Расстрел в Останкино

Расстрел в Останкино

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Прошло 26 лет, а забыть невозможно, как убивали безоружных людей из автоматов, пулеметов и бэтээров у Останкинского телецентра, откуда лились потоки антисоветской, русофобской лжи во имя становления бандитского капитализма.

Традиционно 3 октября, под флагами КПРФ, прошел траурный митинг у памятного креста, возле АСК-3 телецентра «Останкино». Организовали его ЦК КПРФ, МГК КПРФ, Комитет «Памяти жертв трагических событий в городе Москве в сентябре – октябре 1993 года», Союз Советских офицеров, активисты Всероссийского женского союза, родственники погибших в дни черного октября. Участники держали портреты героев народного восстания 1993 года. Их убили вооруженные наемники.

Красильников Николай, 45 лет; Духанин Олег, 25 лет; Пономарев Герман, 50 лет; Гоголев Виктор, 26 лет; Скопан Иван, 30 лет; Амирханов Тамерлан, 62 года; Малкин Евгений, 34 года; Рештук, 52 года; Петухова Наталья, 19 лет; Шумский Алексей, 27 лет; Дробышев Владимир, 61 год; Игнатьев Иван, 21 год; Даннэн Терри, 25 лет; Ермаков Владимир, 44 года; Бондаренко Вячеслав, 18 лет; Шишков Валентин, 40 лет; Кудрявцев Олег, 25 лет; Моргунов Иван, 30 лет; Хайбулин Станислав; Белозеров Игорь, 52 года; Кузьмин Сергей,17 лет; Житомирский Александр, 17 лет; Дмитрий Яремко, 18 лет…

Они не хотели умирать. Они, как все защитники Дома Советов, стояли на баррикадах, отражали натиск ОМОНа, а потом… не вернулись из боя. Каждый из них был назван поименно православными священниками, проводившими панихиду.

Светлой легендой стала история любви девятнадцатилетней Наташи Петуховой и двадцатисемилетнего Алексея Шумского. Молодые люди собирались пожениться и вместе строить свое будущее. Свадьбу хотели сыграть после победы над ельцинизмом и восстановления народного ТВ. В колонне протестующих Наташа и Алексей пришли в Останкино 3 октября 1993 года. Безоружные и полные веры во всепобеждающую правду. Но когда подошли к телецентру, их накрыло пулеметным огнем. Первым погиб Алексей. Он беспомощно опустился на асфальт. Наташа оцепенела: что с любимым? Она пыталась поднять Алексея, закрыть его рану, звала на помощь… Не дозвалась. Беспощадная пуля пронзила и ее. Алексея и Наташу повенчала смерть. В Останкино, около телецентра. Им бы памятник возвести, чтобы там, как у Фонтана слез, всегда были живые розы. Но путинская администрация ни о каких памятниках, связанных с событиями 1993 года, не желает даже слышать. Преемники Ельцина надеются, что народ забудет кровавую осень 1993 года. И всё обойдется…

– Нет, не забудем… Это была война власти против нас всех, – заявляет Владимир Романович Родин, советник Председателя ЦК КПРФ, один из организаторов митинга памяти и участник протестов 1993 года. 3 октября он остался у Белого дома, а его друзья, в том числе Борис Кашин, сейчас академик, пошли к телецентру. Потом рассказывали, как чудом остались в живых. Никто не думал, что по ним, мирным и безоружным, будут стрелять военные из боевого оружия.

Причем стрелять начали неожиданно. Люди, кто сразу падал, убитый, кто растерянно старался увернуться от пуль, кто приник к земле, а кто, пригнувшись, бежал в дубовую рощу, что напротив телецентра, чтобы там укрыться от пуль.

В подробностях помнит расстрел в Останкино Владислав Николаевич Ельников. Во второй половине 3 октября 1993-го он в составе казачьей сотни приехал на армейском ЗИЛ-131 к телецентру. По словам Ельникова:

– Несколько 131-х «Уралов» бросили бежавшие омоновцы, когда демонстранты прорвали их оцепления возле здания Верховного Совета. Мы тогда ликовали. И решили, что надо ехать в Останкино. Доехали быстро. Высадились около основного здания со стороны озера. Сотник Морозов поставил задачу держать оцепление при входе в телецентр. «Никаких погромов», строжайше распорядился Макашов. А мы были возбуждены, пылали ненавистью к этому телевидению, которое плевало нам в души каждый божий день с телеэкранов. Но надо было сдерживаться. Потом нас куда-то возили, а когда вернулись, у телецентра уже началась стрельба.

…Выскакиваю из кузова и вижу, что с крыши здания ТЦ ведется пулеметный огонь трассирующими пулями зеленого цвета. Пули бьют по асфальту, рикошетят, отскакивают… Смотрю, а проезжая часть улицы Королева вся уже усеяна трупами, кто-то корчится – еще не умер, кто-то убит. Было уже темно. А пулемет с крыши бьет не переставая. Вижу еще одну огневую точку на первом этаже телецентра, с нее бьют по противоположной стороне улицы, пули попадают в здание техцентра, там на первом этаже уже начался пожар. А вокруг люди мечутся. Видно, как эти трассеры впиваются в толпу, раздаются крики: скорую! скорую! Снова короткая очередь из первого этажа телецентра, и сразу крики: скорую! скорую! Опять очередь – и снова крики, кого-то ранили или убили.

Я отошел в дубовую рощу, что напротив телецентра, и увидел, что в глубине деревьев горят фары. Присмотрелся, это была бронетехника, прикрытая светомаскировкой. Понял, что нас берут в кольцо, и пока не поздно, надо уходить. В противном случае нас, безоружных, бронетехника перебьет, как цыплят.

А раздумывать некогда. Со стороны ВДНХ по улице Королева движется бронетранспортер и бьет из крупнокалиберного пулемета, башня его вращается на 360 градусов, пулемет строчит непрерывно, пули летят во все стороны, без разбора, – в здание телецентра, в жилые дома, по людям… Подъезжает к пустому рейсовому автобусу, таранит его, сдает назад, берет разгон и опять таранит, отрывает от автобуса заднюю часть и едет дальше. Тут и другие поняли, что надо уходить…

Вот так на крови, с помощью пуль и танков, закрепилась нынешняя власть. Нам показали торжество либеральных ценностей. Мы получили урок, чего стоит их демагогия о правах человека, о свободе, о слезе ребенка. Здесь же, в Останкино, так называемые «гуманисты» били и по детям, и по старикам, и по женщинам. Пули свистели только так, трупов никто не считал. И у Дома Советов эти «борцы» за права человека требовали крови, крови, крови…

Такой урок нам надо помнить и передавать эту память подрастающему поколению. Мы сейчас видим, как эти же «гуманисты» дурят подросшую молодежь, опять их выводят на митинги, провоцируют на массовые беспорядки. А будет так же: сначала про слезу ребенка, а потом расстреляют.

Митинг в Останкино получился необычным. Протекал в разговорах, без лозунгов. Собравшиеся обменивались друг с другом новостями, мнениями, как понимать мир, как правильно оценивать, как не ошибиться, власть нынче зла, работает на богатых, а работяг за людей не считает.

– Вечером 3 октября я была на Смоленке с сыном, – вспоминает Надежда Леонидовна Азарова, активист Всероссийского женского союза, – видела, как шли к Дому Советов танки, бэтээры. Кто-то из мужчин бросил бутылку, и они тут же начали стрелять. Никто не ожидал такого. Рядом стояли омоновцы со стеклянными глазами, ни на что не реагировали. Ельцинисты тогда взяли верх, и сегодня их политика продолжается. Нас унижают бедностью, у нас отняли право на труд. Был класс пролетариев, а теперь всё делают, чтобы такого класса не было. Хотят, чтобы было больше поденщиков: нанялся на день, чтобы кому-то собачку выгулять, кому-то подмести, еду доставить. А когда у человека нет постоянной работы, нет цели – он никто. У нас же была вторая экономика мира. Всё раздербанили. Такую страну берут либо войной, либо подкупают верхушку. Нас предали, мы знаем, как.

С Надеждой Леонидовной соглашается пожилой мужчина. Представился: Замолодин, приехал из Калининграда, чтобы побывать в местах, где 26 лет назад расстреливали советскую власть, как внедряли «демократию»…

– Это позор! Давно пора судить горбачевско-ельцинскую шайку. Судить, как в Нюрнберге!

А потом Замолодин особо попросил через «Советскую Россию» передать общественности, политикам пожелание его и всех его родственников, друзей, живущих и в Калининграде, и в Москве, и в других городах:

– Закройте Ельцин-центр! Это точка зла для нашей страны и нашего народа!

Эту просьбу подхватили все, кто слышал, кто стоял рядом:

– Устраните, пожалуйста, Ельцин-центр, это совершенно позорное явление для России. Давайте вместе добиваться его закрытия. Это наш долг перед памятью погибших в том черном октябре.

Митингующие расходились неохотно. Много осталось невысказанного. На ходу обменивались телефонами, адресами электронной почты, советами, какие книги нужно непременно прочитать, чтобы разбираться в хитросплетениях происходящих процессов.

В. Ельников пригласил посещать его сайты: 1993god.ru – о событиях осени 1993-го, и 1993god.com – о мемориальной территории. Он обеспокоен плохим состоянием памятников, сооруженных народом, стихийных, но очень дорогих.

Он верит, что в Москве будут созданы прекрасные памятники в честь октября 1993 года. Вопреки властям, которым память о тех днях очень неудобна.

И люди приходят к выводу: тогда, в те тяжелые дни осени 1993 года, победило зло. Но эта победа зла на наших глазах оборачивается позорным поражением для «победителей». Поражением власти, которая боится разрешить народу увековечить историческую память об октябре 1993 года, причем на деньги, собранные народом. Говорят, что победили, а сами трусят. Нелегко служить мамоне.

Галина ПЛАТОВА

Всенародная память

3–4 октября по всей стране проходят акции памяти и траурные мероприятия, посвященные 26-й годовщине трагических событий октября 1993 года, вошедшего в новейшую историю России как черный октябрь.

Митинг, организованный Пермским крайкомом КПРФ, прошел в центре города у памятника А. Попову. В траурной акции приняли участие коммунисты, очевидцы тех страшных событий, соратники партии, журналисты пермских СМИ. Во время митинга распространялся последний выпуск газеты «Коммунист Западного Урала» и специально подготовленная к трагической дате листовка. Неравнодушные жители Тюмени, несмотря на дождь, собрались, чтобы почтить память погибших защитников советской власти, на площади Борцов революции. Профессор нефтегазового университета Мирабо Хусаинович Утешев вспомнил, как вместе с товарищами стоял на страже памятника Ленину, не позволив его снести, а также не позволив разрушить герб Советского Союза, который и сегодня украшает здание Тюменской областной думы.

Серию одиночных пикетов «Не забудем! Не простим!» провели коммунисты и комсомольцы Самары, под этим же лозунгом прошел пикет Камчатского краевого отделения КПРФ на площади В.И. Ленина. 

В Липецке акция, посвященная событиям октября 1993 года, прошла на площади Победы. Участники пикета в резолюции обратились к павшим и живым защитникам Советской Конституции, заверив, что борьба их не была напрасной: «Либеральный социально-экономический курс обанкротился, а его сторонники превратились в ненавидимых гражданами маргиналов. Все больше людей в нашей стране поддерживают идеалы справедливости, социализма и народовластия. Мы продолжаем ваше дело, твердо и последовательно добиваемся формирования в России Правительства народного доверия. Мы делаем все, чтобы вернуть в общенародную собственность богатства страны, восстановить социальные гарантии граждан, возродить наше любимое Отечество».

В Москве акция памяти, включающая массовый митинг, траурное шествие и православную панихиду на месте совершенного расстрела защитников Дома Советов, начнется на площади Краснопресненской Заставы. В траурном мероприятии примут участие защитники Белого дома, родные и близкие погибших, лидеры КПРФ, депутаты-коммунисты, представители Комитета памяти жертв трагических событий в г. Москве в сентябре-октябре 1993 г. и члены Союза Советских офицеров. Слово для выступления будет предоставлено Председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову. 


– В мероприятии принимают участие общественные движения, неравнодушные люди, которые считают, что в этот день обязательно надо собраться и сказать, что мы все помним и никогда не простим тех, кто незаконно, преступно расстрелял мирных граждан и саму Конституцию, заложив то беззаконие, которое сегодня творится на просторах нашей страны. Равнодушие и беззаконие, за которые пьяница Ельцин должен ответить! Это преступление против государства и против граждан Российской Федерации не имеет срока давности. Был совершен переворот. Общественное мнение должно быть создано, история должна все расставить по своим местам – кто преступник, а кто патриот, защищавший Конституцию и закон. Участники митингов берут на себя обязательства довести это до логического завершения, – рассказал первый секретарь Московского городского комитета КПРФ, депутат Государственной думы РФ Валерий Рашкин.

Траурное шествие с портретами погибших по ул. Красная Пресня завершится возложением цветов и венков у места гибели защитников Дома Советов. 

Очередной номер «Советской России» в это время будет уже в печати, подробная информация о памятном мероприятии будет размещена на нашем официальном сайте.

Юлия ЖУМАКБАЕВА

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *