По материалам публикаций на сайте ЦК КПРФ
15 октября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат В.С. Шурчанов.
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
— Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые коллеги!
В Государственной Думе полным ходом идет рассмотрение проекта федерального бюджета на 2020 год и плановые 2021-2022 годы. Фракция КПРФ активно включилась в эту работу, в комитетах идет обсуждение. Комитет по бюджету и налогам также начал рассматривать заключения наших других профильных комитетов и будет, я так полагаю, по Регламенту готовить заключение. Наша фракция, конечно, в этом деле также будет активно участвовать.
Вчера в ходе обсуждения в комитете как раз состоялось рассмотрение проекта бюджета с участием Министра финансов, представителя Правительства Российской Федерации Силуанова Антона Германовича, Председателя Счётной палаты и других ответственных товарищей.
Правительство уверено, что идёт в правильном направлении, что доходы, расходы у нас продолжают расти, решаются все те самые социальные вопросы, которые стоят в повестке дня. И при этом еще накапливается определённый резерв в Фонде национального благосостояния.
На самом деле это так или не так? Давайте всё-таки рассмотрим в достаточно длительной перспективе, потому что, если сравнивать расходы только 2019 года и 2020 года, безусловно, там есть рост по многим направлениям: здравоохранение, охрана окружающей среды.
Удивительно, что сокращаются расходы на финансирование сельского хозяйства при всей актуальности этого вопроса, есть сокращение по жилищно-коммунальному хозяйству. Ну, а остальные потихонечку растут, где-то на 2,5 и 1-1,5 процента. На трёхлетку то же самое. И создаётся действительно такое представление, что вроде бы у нас всё хорошо.
Но, уважаемые коллеги, чтобы понять, хорош или не хорош проект представленного бюджета, как реально обстоит дело с федеральным бюджетом, надо взять достаточно длительный ряд бюджетных расходов за 8 -10,12 лет, перевести их все на сопоставимые цены соответствующего года.
Наше рассмотрение показывает, если мы выйдем на цены 2020-2022 годов и для сравнения с расходами на 2020 и 2022 годы возьмём за базу бюджет федеральный за 2012 год, то получается, сравнение не в пользу бюджета, представленного на 2020-2022 годы.
Мы действительно взяли базу 2012 года и вывели по ценам реальным на 2020-2022 годы, увидели, что в реальном выражении расходы федерального бюджета на 2020-2022 годы так и не достигнут уровня 2012 года.
Ещё раз хочу подчеркнуть, у нас представленный проект бюджета в реальных, в сопоставимых ценах 2020-2022 годов значительно отстаёт от показателей, которые были достигнуты федеральным бюджетом в 2012 году. Таким образом, мы не растём, а наоборот, снижаем наши расходы.
Расходы федерального бюджета на 2020 год составляют 19 триллионов 503 миллиарда рублей, а сравнительные расходы 2012 года были бы больше, то есть 20 триллионов 791 миллиард рублей, больше на 1 триллион 288 миллиардов рублей.
Расходы 2012 года, приведённые к 2022 году, тоже показывают, что бюджет 2022 года на 719 миллиардов меньше, чем были расходы в 2012 году.
2020 год, если взять в сравнении с 2012 годом меньше: на образование минус 62 миллиарда рублей в ценах 2020 года, в том числе на общее образование — 62 миллиарда, на высшее и послевузовское образование — на 96 миллиардов рублей.
На социальную политику в 2020 году на 1 триллион 112 миллиардов рублей будет меньше расходная часть, чем в 2012 году, в том числе на пенсионное обеспечение — 1 миллиард 123 миллиарда рублей, на социальное обеспечение — почти на 300 миллиардов рублей.
Мы говорим о национальной экономике, указы есть соответствующие, но в сравнительных ценах, приведенных — минус 536 миллиардов рублей по отношению к 2012 году, а это промышленность, новое производство, это, безусловно, сельское хозяйство, которому мы сейчас финансирование хотим удвоить в рамках комплексной программы «Устойчивое развитие села». Ну и другие отрасли реального производства.
Если сравнить показатели планирования на 2022 год (это последний год трёхлетки), то расходы федерального бюджета также будут меньше пo сравнению с бюджетом 2012 года.
Что нужно сказать? За последние 10 лет расходы федерального бюджета, если даже взять эти расходы в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, они, к сожалению, тоже уменьшаются.
Я приведу такие цифры. Консолидированный бюджет, если в целом взять (это федеральный бюджет плюс региональные бюджеты и внебюджетные фонды), то в процентах от ВВП они уменьшаются. В образовании (данные 2012 года) составляют 4,1 процента от ВВП, а в 2020 году — лишь 3,8 процента. В 2022 году — ещё меньше, 3,6 процента. В здравоохранении в 2012 году было 4,6 процента ВВП, теперь ожидается в 2020 году 3,6 процента. В национальной экономике это было 5,2, теперь предлагается 4,6 процента. А в социальной политике в 2012 году было 12,3, а в 2020 году и в 2022 году у нас получается порядка 11,5 процента.
Причина всего этого — стремление правительства стать кубышкой мировой финансовой олигархии, чему служит так называемое «бюджетное правило». Как мы знаем, правительство по–своему обосновывает «бюджетное правило». Официальное обоснование правительства мы с вами хорошо знаем. Но корень вопроса в том, что правительство считает более выгодным хранение средств в зарубежных банках, чем вложение инвестиций в реальное производство в стране.
Вы можете спросить, почему я взял 2012 год и сравниваю с 2020 и 2022 годом? Дело в том, что во временном промежутке 2012 — 2020 годов у нас состоялись два знаменательных события: Указы Президента Российской Федерации 2012 года и Указ президента уже 2018 года. Так вот, получается, если все сравнить, то все бюджетные разработки правительства и предложенного проекта федерального бюджета — это есть показатель саботажа выполнения Указов и посланий Президента, как правильно определил Г.А. Зюганов в своей статье в газете «Правда» 15.10.2019 года. То есть, в конечном итоге сегодня мы можем с полным основанием сказать, что Указы президента и задачи, которые там были обоснованы, сегодня реализовываться не будут и не могут, потому что нет финансовой и материальной основы, и правительство их не создаёт. И в то же самое время мы имеем огромную, в общем-то, кубышку — порядка 16 миллиардов. Она, как мы с вами знаем, уже к концу 2020 года образуется.
Поддерживая все меры, о которых здесь на пленарном заседании мы с вами говорили, а это, повторюсь, двукратное увеличение объемов финансирования госпрограммы комплексного развития сельских территорий, это введение бесплатного питания в начальной школе, целенаправленный подход в решении проблемы обеспечения жильём детей-сирот, увеличение трансфертов регионам, поддержка семьи, детей и материнства и выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, как фактора ликвидации нищеты, мы одновременно сегодня предлагаем следующее.
Нам нужно изменить экономическую и финансовую политику и голосование по бюджету. Обсуждение бюджета на 2020 и последующие плановые 2021-2022 годы как раз даст реальную возможность, чтобы мы изменили эту экономическую политику. Потому что при нынешней экономической политике, если она будет продолжаться, при всех наших хороших стремлениях бюджет будет тормозить развитие экономики и социальной политики. А тем самым мы не выйдем на уровни мирового развития, не выполним многие и многие направления, которые надо решить в интересах народа.
Прежде всего, у нас не будет роста инвестиции с 20,6 процента от ВВП на сегодня, до 25 и 27 процентов. Для этого решения предложена программа КПРФ, она полностью обоснована. Мы предлагали ее неоднократно и просили бы ее поддержать в ходе обсуждения проекта бюджета.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.