Сталин и советская цивилизация

Сталин и советская цивилизация

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.

Автор публикации — профессор, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук А.И. Субетто

1.Исторические личности Ленина и Сталина –

фокус битвы за будущее России в XXI веке

Мы, наш народ, отмечаем 21 декабря этого, 2019-го, года 130-летие со дня рождения И.В.Сталина в пространстве уже 20 лет развивающейся капиталистической контрреволюции, обреченной на исторический крах, принесшей много невиданных бедствий и страданий всем народам СССР, который был расчленен, вопреки воле народа, высказанного на всесоюзном референдуме в 1991 году, благодаря предательству Ельцина, Кравчука и Шушкевича.

В Обращении ЦК КПРФ к гражданам России «Путь России – вперед к социализму», опубликованным в «Советской России» 19 ноября 2009 года, 10 лет назад, указывается, что прошедшие почти 20 лет со времени разрушения Советского Союза стали годами невиданных в истории России «преступлений против ее великого прошлого, настоящего и будущего» [«Обращение ЦК КПРФ…», 2009, с.1]. Тогда, в 2009 году, ЦК КПРФ выделил шесть преступлений ельцинизма и продолжателей его дела против России:

1)«это разрушение тысячелетней Россииотказ от огромных территорий, веками входившими в ее состав», «утрата Россией прежнего статуса великой мировой державы»;

2)«уничтожение, причем сознательное, промышленности и сельского хозяйства»,«добровольный переход на роль сырьевой державы – придатка экономики других стран». «На развалинах России правит бал олигархическое и чиновничье воронье…»;

3)«утрата Россией непререкаемого статуса великой военной державы, которым она обладала триста лет»,«Целенаправленное разрушение обороноспособности страны, продолжающееся на наших глазах в форме губительной «военной реформы»;

4)«разрушение одной из лучших в мире систем народного просвещения и высшего образования, моральное растление, отказ от великих культурных традиций и погружение страны в трясину чужестранного «духовного ширпотреба».«Свершилось страшное злодеяние против стержня российской нации – языка, культуры и цивилизации»;

5)это «ликвидация уникальных социальных завоеваний советского народа. Это преступление ложится каиновой печатью на лоб нынешней власти, которую она тщетно пытается стереть с помощью презрительных рассуждений о «советском собесе»;

6)это «вымирание России»,которое является прямым следствием политики хищнического режима олигархии и их подельников в чиновничьих креслах. После 1991 года страна потеряла 15 миллионов человек… Наша нация движется к катастрофе…» [«Обращение ЦК КПРФ…», 2009, с.1, 2].

Эти оценки ЦК КПРФ, спустя 10 лет, в 2019 году, когда мы отмечаем 140-летие со дня рождения И.В.Сталина, не потеряли своей актуальности.

Автор в 1998 году, более 29 лет назад, опубликовал работу «Эпоха Б.Н.Ельцина: 10 «ударов» по уничтожению самостоятельности России и русского народа» (1998), в которой писал:

«И.В.Сталин возвеличил СССР – РоссиюПод его руководством осуществилась культурная революция, покончившая со всеобщей безграмотностью народов СССР – России, была создана система народного образования, не имевшая аналогов в мире, создана мощная система здравоохранения, за 10 лет 30-х годов осуществлена индустриализация экономики страны, выдвинувшая СССР по производству валового продукта на 2-е место в мире, было обеспечено создание мощной системы обороны на современной технике вооружения… Благодаря успехам отечественной конструкторской мысли и работы промышленности к началу Великой Отечественной войны были созданы высокотехнологичные авиастроение, танкостроение, станкостроение, приборостроение, радиопромышленность и т.д. Имя Сталина навсегда войдет в историю в связи с великой победой советского народа в Великой Отечественной войне. Именно СССР – Россия… спасла человечество от фашистского ига…

Эпоха Ельцина предстает как эпоха отрицания всей советской истории, как эпоха отрицания результатов Великой Октябрьской социалистической революции, как эпоха реставрации капитализма в России и одновременно как эпоха реализации стратегии Даллеса по уничтожению России как независимого государства, по уничтожению русского народа… Эпоха Ельцина есть эпоха прозападного, проамериканского эпигонства и царства «серости», «безликости», «некомпетентности» у власти, поскольку разрушение не требует профессионализма, а наоборот, востребует именно те качества, которые красочно описал Даллес», а именно «низменные человеческие чувства», «культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякой безнравственности»(А.И.Субетто, 1998, с. 6, 9, 10).

Все эти оценки подтвердились. «Эпоха Б.Н.Ельцина», ельцинизм, как символ капиталистической контрреволюции, продолжаются, погружая страну в процесс самоуничтожения, управляемый стратегами глобального империализма типа Киссинджера, З.Бжезинского, М.Оллбрайт, Боруха, Рокфеллеров, Буша-старшего (некоторые из его списка ушли из жизни) и других.

На этом фоне отмечаемая нами дата – 140-летие со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина 21 декабря этого, 2019, года, и грядущее, 22 апреля 2020 года, – 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, превращаются в поле битвы – битвы идеологической, информационной, духовной, политической и даже геополитической – за будущее и России, и человечества, которое неотделимо от идеалов социализма и коммунизма, связанных с ликвидацией эксплуатации человека человеком, решением главной проблемы стоящей перед человечеством – гуманизации, очеловечивания своего бытия, созидания такого общества, в котором бы раскрылся простор проявлению творческого потенциала человека, его всестороннего и гармоничного развития, осуществился бы подъем его Ответственности на уровень Ответственности за все живущее на Земле, за сохранение Биосферы и планеты Земля как нашего Планетного Дома.

Вот почему нынешняя российская колониальная капиталократия и обслуживающие её государство и интеллигенция с такой невиданной силой развязали наступление на историческую память народа, на память о достижениях в созидании мощи СССР и в социальных благах, в обеспечении основных прав человека на жилье, на образование, на труд, на здоровье и отдых, на творческую работу ради благополучия родной страны.

Исторические личности Ленина и Сталина – фокус этой битвыЧтобы идеал социализма убрать из памяти людей, необходимо оклеветать, измазать черной краской советскую историю, достижениями которой живет этот «капиталистический паразит» в виде, выросшей на «хлебах» чубайсовской приватизации, колониальной (т.е. экономически служащей мировой финансовой капиталократии Запада) капиталократии, «измерить» исторический масштаб личностей Ленина и Сталина своим мелким, эпигонским, мещанским масштабом, масштабом «безумия», рождаемого своекорыстием и алчностью.

Имя Сталина навсегда связано с феноменом советской цивилизации, которое есть историческое чудо ХХ века.

Такая постановка вопроса связана не только с тем, что Иосиф Виссарионович Сталин почти 30 лет с 1923 года по 1953 год руководил созиданием советской социалистической цивилизации и здесь его заслуга и перед отечественной историей, и перед историей человечества, огромна, но связана и с тем, что сама советская социалистическая цивилизация выросла из логики исторического движения оснований бытия России как евразийской, общинной, самой холодной, с большим пространством-временем, цивилизации, отвергшей капиталистический путь развития, как несоответствующий её цивилизационному, социокультурному архетипу, ценностному геному русского народа и народов России.

В данном случае автор использует понятие «цивилизации» в смысле Н.Я.Данилевского – как этногеографический и культурно-исторический тип развития той или иной страны, группы стран, народов, этносов, объединяемых общей исторической судьбой, культурой, исповедуемой религией, ландшафтно-географическими особенностями и т.д.

В этом контексте Россия – уникальная, евразийская цивилизация, которая не является ни Европой, и ни Азией, а является отдельным цивилизационным континентом, в котором синтезируются социокультурные архетипы и «Европы», и «Азии». Этот синтез на протяжении истории породил уникальный культурно-исторический архетип развития, носителем которой является русский народ.

Здесь нужно всегда помнить проницательную мысль Александра Сергеевича Пушкина:

«Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою… история её требует другой мысли, другой формулы».

Революции 1905 и 1917 годов были антикапиталистическими революциями, в которых сработали не только социальные противоречия, порожденные капитализацией хозяйства страны на рубеже XIX и ХХ веков, но и противоречия цивилизационные. Россия – цивилизация «цивилизационного социализма», как некоего комплекса ценностных приоритетов в поведении человека. К ним относятся: культ правды, социальной справедливости, приоритет ценностей взаимопомощи, кооперации, общинности, соборности, всечеловечности, всемирной отзывчивости, примат духовных потребностей над материальными, осуждение сребролюбия.

Социалистическая революция в России произошла вначале как антикапиталистическая революция, а потом уже как социалистическая. И это еще надо осознать.

Советы как форма организации народовластия, советская государственность родились из логики развития этого ценностного генома.

Гениальность Ленина проявилась в том, что он в своих «Апрельских тезисах», в апреле 1917 года, увидел в Советах не вспомогательный инструмент во властной организации, «а основание новой государственности»(С.Г.Кара-Мурза, 2001, Советская цивилизация, кн.1, с.135). Ему пришлось в этом вопросе пойти даже на разрыв с западными социал-демократами. Оппонируя им В.И.Ленин писал: «Мне кажется, что марксистский взгляд на государство в высшей степени искажен был господствующим официальным социализмом Западной Европы, что замечательно наглядно подтвердилось опытом советской революции и созданием Советов в России» (В.И.Ленин, Полн. Собр. соч., т.36, с.50).

Организация Советов как форма организации народовластия, которая стала второй властью в стране, после февральской революции в марте 1917 года наряду с Временным правительством Керенского, явилась одновременно иформой управления революцией в ноябре 1917 года, которую Ленин справедливо назвал «советской революцией», и которая впоследствии получила в истории название Великой Октябрьской социалистической революции.

Советская цивилизация созидалась в огне революций как продолжение российской цивилизации, полностью соответствующая её архетипу.

Ленинизм появляется как развитие марксизма, но как такое развитие, в котором радикально отразилась российско-цивилизационная спецификас одной стороны, в частности положение о крестьянстве, как одной из движущих сил социалистической революции в России наряду с рабочим классом, а, с другой стороныленинская теория империализма и вытекающее из неё положение о социалистической революции в отдельно взятой стране, причём не в развитой капиталистической стране, а в стране цивлизационно-общинной, с совершенно с другим типом хозяйственного уклада. Поэтому советская социалистическая революция была по преимуществу крестьянской.

Сталин как политический лидер в партии большевиков, один из виднейших сподвижников Ленина, продолжатель его дела, когда Ленина не стало, вырос в огне революционно-политической борьбы и революций 1905 и 1917 годов, а также гражданской войны 1917 – 1922 годов.

Он подхватил знамя советско-социалистического созидания в России – СССР, можно считать, начиная с 1923 года, когда В.И.Ленин из-за болезни уже не мог руководить партийно-государственными делами.

2.Советская цивилизация эпохи Сталина как синтез

оснований российской цивилизации с социализмом

Советская цивилизация эпохи Сталина – в чём её сущность, в чём состоит тот вклад этой эпохи в историю человечества, который является непреходящим по своему смыслу?

Советская цивилизация есть социалистическая цивилизация, соединившая основания российской цивилизации с социализмом, т.е. давшая простор развитию основных ценностей, отражавших чаяния народов России, и в первую очередь русского народа.

Сталин это осознавал и очень бережно относился к доставшемуся большевикам цивилизационному наследию.

«Русские цари, – говорил он, – сделали одно хорошее дело – сколотили огромное государство до Камчатки. И впервые мы, большевики, сколотили и укрепили это государство как единое, неделимое государство не в интересах помещиков и капиталистов, а в пользу трудящихся, всех народов, составляющих это государство. Мы объединили государство таким образом, что каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только не нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в чужую кабалу. Поэтому каждый, кто попытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, враг, заклятый враг государства, народов СССР» (цит. по кн.: Г.А.Зюганов, «Сталин и современность», 2008, с.127, 128]).

Само возникновение советской цивилизации в огне гражданской войны было формой спасения России от расчленения, которое несла ей победа «белых» в этой войне, поскольку они были только инструментом колонизации России со стороны стран Антанты. Н.В.Устряловбывший высокопоставленный колчаковец, в 1920 году провозгласил, что после иностранной интервенции долг каждого русского патриота встать под знамена большевиков.

Именно советская форма организации единства общества и государства стала одним из факторов победы в Великой Отечественной войне. И именно, понимая роль Советов как мощного барьера на пути капиталистической контрреволюции, Б.Н.Ельцин совершил антисоветский государственный переворот в сентябре – октябре 1993 года, расстреляв «Белый дом», в котором находился Верховный Совет РФ, из танков.

Сталин роль советской организации социалистического общества прекрасно понимал и всемирно её укреплял.

Гениальность Сталина, как организатора, управленца, теоретика и идеолога, проявились в том, что он сумел осознать цивилизационно-социалистическую ориентацию российской цивилизации, сделать кооперацию (о чём писал В.И.Ленин) на основе колхозно-совхозной системы, коллективизации сельского хозяйства базисом советского социализма в крестьянской стране.

Это был тот путь построения социализма, о котором смутно догадывался Карл Маркс в письме к Вере Засулич от 8 марта 1881 года, незадолго до своей смерти. Читатель «Советской России» «с Дона» Евгений Братцев в ответ на клеветнические измышления В.Костикова по поводу личности Сталина в газете «Аргументы и факты» писал:

«Коллективизация не разорила, а возродила деревню. Коллективный труд, оснащение селян техникой сделали труд крестьян-колхозников во много раз производительнее. Именно колхозы способны были дать миллионы рабочих рук для промышленности. Без коллективизации не было бы индустриализации, а без индустриализации не было бы победы в Великой Отечественной войне. Не создали бы самое цивилизованное, самое демократическое общество – социализм! Показателем возрождения деревни была жизнь молодежи. В нашем колхозе девчата на работу – с песней, с работы – с песней. После ужина собирались на лавочку, где снова – песни, танцы, частушки за полночь. Прислушайтесь теперь к деревне…» (Цит. по статье в «Советской России» от 7 августа 2008 года «Знаменное имя»).

Созидание советской социалистической цивилизации, которое возглавлял Сталин вместе с коммунистической партией, находилось на магистральном пути развития российской цивилизации и в целом всей цивилизации человечества, а не отклонением от «цивилизационного пути», который якобы олицетворяли капиталистическая Западная Европа и англо-американский империализм. Именно этот «миф», рожденный онтологической ложью мира капитала, который взяли на вооружение ельцинисты, стал основой идеологии антисоветизма, присущей все эпохе так называемых «рыночных реформ», которые стали по сути прикрытием экономической колонизации России системой глобального империализма Запада поставившей её на грань цивилизационной катастрофы.

В этой преемственности оснований Российской цивилизации состоял секрет крепости советской цивилизации.Она олицетворяла собой власть коллективного Труда над Капиталом, созидание происходило через взлёт творчества раскрепощенного гения русского народа и всех народов СССР, который демонстрируют имена многих советских ученых, писателей, конструкторов, рабочих и колхозников, знаменитое стахановское движение, охватившее огромное количество трудовых коллективов на просторах СССР.

В статье «Сталин» А.Капто, ученый-философ и одновременно в прошлом Чрезвычайный и Полномочный Посол, В.Серебрянников, также ученый-философ и генерал-лейтенант в отставке, заметили: в статье «Сталин», опубликованной в газете «Патриот» в 2000 году:

«В нём идеально сочетались талант политика и полководца, что в мировой истории бывает крайне редко, и это сочетание оказалось счастьем для нашего отечества».

3.Советская цивилизация в эпоху Сталина как

продолжатель миронесущей миссии российской

цивилизации

Российская цивилизация и советская цивилизация, как ее социалистическое и советское развитие в ХХ веке, в силу своих оснований, исторического прошлого, в котором ей пришлось быть защищающееся крепостью и в три раза больше пережить войн за последнее тысячелетие, чем Европа, выступала всегда как миронесущая цивилизация, спасавшая не раз Европу от закабаления агрессором (как во время войн с татарами, турками, с армией Наполеона, с немцами в первую и вторую Мировые войны).

Следует вспомнить, что на конгрессе в Базеле русское правительство во главе с императором Николаем II в 1896 году предложила план всемирного разоружения.

Политика Сталина, советского правительства, коммунистической партии продолжила эту миронесущую линию российской цивилизации.

Советская цивилизация, социализм уже с первых шагов заявили о себе с ленинского «Декрета о мире» и это нам нельзя забывать.

А.Капто и В.Серебрянников замечают:

«…буквально с первых дней своего существования Советское государство первым в мире стало на практике осуществлять политику предотвращения и срыва войн и военных провокаций капиталистических стран против СССР, а также военных столкновений между ними… Уже в 1919 – 1920 годах дипломатическими акциями, представлением торговых льгот, развитием экономических связей, рядом важных уступок Советская власть сумела предотвратить участие большинства малых стран Восточной Европы в третьем походе Антанты против нашей страны, увлечь их перспективами мирных отношений, развитием торговли… С конца 20-х годов Сталин,отмечая нарастание опасности новой войны, обосновывал с разных сторон необходимость борьбы против подготовки империалистических войн, против интервенционистских тенденций в политике капиталистических стран, за сохранение и укрепление мира во всем мире».

Сталин, будучи талантливым, если не гениальным, дипломатом, направлял весь свой международный авторитет и личное обаяние на то, чтобы предотвратить международные конфликты, погасить угрозу войны, нейтрализовать факторы, работающие на войну, укрепить мир во всём мире, потому что социализм, в отличие от капитализма, есть стремление к миру всего человечества, потому что укрепление мира и очеловечивание человека – процессы взаимосвязанные, образующие единство.

Примером могут служить переговоры И.В.Сталина с Д.Эйзенхауэром после окончания войны. 12 августа 1945 года он был приглашен во время спортивного праздника в Москве даже на трибуну ленинского Мавзолея.

Нужно признать, что мир во всем мире в течение 50 лет был в значительной мере обеспечен мирной политикой Советского государства, подкрепляемой мощью Вооруженных Сил СССР и памятью, в том числе и врагов, о победе СССР в Великой Отечественной войне 9 мая 1945 года, 75 летнюю годовщину со дня которой мы будем отмечать в 2020 году. В этом плане вывод научно-исследовательской работы (НИР) «Разработка принципиальных основ теории и политики предотвращения войны», выполненной в 1993 году Российской академией естественных наук (РАЕН) и Институтом военной истории Министерства обороны РФ, о том, что «теоретико-идеологическому обоснованию политики конфронтации (СССР с капиталистическими странами) в СССР служило марксистско-ленинское учение о защите социалистического Отечества», и что поэтому «в рамках этих учений не находилось места ни идеи предотвращения войны, ни самому этому термину» является ложным, клеветническим.

Как раз, всё обстояло наоборот: вся внешняя политика советского правительства в эпоху И.В.Сталина и на протяжении всей эпохи советской цивилизации, центрировалась вокруг «линии» на предотвращение войны. Сталин был единственным политиком в послевоенные 40-е годы, кто разглядел опасность такого нового явления, как «холодная война», хотя и не решил всех проблем противодействия ей, поскольку не успел, история не дала ему такого исторического времени.

4.Советская цивилизация как цивилизация созидания и раскрепощенного труда

Советская цивилизация – это цивилизация созидания, цивилизация, в которой труд стал делом чести, доблести и славы.

Труд, не только как обязанность, не только как зарабатывание денег либо для потребления, либо для выживания, каким он предстает в отчужденном «мире Капитала», где труд становится презренным делом в глазах капиталократии и капиталорационализированных потребителей, а труд как форма жизни, как жизнеобеспечивающий труд и как труд смысложизненный, т.е. как творчество, стал основой советской цивилизации.

При этом, это же отношение к труду было характерно для крестьян в России в целом на протяжении всех предыдущих веков истории, было характерно для такого феномена как «крестьянский социализм» в определении Лосского. В этом своем трудовом пафосе созидания советская цивилизация опиралась на трудовую философию крестьянства и в целом трудового человека в России – СССР.

Это созидание было поднято на небывалую высоту его осознания, благодаря проведенным в 20-х – 30-х годахкультурной и человеческой революции, которые автор рассматривает, как необходимый момент социалистической социальной революции, как базовое условие построения социализма на основаниях общинной, в значительной мере – крестьянской, цивилизации, какой была Россия.

Все эти революции происходили под непосредственным руководством Сталина и коммунистической партии. Они составляли часть стратегии научного управления созиданием социализма в СССР, превращения «страны из аграрной в индустриальную», как говорил Сталин на ХIV съезде партии.

По инициативе Сталина в начале 30-х годов Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), лидерами которой были троцкисты Вардин Авербах, Лелевич, была распущена, а на её месте был создан Союз писателей. Сталин знал всех писателей по фамилиям и именам, успевал следить за новинками в литературе и в мире искусства, был великолепным стилистом. Именно он взял под защиту М.Булгакова (как подсчитал сам писатель за 10 предшествующих лет о нем было опубликовано 3 похвальных отзыва и 298 «враждебно-ругательных»), неоднократно смотрел его пьесы «Дни Турбиных» и «Бег» во МХАТе. Уделял большое внимание художественному воздействию театра и кино в процессе воспитания человека.

Сталин объяснял:

«Пьесы нам нужнее всего. Пьесы доходчивей. Наш рабочий занят. Где ему сесть за толстый роман… пьесы сейчас – тот вид искусства, который нам нужнее всего. Пьесу рабочий легко просмотрит. Через пьесы легко сделать наши идеи народными, пустить их в народ».

На этом фоне разительно выглядит антикультурная революция, как часть капиталистической контрреволюции в России 90-х годов ХХ венка и в начале XXI века, которая построена на культе пошлости, дегероизации советской истории, на проповеди низменных чувств, секса, насилия, аморальности поведения, которая преподносится как проявление свободы человека. «Культурная революция» Швыдкого на Российском телевидении выглядит фарсом, предстает такой «антикультурной революцией».

Образование, культура, искусство стали основой осуществляемой человеческой революции в СССР.

Ю.П. Белов в статье, посвященной И.В.Сталину, «Исполин», опубликованной в «Советской России» в 2003 году (4 марта) писал:

«…до сих пор остаётся неисследованным вопрос о решающей роли Сталина в создании системы обучения и воспитания юношества и молодежи, подрастающего нового поколения, что родилось в двадцатых годах ХХ века и покрыло себя неувядаемой славой в году сорок пятом. Зое Космодемьянской в 1941 году исполнилось 18 лет, Александру Матросову – 17, Сергею Тюленину – 15…».

Таким образом, вытекает ещё одно важное положение из нашей логики в определении советской цивилизации.

Советская цивилизация есть научно-образовательная, культурная цивилизация, сделавшая образование и культуру высокой духовной потребностью советского человека.

Именно в этом пункте, а он самый важный во взгляде на проблемы смысла и качества жизни, советская цивилизация не имела аналогов в мире.

Под руководством Сталина советская держава превратилась в мощную научно-образовательную державу, а советское общество – в образовательно-просвещенное общество.

Это был скачок из тьмы и невежества, в котором находилось большинство населения страны, к свету знания и познания, вне которых не может быть реализована истинная свобода – свобода творчества и созидания.

Необходимо отметить, что образовательная революция не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны. В эти годы, когда весь народ, Красная армия, напрягая все силы, давали отпор немецко-фашистскому захватчику, открывались новые вузы (за годы войны было открыто более десятка новых вузов), в 1943 году была создана Академия педагогических наук СССР, в этом же году в Новосибирске был открыт драматический театр, который и поныне является одним из прекрасных акцентов в архитектурном ансамбле города.

К этому следует добавить, что в послевоенные годы, с 1945 по 1952гг., советский учитель занимал 3-е место по оплате своего труда, получал зарплату в 2 раза больше, чем в среднем рабочий.

И это не могло ни сказаться на развитии общества. А.А.Зиновьев неслучайно произнес фразу: Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник.

В середине 70-х годов А.Печчеи в работе «Человеческие качества» (1975) сформулировал тезис: для решения глобальных экологических проблем необходима человеческая революция, всестороннее развитие человека. Такая человеческая революция была совершена в эпоху И.В.Сталина. И это была великая заслуга и И.В.Сталина перед народом и историей страны, и советского социализма, раскрывшего простор духовно-нравственному, творческому подъему личности на уровень свершения исторического созидания во благо трудового человека.

К этому следует добавить, что «человеческая революция» по И.В.Сталину (в 30-х годах ХХ века перед войной, во время войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства в СССР) сопровождалось созданием мощной кадровой системы обеспечения научного управления социально-экономически развитием, на основе 5-летних планов. Знаменитый сталинский лозунг «Кадры решают всё!» остается актуальным и для будущего современной России. Известный современный аналитик и геополитик Шамиль Султанов недавно в статье «Сталин – красный мечтатель», опубликованной в газете «Завтра» (август, 2019г., с. 5) заметил:

«Сегодняшняя кадровая ситуация в России либо близка к катастрофической, либо уже является катастрофической, особенно – с учетом стратегических вызовов, с которыми страна столкнётся в ближайшие пять-семь лет (рост системной сложности идёт по экспоненте в самых разных сферах жизнедеятельности)… Сталин – очень сложный политик, и к нему можно по-разному относиться, но его рейтинг, его влияние на общественное сознание продолжает расти, и это говорит о том, что десятки миллионов наших сограждан, несмотря на многолетнюю тотальную дискредитацию советских лидеров, считают его государство во многом «справедливым и народным». В том числе из-за выстроенной им кадровой политики в Советском Союзе».

Ф.Хайек однажды в одной из своих работ заявил, что для осуществления свободы в ее либерально-буржуазном выражении нужно невежество. Это кредо Хайека реализуется в нынешнем российском обществе, которое есть строй колониальной капиталократии, а демократия служит «фиговым листком» для прикрытия её «срамных мест». Вот почему нынешнее образовательные реформы, по сути – антиобразовательная революция, погружает общество снова во мраке невежества. Поступают тревожные сведения о закрытии во многих российских вузах кафедр философии и социологии. Похоже, российское образование целенаправленно лишают мировоззренческой миссии. Уже среди призывников в армию процент юношей, не окончивших начальную школу, стал достигать 10%, а число беспризорников на улице превысило цифру в 2 миллиона. Это ли не каинова печать на нынешней российской капиталократии, разрушающей все основы жизни человека и общества. Сокращение числа вузов и университетов в стране на фоне высокой безработицы среди молодежи оборачивается увеличением числа молодых людей, содержащихся в тюрьмах и колониях, при этом их содержание там обходится дороже, чем учеба в вузах.

5.Советская цивилизация как

мобилизационно-плановая цивилизация

Советская цивилизация была мобилизационно-плановой цивилизацией.

В этом контексте она находилась в русле бытия российской цивилизации.

Начиная с 1928 года, страна стала развиваться планово, на основе пятилеток, получивших название сталинских пятилеток.

И.В.Сталин в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», увидевшей свет незадолго до его гибели, подчеркивал, что закон планомерного развития народного хозяйства – часть механизма по обеспечению действия «основного экономического закона социализма», который, как он писал, «можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» (И.В.Сталин, «Экономические проблемы социализма», 1997, с.37).

Закон планового развития и закон существования определенного сектора мобилизационной экономики – это законы развития российской цивилизации, обусловленные её евразийством, большим пространством-временем ее бытия, холодностью климата и соответственно высокой энергостоимостью воспроизводства жизни общества и экономики, низкой биопродуктивностью биоценозов.

Советский социализм придал им новое качество, раскрыл простор действию этих законов на основе научного управления социалистическим строительством и развитием общества.

Переживаемая нынешней Россией эпохи Ельцина и его преемников системная и экономическая катастрофа обусловлена отказом от планирования развития народного хозяйства, что противоречит её законам цивилизационного развития, в том числе является результатом перехода на основы якобы регулирующей функции свободного рынка.

Капитализм вступил в эпоху своего краха и краха рынка как такового. Времени у человечества для осознания этого факта осталось мало.

Природа подписала и капитализму, и рынку свой приговор в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

6.Заключение

У человечества и у России нет будущего в XXI века вне социализма, вне управления социоприродной – ноосферной – эволюцией на базе научно-образовательного общества, общественного интеллекта и плановой регуляции экономического развития.

140-летняя годовщина со дня рождения И.В.Сталина – повод для глубокого осмысления не только сталинского наследия, которое имеет непреходящую ценность для будущих поколений людей, как в России, так и для всего мира, но и в целом феномена советской цивилизации, советского социализма, русского прорыва к социализму, с которого начинается прорыв к социализму всего человечества. Автор опубликовал две работы, посвященные памяти И.В.Сталина – «Апостол социализма» (2009) и «И.В.Сталин и победа в Великой Отечественной войне – символы высоты духа советской цивилизации» (2019). Представляемая на суд читателя статья продолжает эту линию теоретико-исторической рефлексии автора.

Либерализм как идеология, установка на либерализацию рынка и экономики, которые продолжают быть главными акцентами политики по выходу страны из кризиса, характерные для установок современной власти в России, только ускоряют процесс саморазрушения российской цивилизации, который уже поставил её на грань технологической катастрофы и катастрофы всех систем жизнеобеспечения людей.

По оценке автора, будущее – за Ноосферным Экологическим Духовным Социализмом (как «социализмом XXI века»).

И до тех пор, пока будет жить человечество на Земле, В.И.Ленин и И.В.Сталин будут вечно стоять у начал новой всемирной эпохи, новой истории – эпохи и истории социализма, становящегося основанием решения вопроса по выходу человечества и России из пропасти первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Иначе – смерть человечества и забвение его истории в XXI веке! – И тогда, кто-то из космических пришельцев на планету Земля в будущем смог бы подвести итог этому печальному событию:

«здесь похоронено человечество, в котором каждый человек хотел счастья только для самого себя»!

Но мы-то с вами живы. Мы обогащены опытом строительства социализма в СССР в сталинскую эпоху, и взяв все положительные уроки её созидания с собой, мы, т.е. люди в России, и всё человечество вместе с нами, способны сделать новый прорыв к социализму – к ноосферному социализму, обеспечивающему социоприродную гармонию, выбросив на свалку истории, уже превратившийся в «экологический труп», глобальный империалистический капитализм, поставивший в центр своего бытия экономический колониализм, паразитизм, сверхобогащение, эксплуатацию человека и расчеловечивание человека, культ наслаждения, похоти и невежества.

История обращается к нашему нравственному чутью, к совести, к долгу и к разуму!

Субетто Александр ИвановичПрофессор, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, полковник Космических войск СССР в отставке, член Центрального Совета РОО «Российские ученые социалистической ориентации»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *