По материалам публикаций на портале «Свободная Пресса»
Любой добровольный ГПП в России неизменно превращается в «обязаловку»
После того, как участники экономического блока правительства сломали друг об друга несчетное количество копий, российским пенсионерам с определенной долей гордости был презентован некий «гарантированный пенсионный продукт» (ГПП), который позже назвали «гарантированным пенсионным планом». Пенсионная реформа продолжается. Точнее, продолжаются эксперименты с нашими деньгами.
Как поясняли разработчики этой новации, вход в систему ГПП для пенсионеров будет не принудительным, а исключительно добровольным. В качестве пряника россиянам было заявлено, что их средства в этой системе будут застрахованы, причем застрахуют не только номинал вложения, но и инвестиционный доход по нему. Плюс еще несколько «морковок».
Однако экспертное экономическое сообщество практически сразу же заявило — в данном виде система ГПП будет нежизнеспособна.
— Если люди не знают, что происходило в прежней накопительной системе — а системы очень похожи — они не пойдут в новую, непонятную, — поясняет доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — В свое время власти констатировали, что доход в обязательной накопительной пенсионной системе был ниже уровня инфляции. А как будет в новой? В 2002 году в стране было более 200 НПФ, и от них осталось всего 40. Как будет теперь? Сколько, грубо говоря, украли НПФ за 2002−2019 годы? Пока на эти вопросы нет ответов, граждане вряд ли будут доверять накопительным пенсионным системам.
Кроме того, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов обратил внимание на то, что большинству россиян, за исключением групп с высоким уровнем доходов, эта система банально не выгодна.
Модальная зарплата в России, пояснил он, составляет порядка 20 тысяч рублей. При уровне отчислений хотя бы в 6% ежемесячно из нее будет уходить примерно 1200 рублей. За год таким образом у гражданина накопится 14 400 рублей, а за 30 лет трудовой «пахоты» в лучшем случае набежит тысяч 450, при условии, что все платежи сделаны добросовестно и в срок.
«При делении этой суммы на средний срок дожития получается прибавка всего в 2000 рублей, — подбил баланс Александр Сафонов. — Не забудем еще про инфляцию. А теперь представьте, что такое 1200 рублей ежемесячных отчислений для человека с зарплатой в 20 тысяч рублей. Это очень ощутимо. Для таких россиян текущее потребление гораздо важнее, чем какие-то пенсионные накопления. Особенно с учетом того, что с появлением ребенка в семье расходы увеличиваются. Тут каждая копейка на счету».
Конечно, государству, судорожно ищущему длинных денег везде, где можно, и даже где нельзя, ГПП выгоден именно в обязательном варианте. Но, как подчеркнул тот же Александр Сафонов, под давлением прошедшей пенсионной реформы и недовольства людей, политическая власть поняла, что этого делать нельзя, иначе это сразу ударит по ее рейтингу.
Но вот на днях, в ходе закрытой встречи с экспертами замминистра финансов РФ Андрей Моисеев делает заявление: власти России собираются обязать всех чиновников страны в принудительном порядке поучаствовать в этой самой системе ГПП.
Правда, потом он же сделал контрзаявление. «Мы провели консультации, в том числе и с депутатами Госдумы, и мы пришли к выводу, что сейчас вводить обязательные [отчисления] — это не будет поддержано. Мы просто, когда проходили так называемое нулевое чтение, депутаты нам однозначно сказали, что это не пройдет. Поэтому мы все эти элементы удалили», — сказал он, отвечая на вопрос СМИ об обязательных отчислениях в пенсионный капитал для чиновников.
«СП» поинтересовалась у экспертов, что же скрывается за всеми этими словами представителя Минфина. Ведь прекрасно известно, что нынешняя людоедская пенсионная реформа тоже начиналась с намерений повысить планку возраста выхода на заслуженный отдых именно для чиновников.
А еще можно вспомнить другое. Например, как президент Путин обещал не повышать пенсионный возраст — пока он находится у руля государства. Что в итоге? Пенсионный возраст подняли сразу на пять лет. Это к тому — насколько можно доверять словам, доносящимся из правительства или из Кремля. Сегодня говорят одно, а завтра «в связи с имзенившимися обстоятельствами» будут говорить другое.
— Я относительно спокоен по поводу будущего наших чиновников, — заявил изданию экс-президент национальной Лиги управляющих, эксперт по работе с НПФ Дмитрий Александров. — Дело в том, что на эту идею в случае ее реализации очень сильное влияние могут оказывать статусы министерств, ведь не секрет, что между ведомствами сейчас идет очень жесткая межвидовая борьба. Какое-то из федеральных или региональных министерств может с этой идеей согласиться, а какое-то нет.
Предполагаю, что с этим начинанием может произойти то же самое, что и с нашумевшим в свое время намерением Бориса Немцова о пересадке чиновников с иномарок на отечественные «Волги». Не одни, так другие госслужащие могут гарантированно и благополучно «замотать» эту идею.
«СП»: — А какая надобность была в этом заявлении, раз потом все равно включили «заднюю передачу»?
— Просто это одно из самых безобидных с точки зрения общественности заявление. Говорилось же не о массовом добровольно-принудительном подключении всех россиян к системе ГПП, а только о чиновниках. Они, как люди, в принципе, подневольные, должны каким-то образом на это намерение отреагировать.
«СП»: — То есть это своего рода «пробный шар»? И если проскочит с чиновниками, значит, можно ожидать, что потом этот фокус проделают, например, с бюджетникам, с нефтяниками, а потом и до всех граждан доберутся?
— Гипотетически, как я уже не раз говорил, какая-то вторая, третья, четвертая или даже пятая нога у нынешней пенсионной реформы в России все равно рано или поздно отрастет. Поскольку деваться-то некуда, распределительной части на всех в будущем все равно не хватит. А дальше уже вопрос к тем чиновникам, которые на то время будут находиться у власти — на какой основе все это будет происходить. Если им понравится система ГПП, значит, будут действовать на этой базе. Только не надо забывать, что, если сделать отчисления обязательными, установив определенный процент от зарплаты, мы фактически вернемся все к той же системе пенсионных накоплений, которая была благополучно заморожена.
Если на тот период у власти окажутся новые чиновники, они, скорее всего, будут создавать какие-то свои схемы. У нас ведь, как правило, считается, что действующие госслужащие умнее предыдущих, кто бы это ни был. Только вот, скорее всего, это снова будет что-то похожее, потому что изобрести по-настоящему что-то новое уже очень тяжело.
«СП»: — Получается, как в анекдоте — что бы русские ни собирали, у них по-любому получается автомат Калашникова?
— В принципе, да. Либо оно будет так, либо не будет никак. То есть сначала, конечно, какой-то закон напишут, красную ленточку на открытие очередной «пенсионной развязки» торжественно перережут, помпезно заявят об удвоении или утроении участников. А потом все потихонечку сойдет на нет и заживет свое серенькой жизнью.
«СП»: — То есть, как ни крути, а у новой системы ГПП без обязательно-принудительной составляющей никакого будущего нет?
— В то, что без аспекта обязательности этот продукт будет востребован в России, я не верю. Особенно с учетом взаимоотношений населения и государства, когда периодически происходят девальвации, потери сбережений и прочие кризисы. Тут можно вспомнить и 1991, и 1998, и 2008 годы. Как-то оно сомнительно.
«СП»: — Можно предположить, в каком виде все это будет подано общественности, учитывая, что чиновники всегда преподносят российским пенсионерам «сюрпризы» под соусом передового мирового опыта?
— Не надо забывать, что даже у таких пенсионных систем, которые, по негласному мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считаются самыми надежными, имеются проблемы. Даже у Польши, которая первой в Евросоюзе перенимает передовой мировой опыт, оперативно внедряя все пенсионные новеллы США и ЕС. Поляки, кстати, в свое время первые ввели идею о пенсионных накоплениях, и теперь первые же их потихонечку сливают. Точно так же они первые пенсионный возраст поднимали, потом откатили в этом вопросе немного назад, а теперь, как я понимаю, снова собираются его повышать.
Если заложить определенный временной лаг, то, предполагаю, лет через 15 у нас в России с пенсионной системой будет ровно то же самое, что сейчас есть в Польше.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Копить деньги на все случаи жизни. Но какой прок от денег, если нет производства предметов потребления ? Или, вернее сказать, какой прок от накопления денег, если это накопление происходит путём сокращения производства предметов потребления? Цена на мясо падает, срочно надо сокращать производство мяса, — вопят паразиты, рехнувшиеся от магического действия денег, и в руках которых находится все общественное хозяйство? Идиотизм в том и состоит, что никто, кроме меня, даже не ставит вопроса: что нужно для жизни: деньги или предметы потребления; почему никто не обращает внимание на то, что производительность труда такова, что один человек может прокормить более десяти паразитов, коими являются, в том числе и все эти учёные?