Торопись не поспешая

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Социальная тема прошла сквозь всё заседание Госдумы 24 октября, начавшееся с выступления представителя КПРФ, члена Комитета по охране здоровья Николая Осадчего в часе заявлений по актуальным вопросам и закончившееся принятием в первом чтении законопроекта о горячем питании для школьников начальных классов, который вырос из законопроекта депутатов-коммунистов «о стакане молока».

ЭТИ связанные воедино проблемы: питание детей и здоровье нации — целиком и полностью зависят от бюджета, принятого в первом чтении буквально накануне. К сожалению, главный финансовый документ страны проигнорировал и Послание президента 2018 года, в котором было заявлено, что в 2019—2024 годах на развитие системы здравоохранения должно направляться в среднем более 4 процентов ВВП (а стремиться вообще нужно к 5 процентам), и рекомендации Всемирной организации здравоохранения, предписывающей тратить на здоровье граждан не менее 6 процентов ВВП. В европейских странах этот показатель — 7 процентов и выше, Россия же недотягивает до него более чем наполовину.

По итогам уходящего года ожидается, что расходы на здравоохранение составят 3,4 процента ВВП, в 2021-м этот показатель чуть поднимется — на 0,1 процента, а в 2022-м снова вернётся на нынешний уровень. Зато Россия преуспела в другом: если во всём мире доля личных платежей граждан на услуги здравоохранения снижается, то в нашей стране она, напротив, растёт. Недофинансирование здравоохранения выливается в дефицит лекарственного обеспечения, слабость материально-технической базы первичного звена, сокращение сети медицинских организаций, нехватку медиков и повышение уровня совместительства среди врачей. Результат такой политики скорбный — вымирание населения. По продолжительности жизни Россия находится в конце первой — начале второй сотни мирового рейтинга. С 2017 года естественная убыль населения, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила почти 580 тысяч человек. При этом смертность на селе, особенно пострадавшем от «оптимизации» здравоохранения, на 14 процентов выше, чем в городе.

От имени фракции КПРФ Николай Осадчий выдвинул требование увеличения суммарного бюджета здравоохранения в 2020 году до 4—5 процентов ВВП. За два-три года госбюджет здравоохранения может и должен быть увеличен до 7 процентов ВВП, считают коммунисты. Фонд национального благосостояния раздуется в этом году уже до 11 триллионов рублей. Если уж на демографию и здравоохранение правительство скупится направить часть этих денег, то грош цена такому благосостоянию. Члены фракции КПРФ подготовили проект постановления Госдумы об обращении к председателю правительства о дополнительном финансировании государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.

Кто знает, появился ли бы сегодня на свет проект закона о горячем питании учащихся начальных классов, если бы не инициатива КПРФ «о стакане молока» для школьников, которую коммунисты продвигали на протяжении более двух лет. Премьер-министр Д. Медведев во время отчёта правительства перед парламентом 17 апреля 2019 года фактически был припёрт к стенке вопросом фракции КПРФ о том, намерено ли правительство поддержать эту важную для здоровья подрастающего поколения идею. «Единороссам» ничего не оставалось делать, как спасать своего партийного босса, трансформировав «стакан молока» в горячее питание. Коммунисты да и все остальные парламентские фракции были не против такого разворота. Соответствующий законопроект стал предметом коллективного законотворчества. Его подписали представители всех фракций.

Но ряд моментов в документе вызывает всё же опасения. Законопроект вроде бы подразумевает, что питание учащихся начальных классов должно быть бесплатным, но прямо об этом нигде не говорится. Пока в бюджете вообще не заложено его финансирование — закон-то, мол, ещё не принят. Да и предполагаемый уровень расходов — 20 миллиардов рублей — явно занижен. Например, Москва тратит на питание своих младших школьников и детей постарше из многодетных и малоимущих семей 40 миллиардов рублей. А тут на всю страну 20 миллиардов! Или правительство хочет повесить финансирование данного обязательства преимущественно на регионы и муниципалитеты?! Во всяком случае, именно так можно расценивать слова министра финансов Антона Силуанова при обсуждении бюджета в первом чтении о том, что надо помогать субъектам Российской Федерации в данном вопросе, но это, дескать, полномочия чисто региональные и нужно-де взять тайм-аут для консультаций.

Это заявление первого вице-премьера удивило всю палату, заметил один из активнейших авторов законопроекта Владимир Кашин. Есть заключение правительства, финансово-экономическое обоснование, и какие после этого могут быть ещё сомнения в источнике финансирования. Учитывая низкую бюджетную обеспеченность большинства субъектов Российской Федерации, эффективность реализации законопроекта будет напрямую зависеть от параметров федерального бюджета.

Законопроект предполагает направлять субсидии из федерального бюджета. Это какие-то хитроумные схемы, считает Алексей Куринный, надо чётко указать в проекте закона, что обеспечение учащихся начальных классов бесплатным горячим питанием — федеральное полномочие. Владимир Кашин отметил, что ко второму чтению чрезвычайно важно учесть в законопроекте, что в меню учащихся начальных классов обязательно должно входить натуральное молоко. Хорошо бы, конечно, действие будущего закона распространить на все возрастные категории учащихся, полагает Сергей Казанков. Вот это действительно был бы весомый вклад в здоровье нации. Но пока ценен и первый шаг.

В блоке социальных вопросов стоял законопроект о повышении с 1 января 2020 года минимального размера оплаты труда до 12 тысяч 130 рублей, то есть до величины прожиточного минимума за второй квартал 2019 года. Таким образом, повышение составит 850 рублей и затронет примерно 3,2 миллиона человек. Поддержав законопроект, фракция КПРФ вместе с тем отметила, что величина прожиточного минимума существенно занижена. Николай Коломейцев сообщил, что, по оценкам учёных, минимальный размер оплаты труда, соответствующий реальному прожиточному минимуму, должен быть не менее 33 тысяч рублей. Депутат напомнил, что более двух лет назад членами фракции КПРФ был внесён законопроект о повышении минимального размера оплаты труда до 25 тысяч, но до сих пор документ не рассмотрен палатой.

Зато с лёту рассматриваются правительственные инициативы о замораживании социальных обязательств государства. Очередной заморозке подверглась накопительная часть пенсии, которую правительство седьмой год подряд предложила перевести в страховую часть, заткнув 634 миллиардами рублей брешь в Пенсионном фонде. Пенсионные права граждан нисколько не пострадают, пытается уверить правительство. Но как бы не так. Накопительная часть пенсии передаётся по наследству и воспользоваться ею пенсионер может в более короткий промежуток времени, чем установленный законом период дожития, на который растягивается страховая пенсия. Да и вообще многие полагают, что затеянная в 2002 году реформа пенсионной системы, когда каждому работающему, если он родился после 1967 года, вменялось в обязанность платить 6 процентов от своей зарплаты на накопительную часть пенсии, вылилась в большую аферу. Общий объём пенсионных накоплений составил примерно 2 триллиона 200 миллиардов рублей. Сотни миллиардов были разворованы. Аферисты и финансово-промышленные группы хорошо нагрели руки на пенсионных накоплениях граждан. Сегодня правительство соображает, как накопительную часть вывести из системы обязательного пенсионного страхования. Но пока, кроме длящегося годами моратория на формирование средств пенсионных накоплений, ничего предложить не может.

Автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.