Поделил на «своих» и «чужих»

Поделил на «своих» и «чужих»

В конце сентября педагоги московской школы-интерната №17 провели серию одиночных пикетов с целью обратить внимание на атмосферу, царящую в их учебном заведении. Наша газета писала об этом в №108 от 1—2 октября в статье «За право учить и учиться». По словам учителей, в школе сложилась ненормальная ситуация из-за политики исполняющего обязанности директора Марата Сяфукова, который создаёт просто невыносимые условия для работы. За последнее время уволены или были вынуждены уволиться несколько учителей и психологов. Некоторые из тех, кто пока ещё работает, тоже начинают задумываться об уходе.

В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ попал в опалу молодой учитель информатики Артём Аркадьевич Нечипуренко, уволенный в феврале нынешнего года за… прогул. Он рассказал корреспонденту «Правды», что по семейным обстоятельствам ему срочно понадобилось взять пару дней за свой счёт. Дело в том, что заболела и была госпитализирована жена, попала в больницу одиннадцатилетняя дочка, а полуторагодовалого сына оставить было не с кем. Артём Аркадьевич связался с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Еленой Хомской и, рассказав о ситуации, попросил предоставить «отгулы». Было получено устное согласие, замена на уроке произведена, то есть образовательная деятельность не пострадала и ничего из ряда вон выходящего не произошло. Все медицинские справки о болезни жены и дочери впоследствии были предоставлены. Казалось бы, на этом можно поставить точку. Артём Аркадьевич вышел на работу, лично объяснил вынужденную необходимость своего отсутствия в течение этих дней и.о. директора Марату Сяфукову. Как отмечает молодой педагог, ничто не предвещало последующих событий.

— После того как я уже отработал несколько дней, ко мне вдруг подходит сотрудница отдела кадров и сообщает о моём увольнении за прогул, — рассказывает Артём Аркадьевич. — Удивившись, почему мне Сяфуков не сообщил это лично, я попытался связаться с ним, но сделать этого мне так и не удалось.

В официальном профсоюзе, который действовал в школе, уволенный педагог никакой поддержки не нашёл и тогда обратился в Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель», который сейчас ему оказывает поддержку.

Следующим этапом борьбы стало обращение в Зюзинский районный суд с иском о восстановлении на работе, признании незаконным приказа об увольнении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Но этот суд был проигран. Как сообщили в профсоюзе «Учитель», суд мотивировал данное решение отсутствием приказа и.о. директора школы Марата Сяфукова о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы и отсутствием достаточного количества справок, подтверждающих болезнь жены.

Однако Зюзинская межрайонная прокуратура направила апелляционное представление (процессуальная форма обжалований решений суда первой инстанции. — Ред.) по этому поводу. Прокуратура считает необходимым восстановить в должности А.А. Нечипуренко, отменить приказ об увольнении и оформить дубликат трудовой книжки, в которой пока что стоит своего рода «чёрная метка» в виде записи об увольнении за «прогул». Кроме того, в представлении отмечается, что возложенная на истца крайняя мера дисциплинарной ответственности применена необоснованно, без учёта конкретных обстоятельств происшедшего, а именно уважительности неявки на работу, что является обязательным условием для наложения взыскания за «прогул» (то есть «отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (её) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение рабочего дня (смены)».

В данный момент в Мосгорсуде рассматривается апелляция на решение суда первой инстанции.

— Марат Сяфуков пришёл в нашу школу в октябре 2018 года, и почти сразу же в коллективе начали появляться новые люди. Позже выяснилось, что некоторые из них — его коллеги с предыдущего места работы, из 38-й школы, — рассказывает Артём Нечипуренко предысторию своего увольнения и объясняет сложившуюся к тому времени обстановку в школе. — В общем, среди учебного года началось такое вот внезапное, ничем не объяснимое расширение штата. Далее, когда меня уволили, а коллеги написали письмо в мою поддержку, на ту часть коллектива, которая «посмела» поставить свои подписи под этим обращением, началось давление. Мы предполагаем, что и.о. директора поставил цель обновить коллектив, заменив неугодных «своими» людьми. Недаром же первым делом формулировку «мы не сработаемся» услышала сотрудница отдела кадров. Коллектив, по сути, поделён на «своих» и «чужих».

Сегодня история с собственным увольнением для меня отошла на второй план, прежде всего считаю важным поддержать коллег, с которыми я проработал не один год, привлечь внимание СМИ и уполномоченных органов. Мы приняли решение участвовать в протестных акциях, потому что все другие способы решения проблемы исчерпаны: пытались обращаться в департамент образования, но все бумаги спускаются Сяфукову, в ответ он пишет какие-то отписки, а дальше ровным счётом ничего не происходит. Замкнутый круг.

К разговору подключается заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Геннадьевна Хомская, находящаяся сейчас в декретном отпуске.

— В школе с приходом Сяфукова началось полное безобразие, — говорит Елена Геннадьевна. — Бесконечная ротация кадров, увольнения, давление, понуждение к уходу по собственному желанию… Избавляются от лучших педагогов, из-за чего страдает качество образования. Были ликвидированы группы лечебной физкультуры, необходимые детям с особенностями развития. Артёма Нечипуренко, учителя информатики, в школе ценили коллеги, часто обращались к нему по тем или иным рабочим вопросам, уважали родители и учащиеся. И представить было невозможно, что два дня, взятые за свой счёт в связи со сложной семейной ситуацией, обернутся увольнением, о котором, кстати, я, как заместитель директора по учебно-воспитательной работе, даже не была извещена. Узнала о случившемся от других педагогов.

Тут ещё нужно добавить, что в школе-интернате №17 обучаются в том числе дети с особыми образовательными потребностями, и, конечно, когда уходит их любимый педагог (а тут уже речь идёт не об одном человеке), для ребят это становится дополнительным стрессом. Родители, понимая это, обращались к М. Сяфукову с просьбой восстановить на работе учителя информатики, направляли петицию в его поддержку в столичный департамент образования и в правительство города Москвы, но, увы, и их мнение не было учтено.

Считаю, что департамент образования г. Москвы должен обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Тем более что уже произошло и немало других кадровых потерь. К примеру, по распоряжению и.о. директора была расформирована ставка учителя изобразительного искусства, занимавшегося с детьми арт-терапией. Её нагрузка была распределена между другими учителями. Тем самым дети были лишены полноценных дополнительных занятий, которые им необходимы в силу особенностей здоровья. А педагогу и.о. директора оставил нагрузку… 4 часа. Иначе как издевательством подобные действия назвать нельзя. Будучи единственным кормильцем в семье, она вынуждена была уволиться, так как, естественно, на ту зарплату, что она получала бы за эти часы, прожить невозможно.

ДРУГОГО ПЕДАГОГА «убрали» из школы ещё более изощрённо, поставив в такое положение, при котором она была вынуждена написать заявление «по собственному желанию». Дело в том, что у неё в школе-интернате учились двое детей, один из них с особенностями развития. В качестве исключения, учитывая, что она живёт далеко, большую часть времени проводит на работе, не имеет возможности возить детей по разным школам, её второго ребёнка зачислили сюда же. Но недавно Сяфуков отказал в продолжении обучения здесь второго ребёнка. Естественно, «разрываться» она не смогла.

Как рассказывают учителя, Марат Сяфуков, узнав о коллективном письме в поддержку Нечипуренко, что называется, спустил на подписавших его всех собак, организовав настоящую травлю. Впрочем, досталось и тем, кто не подписал, но внезапно по каким-то причинам вдруг стал неугоден и.о. директора.

Педагоги жалуются, что в школе стали в порядке вещей со стороны Сяфукова разговоры на повышенных тонах, крики, переходящие чуть ли не в оскорбления. Но самый вопиющий случай произошёл год назад, рассказывают они. На кухне в результате несчастного случая сильно поранилась женщина-повар, у неё попал в мясорубку палец, но Сяфуков не только не разрешил вызвать «скорую помощь» (женщина сама шла в поликлинику с окровавленной рукой!), но и заставил её сказать, что травма произошла дома, а не на работе.

В сентябре уволилась и педагог-психолог Ольга Шеленкова, настоящий профессионал, имеющая большой опыт работы: она трудилась ведущим психологом МЧС России, педагогом-психологом в детском центре, в инклюзивной школе и три года отдала школе-интернату №17. Ольга Викторовна окончила Университет Российской академии образования, помимо психологического, имеет ещё два высших образования. В школе-интернате №17 она выстроила доверительные отношения и с учащимися, и с родителями, всегда была на связи с ними, не деля время на «рабочее» и «нерабочее». Но трудиться в такой атмосфере стало невыносимо.

— В сложившейся обстановке, связанной с давлением на педагогический коллектив, страдают прежде всего интересы детей, — говорит О. Шеленкова. — Родители понимают, что ничего хорошего в постоянной смене педагогического состава нет, но с их мнением руководство не считается.

В мае нынешнего года на мои занятия пришли проверяющие — представители городского психолого-педагогического центра О.В. Абрамова и Э.И. Войтович.

На вопрос, с чем связана проверка, был дан ответ: это распоряжение Сяфукова, хотя сам и.о. директора сообщил: мол, проверку инициировала мама одной из учениц. Я сразу поняла, что цель всего этого действа — найти недостатки в моей работе. Показательно, что проверка коснулась не всех педагогов, а только неугодных.

Комментарии Абрамовой и Войтович были настолько шаблонны и надуманны, что стало ясно: эти люди вряд ли имеют опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дело в том, что в нашей школе невозможно работать неквалифицированному психологу. Мы всегда на виду, на связи с родителями и детьми. На каждом педсовете рассказываем о своей работе, пишем заключения по результатам диагностики, выступаем на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, пишем отчёты по каждому ребёнку. За время моей работы — ни одной жалобы, наоборот, только благодарности.

Однако по итогам проверки мне вынесли несколько замечаний: мол, на столе не убрано, лежит много книг и т.д. Далее предъявили претензии по поводу того, что я не предоставила заключение психолога, документацию на одну из старшеклассниц, с которой я проводила занятия по профориентации. Но дело в том, что эта девочка не нуждалась в помощи психолога и никаких обследований ей не требовалось. Когда же я предоставила заключения на остальных детей (120 человек), то и тут Абрамова и Войтович нашли, к чему придраться: почему пометки на полях, почему написано от руки. В общем, выискивали каждую мелочь, к которой можно было прицепиться. А через три месяца Сяфуков на педсовете вслух зачитывает то, что написали эти проверяющие. Когда я сказала о том, что не согласна с подобной «трактовкой», старший методист Н.И. Баринова мне довольно грубо ответила: мол, это ваши проблемы.

А между тем каждый ребёнок с особенностями развития требует индивидуального подхода, у нас сложная, напряжённая работа, регулярно возникает необходимость разрешать какие-то внештатные ситуации. Но вместо того, чтобы помогать учителям, руководство, наоборот, создаёт невыносимые условия, ущемляет в правах, подвергает жесточайшему контролю и просто по-хамски обращается.

Заключение проверки, на мой взгляд, было необъективно, непрофессионально, не соответствовало тому, что происходило на занятии. Это стало для меня последней каплей, переполнившей чашу терпения. Кстати, после меня уволился ещё один педагог-психолог (последний!), а все оставшиеся ставки психологов розданы людям, лояльным директору. О каком качестве оказания психологической помощи можно будет говорить? По сути, школа-интернат №17 остаётся без психологической службы.

«Сподвижники» же Сяфукова стремления качественно исполнять свои обязанности не проявляют: например, учитель начальных классов Галина Фёдорова, являющаяся по совместительству педагогом-психологом, в качестве психолога не провела ни одного занятия. В коллективе об этом знают, но молчат, многие боятся увольнений: у кого-то ипотека, у кого-то возраст.

Ещё один «соратник» Сяфукова — Вадим Мавлеткулов — ведёт уроки адаптивной физкультуры, но, как работать с детьми с ДЦП, не знает, просит других специалистов заниматься с тяжёлыми ребятишками. Старший методист Н.И. Баринова отличается хамством, отказывается отвечать на возникающие вопросы в рамках своих обязанностей, предлагая ознакомиться с необходимой информацией в интернете.

В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ идёт травля педагогов, искренне болеющих за своё дело, настоящих профессионалов. Продолжается давление на учителя физики Татьяну Толстых. Как отмечают в профсоюзе «Учитель», с 14 октября ей резко снизили нагрузку: она лишилась 7 часов преподавания дополнительных занятий, 1 часа воспитательной работы и 0,5 ставки методиста. После этого её зарплата составит 14,5 тысячи рублей за 11 часов уроков физики и 7 тысяч — за классное руководство. В разговоре с корреспондентом «Правды» на состоявшемся в конце сентября пикете Т. Толстых подчеркнула: уходить по собственному желанию она не намерена и вместе с коллегами, готовыми к борьбе, продолжит добиваться справедливости.

Представители администрации школы-интерната №17 на звонок корреспондента «Правды» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию ответили: обращайтесь в департамент образования г. Москвы.

Через некоторое время в СМИ был распространён пресс-релиз от имени Марата Сяфукова, в котором он опровергал все претензии учителей и заявлял, что те, кто уволился, не имеют жалоб и сделали это якобы по собственному желанию, а Артём Нечипуренко, мол, уволен из-за неоднократных прогулов по неуважительной причине.

В профсоюзе «Учитель» уже выразили возмущение словами и.о. директора Сяфукова, которые не соответствуют действительности. Кроме того, отмечают в профсоюзе, руководитель школы сообщил о том, что у Т. Толстых зарплата в августе составляла 100 тысяч рублей, хотя, во-первых, эта сумма является преувеличением, во-вторых, дело не в том, какая зарплата у неё была в августе, а вопрос — об оплате её труда после 14 октября нынешнего года, когда по инициативе Сяфукова с неё будет снята значительная часть нагрузки. Помимо этого, публикация подобного рода сведений является нарушением, так как это запрещённое законом разглашение персональных данных.

На действия директора школы-интерната №17 Марата Сяфукова должен обратить внимание департамент образования Москвы, уверены в профсоюзе «Учитель», так как сложившееся положение дискредитирует ведомство и в целом систему образования столицы.

Алёна ЕРКИНА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

2 thoughts on “Поделил на «своих» и «чужих»

  1. Что было бы во Франции,если бы работнику не вызвали «Скорую помощь»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *