По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Татьяна Офицерова
26 сентября нижняя палата парламента подвела очередную финансовую черту. Депутаты заслушали и обсудили отчёт правительства о том, как в 2018 году пополнялись и расходовались государственная казна и бюджеты Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медицинского страхования.
ПЕРВЫЙ вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов доложил: экономика выросла на 2,3 процента. Фракция КПРФ поставила под сомнение этот показатель, ведь на начало 2019 года указывалась цифра ниже — 2 процента. «Если бы мы рассматривали исполнение бюджета 2018 года позднее, насколько бы выросла наша экономика тогда?» — с иронией спросила член Комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя.
Да и с чего бы экономике расти, когда в 2018 году количество закрывшихся предприятий в два раза превысило количество вновь открывшихся! Упали инвестиции в основной капитал. Но и те вложения, что были сделаны, не вселяют надежды на технологический прорыв. Во-первых, инвестиции поступали либо из бюджета, либо из средств госкомпаний, а во-вторых, направлялись они преимущественно в сырьевой сектор. Если уж государство не стремится развивать наукоёмкие отрасли промышленности, то что говорить о частном бизнесе?! Он не связывает своё будущее с будущим России. В 2018 году за рубеж вывезено 63 миллиарда долларов — это в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
По информации Счётной палаты РФ, в прошлом году сложился самый низкий за последние 10 лет уровень исполнения федерального бюджета. Объём неисполненных бюджетных обязательств составил 778 миллиардов рублей. Но и этот рекорд в 2019 году, вероятно, будет побит. Приплюсовав сюда 2,7 триллиона рублей профицита бюджета, получим колоссальные объёмы «мёртвых» денег, которые могли бы и разогнать экономику, и вывести на качественно новый уровень социальную сферу.
Масштаб нерационального (с точки зрения государственных интересов) использования бюджетных средств вызывает подозрение в злом умысле. 455 миллиардов рублей было заложено в бюджете на увеличение взносов в уставные капиталы госкорпораций. Депутаты-коммунисты неоднократно указывали на то, что это излишне большие суммы. И были правы: остаток составил 140 миллиардов рублей. Однако такая щедрость правительства и парламентского большинства позволила госкорпорациям «наварить» на процентах 6 миллиардов рублей, подчеркнула В. Ганзя.
Алексей Корниенко отметил два провальных направления, требующих значительного увеличения финансирования: обеспечение жильём 190 тысяч семей, выезжающих из районов Крайнего Севера, и 270 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По всей видимости, правительство настроено решить эту проблему, как и многие другие, уродливой «оптимизацией». Заметив, что на жильё детям-сиротам из федерального и региональных бюджетов выделяется ежегодно чуть более 30 миллиардов рублей, тогда как нужно 500 миллиардов, А. Силуанов сообщил, что принята «дорожная карта», предусматривающая «инвентаризацию» граждан, стоящих в очереди, и определение приоритетов: кому необходимо предоставить жильё в первую очередь.
Вот где бы стоило подумать о приоритетах, так это при принятии госпрограмм, считает Вера Ганзя. К примеру, Новосибирску как воздух нужны метро и новые школы, но вместо этого городу-миллионнику дают деньги на строительство ледового дворца, что, конечно, приятно, но не жизненно важно.
Ключевой целью при утверждении закона о бюджете А. Силуанов назвал «формирование более устойчивых темпов роста экономики и на этой базе рост благосостояния населения, особенно тех слоёв, которые нуждаются в государственной поддержке». Как реализуется эта цель, демонстрируют данные, приведённые в выступлении от фракции КПРФ Веры Ганзя. В 2018 году на 3 процента населения приходилось около 90 процентов всех финансовых активов, более 90 процентов срочных вкладов, около 90 процентов наличных сбережений, а на 20 процентов самых бедных — 6, 4 и 3 процента соответственно. Рост доходов населения, который, по прогнозу минэкономразвития, должен был составить более 3 процентов, по факту оказался 0,1 процента, а доля обязательных платежей в доходах достигла максимального значения — порядка 12 процентов. Поэтому 15-процентный рост ненефтегазовых доходов, о котором доложило правительство, во многом сформировался за счёт перетекания в казну средств граждан, уже подвергшихся строгой «инвентаризации» и классификации. В числе же привилегированных оказались акционеры 97 публичных акционерных обществ, которым в 2018 году было выплачено в качестве дивидендов 3,2 триллиона рублей.
Обобщая позицию фракции КПРФ, не поддержавшей законопроект об исполнении федерального бюджета за 2018 год, Вера Ганзя сделала ряд замечаний. По мнению депутатов-коммунистов, надо изменить бюджетное правило, существенно подняв порог цены отсечения на нефть, свыше которого дополнительные доходы запихиваются в «подушку безопасности». По 2018 году цена отсечения была установлена на уровне 40 долларов за баррель, тогда как фактически стоимость барреля нефти доходила до 70 долларов. Системного решения требует вопрос ужесточения мер к компаниям, игнорирующим обязательство направлять половину своих дивидендов в бюджет. Следует изменить подход и к формированию госпрограмм, считают коммунисты. И, наконец, надо сделать Росстат независимым федеральным органом, выведя его из-под управления минэкономразвития.
При обсуждении законопроектов об исполнении бюджетов Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медицинского страхования первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов высказал от имени фракции КПРФ некоторые замечания и предложения.
Оплата труда в России по сравнению с развитыми странами почти в два раза ниже, соответственно и пенсии не укладываются в пенсионные параметры, сложившиеся в мировой практике, подчеркнул парламентарий. Поэтому задача увеличения объёмов фонда оплаты труда стоит на первом месте в вопросе улучшения пенсионного обеспечения. Критическая ситуация сложилась с теневым сектором экономики. Фонд оплаты труда в 2018 году составил 22,8 триллиона рублей, и ещё 13 триллионов рублей, как полагают эксперты, приходится на теневую зарплату. Эта проблема приведёт в будущем к увеличению числа получателей социальной пенсии и снижению её размера.
Коммунисты также поставили перед правительством вопрос о разморозке накопительной пенсии. Тем более это актуально сейчас, когда планируется переход на добровольную систему индивидуального пенсионного накопления.
Надо вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам и зафиксировать до 2024 года размер индексации на уровне 7 процентов, считают коммунисты, потому что под воздействием инфляции прибавка к пенсии в тысячу рублей, разбросанная по годам, постепенно в процентном отношении будет таять. В заключение В. Шурчанов напомнил правительству один из моментов прошлогоднего обсуждения исполнения бюджетов, когда коммунисты обратили внимание кабинета министров на неопределённость статусов трёх фондов, потребовав принятия соответствующего федерального закона. Правительство вроде бы не возражало, но за год дело с места не сдвинулось.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.