был первым в программе реновации, говорит, что в процессе переселения был полный бардак:
«Какая-то часть из дома съехала, и они не успевали опечатывать, кто сдал ключи, начался трэш: людей заваривали заживо, то есть люди утром вставали и видели заваренные двери. Звонили по соседям: «Помогите! Спасите! У кого есть «болгарка», откройте нас!»
Да и в новом доме, куда переселяют из пятиэтажек, постоянно происходят катаклизмы, продолжает Наталья:
«Прошлое лето какое было, помните, какие были дожди. Я живу на 18-м этаже, меня затопило, у меня из люстры бил фонтан воды. Мне меняли все полы, потолки. Мы до сих пор с застройщиком выясняем отношения. Когда идут дожди, нас заливает. К лифту мы подплываем. В том году мы три месяца добивались, чтобы у нас наладили воду: когда включаешь кран, либо воды нет вообще, либо идёт кипяток во всём доме. Потом в мае начали во всех квартирах падать потолки, все стены уплыли».
В январе прошлого года был скандал с расселением дома на проспекте Маршала Жукова. СМИ писали, что жильцам предложили недоброкачественное жильё, кто-то отказался переселяться, и тогда в доме отключили электричество и отопление.
БЫВШИЙ ЖИТЕЛЬ дома №51 Евгений Иванович — один из «пионеров реновации» — рассказал «Новым Известиям», что в новостройке на проспекте Вернадского, 58, живёт уже полгода, а к старому дому по-прежнему тянет. На новую квартиру Евгений Иванович в целом не обижается, вот только от метро далековато: почти полтора километра с пересадкой. «Комнатки в сравнении с нашими неудачные, мебель как надо не расставишь. Кухня на два метра побольше, но холодильник и шкафчики приткнуть некуда, всё время за них цепляемся. Ванная, туалет только для изящных фигур, если габариты внушительные, то и не вылезешь».
— Многие, когда получили не то, что нам обещали, надеялись, это ошибка, напишут Собянину, и он разберётся, — говорит Евгений Иванович. — Ни в чём он не разобрался. Стали наседать на департамент городского имущества (ДГИ): предоставляйте жильё, положенное по закону, не срамите программу реновации. ДГИ твердит на автоответчике: «Вам предоставлено право на второй смотровой ордер для выбора квартиры». Адрес тот же, квартира такая же, только на другом этаже. Ну не издевательство?!
Несколько переселенцев сгоряча пошли в суд. Суды заявления не принимают, судьи даже вникать не хотят, почему люди жалуются: была одна квартира — дали другую, права соблюдены… А то, что обещали, — это не к ним. Вялотекущая перепалка с властями тянется до сих пор, нормальной жизни нет ни в обречённых на снос домах на улице Удальцова, ни на Вернадского — из двух пятиэтажек туда без проблем переехали семей тридцать, остальных или выперли по суду, или они сами надеются добиться там правды.
— Теперь, после того как распотрошили квартиру в нашем бывшем подъезде и превратили соседей в бомжей, качать права охотников поубавится, — прогнозирует переселенец. — Люди же видят: тягаться с ДГИ себе дороже. Никто ничего у них не выиграл — ни сортира на полметра больше, ни кухню с нормальным окном, ни квартиру улучшенной планировки.
— Мы видим тенденцию, с которой проводится реновация, — говорит Юрчук. — Это властный натиск, отсутствие компромиссов, пренебрежение к людям и нежелание вникать в их проблемы. В том же ключе действуют и суды: решения «по реновации» выносятся с бешеной скоростью и мгновенно исполняются. А ведь речь идёт не о каких-то малозначительных вещах, а об изъятии собственности у граждан. Недавний случай вообще беспрецедентный — насилие применили к людям, которых не устраивал всего лишь этаж в доме на проспекте Вернадского. Они пытались подписать договор на другую квартиру — на нижнем этаже, это им необходимо по состоянию здоровья, но наткнулись на ничем не оправданную непреклонность.
Евгения рассказывает: когда приставы зашли в квартиру и увидели мешки с вещами, всем стало понятно, что незадачливые собственники готовились к переезду. Но… У приставов — приказ, у чиновников — амбиции, у суда — рвение. Человеческое отношение в этом замкнутом кругу реновация, похоже, и не предусматривала.
В ХОРОШЁВО-МНЁВНИКАХ расселяют первый дом по программе реновации: некоторые жильцы уже переехали в предложенную городскими властями новостройку. Но чиновники об этой новости не сообщают, и вот почему: как утверждают сами жильцы, в доме, куда их переселили, кривые стены и ещё десяток недочётов. Впрочем, тех, кто отказался переезжать из своих старых квартир, прямо перед Новым годом отрезали от коммунальных услуг, сообщил телеканал «Дождь».
Так выглядит первый дом, построенный по программе реновации: двери вылетают из косяков, сантехника шатается, розетки выпадают из стен, а сами стены — в трещинах и дырах. Дом сдали с косметическим ремонтом, после которого надо делать ещё один ремонт.
«Застройщик реагирует очень лениво, надо по многу раз бегать, просить устранить эти недоделки, которые у меня устранять нет ни сил, ни финансовых возможностей. Переезд нас шокировал», — рассказывает жительница Наталья Шумская. Наталья уже пожалела, что согласилась переезжать, но вариантов нет. Тех, кто наотрез отказался от нового жилья по программе, буквально вынуждают выехать. Каждый день в доме на Маршала Жукова — это его расселяют — мародёры пробираются в пустые квартиры и вытаскивают всё ценное, выламывают пластиковые окна и двери.
Полиция приезжает сюда по нескольку раз в день, впрочем, жители дома порой ещё больше опасаются не мародёров, а местного «Жилищника»: в конце декабря дом на какое-то время отключили от тепла, света, интернета и телевидения, хотя здесь по-прежнему живут семьи с детьми и тяжелобольные.
Предлагаемая новостройка действительно в жутком состоянии. «Я считаю, что этот дом аварийный, это моё мнение как инженера-строителя. Стена стала вот такой, то есть она не вертикальна. По какой причине? На эту стену есть вертикальная нагрузка, под которой она выгнулась», — заявляет переселённый житель Александр Грузинов.
«Когда нас стали переселять, я впервые столкнулся с информационным вакуумом, когда тебе не показывают ни одного документа на дом… Когда я в ДГИ задаю банальный вопрос, из какого материала построен этот дом, мне говорят: «А вам это не надо знать», — рассказывает житель Павел Мороз.
Сейчас в двух домах, которые должны снести, а жителей переселить в новостройку на Карамышевскую набережную, осталось около 70 семей, отказавшихся переезжать. Они требуют от департамента городского имущества другое жильё, и им действительно предлагают варианты, правда, все они в одном и том же доме.
Комментарий редакции: Мы постоянно пишем о конфликтных ситуациях, возникающих во время осуществления программы реновации жилого фонда. Однако дело не в «перегибах» и ошибках, как представляют себе некоторые. Сам закон о реновации предоставил властям и строительным компаниям возможность сносить жилые дома, независимо от их технического состояния. А освобождение застройщиков от соблюдения градостроительных и санитарных норм? То есть, строительным магнатам предоставлена возможность бесконтрольной застройки городского пространства, его фактической приватизации. Но переломить деструктивные тенденции можно. Впереди у нас выборы в Московскую городскую Думу. Важно в массовом порядке явиться на избирательные участки, проголосовав за тех, кто прямо ставит вопрос об альтернативной политике. Речь идёт о кандидатах от КПРФ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Мечта «толстых кошельков» об отделении богатых от бедных, озвученная ещё во времена БНЕ, начинает сбываться. В идеале переселить всех нищебродов в одну высотку до небес, а себе забрать всю землю в городе. Слушайте, слушайте, и не говорите потом, что вы не слышали.