По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА
Уже в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» В.И. Ленин вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом обращал внимание на то, что основой всех существующих в обществе отношений выступают производственные отношения, а «последние всегда соответствуют той степени развития производительности, которою в данное время обладают их экономические силы». Он подчёркивал, что состояние развития производительных сил является «основным критерием всего общественного развития». Более того, он указывал, что «капитализм прогрессивен, ибо уничтожает старые способы производства и развивает производительные силы, и в то же время, на известной ступени развития, он задерживает рост производительных сил».
А КАК ОБСТОИТ дело в условиях реставрации капитализма в России? Сам факт реставрации является регрессом в общественном развитии. И первым подтверждением этого является деградация производительных сил в нашей стране в последние 28 лет, с первого дня буржуазной контрреволюции. Если при естественном развитии капитализм вначале ускоряет развитие производительных сил, что говорит о его прогрессивности по сравнению с предыдущим социально-экономическим строем, то реставрация капитализма оказывается не способной освоить те производительные силы, которые ей достались от общества, находившегося на завершающей стадии строительства социализма (переходного периода от капитализма к социализму). За прошедшие после контрреволюции годы капитализм не сумел ни в одной ключевой отрасли экономики выйти на показатели, которые были достигнуты советским социализмом в 1990 году.
Поэтому, если оценивать российский реставрированный капитализм по стандартам мирового капиталистического строя, то такой регресс является фактически неспособностью «новой буржуазии» («верхов») управлять «по-старому», то есть обеспечивать «нормальное» капиталистическое развитие. Печать регрессивности, обнаружившаяся уже на самом старте реставрации капитализма, за прошедшую четверть века ни разу не исчезала. Следовательно, сам факт реставрации капитализма изначально порождал несоответствие навязанных буржуазных производственных отношений характеру имевшихся в СССР производительных сил. Сегодняшнее состояние производительных сил свидетельствует не просто о неспособности верхов РФ управлять по канонам традиционного капитализма, но и о принципиальной регрессивности реставрированного капитализма.
Однако это не единственный признак нежизнеспособности нынешнего социально-политического строя России и неспособности «верхов» управлять «по-старому». Если пенсионная «реформа» отражает сущность любого капиталистического строя, то бегство капитала (тем более при крайне низкой цене рабочей силы и высочайшей насыщенности нашей страны природными ресурсами) является подтверждением неспособности российских «верхов» управлять «по-старому», по канонам капиталистической экономики.
Ярким свидетельством бесперспективности строя реставрированного капитализма в России является то, что «верхи» как в экономике, так и в политике ведут себя как временщики. Именно об этом свидетельствует стабильное стремление правительства Путина — Медведева вкладывать «нефтедоллары» в зарубежные ценные бумаги, вместо того чтобы их инвестировать в отечественную экономику. Да и все перспективные программы Кремля не выполняются (а это является убедительнейшим подтверждением неспособности управлять «по-старому», по стандартам «классического капитализма», как «Белого дома» на Краснопресненской набережной, так и Кремля). Несмотря на обещания, состояние экономики год от года ухудшается.
Вот бесспорные показатели неэффективности реставрации капитализма: рост экономики ничтожный, в районе 1%, то есть втрое отстаёт от среднемировых темпов. Технологическое отставание от наиболее экономически развитых стран нарастает. Зависимость России от зарубежных технологий и оборудования усугубляется. Но правительство на фундаментальную науку, без которой технологический прорыв невозможен, выделяет такие же средства, какими в США располагает средний университет. Износ оборудования в промышленности превышает 50%. Примечательно, что, несмотря на санкции и обещанное импортозамещение, импорт… растёт, а экспорт российской продукции… снижается.
Поскольку производительные силы, как отмечал Ленин, являются критерием способности общества к поступательному движению, а Россия периода реставрации капитализма к поступательному движению оказалась не способна и демонстрирует это уже более четверти века, то не только сторонники социализма, но и все патриотические силы, способные адекватно оценивать ситуацию, должны ставить вопрос о ликвидации самого общественно-экономического строя реставрации капитализма. Тем более что «верхи» не только не выполняют собственные директивы (например, путинские указы), но и сами их декларации не предполагают серьёзного роста производительных сил России. Провалился даже не «неолиберальный капитализм», но весь строй реставрации капитализма. Более того, проваливается вся капиталистическая система. Это предсказал Ленин более 100 лет назад, когда говорил об империализме (а сегодняшняя Россия — государство, безусловно, империалистическое) как о загнивающем капитализме.
Наконец, в последнее время ярко проявляется неспособность «верхов» управлять «по-старому» в политическом пространстве. «Верхи» оказались не в состоянии обеспечить дееспособность «партии власти». Если отказ В.В. Путина идти на президентские выборы в качестве кандидата «Единой России» ещё можно (правда, с большой натяжкой) объяснить лицемерным стремлением предстать перед электоратом «общенародным» кандидатом, то аналогичное поведение кандидатов в губернаторы обществом воспринимается как их желание дистанцироваться от «партии власти». А тот факт, что на выборах в Мосгордуму ни один (!) член «Единой России», включая руководителей её городского отделения, не пошёл в качестве партийного выдвиженца, говорит о полной неспособности «верхов» управлять по-старому в традициях не только мировой капиталистической системы, но даже в традициях, которые закладывались при формировании политической системы реставрации капитализма в России.
Что касается ухудшения, по сравнению с обычным, материального положения масс, то в последнее время кочуют из одного издания в другое убедительные показатели социальной деградации. Реальные доходы граждан за последние 5 лет сократились, по различным оценкам, на 10—12%. Нищих в России вдвое больше, чем «контрольные цифры Путина», объявленные ещё 11 лет назад.
К этому надо добавить, что социально-экономический строй реставрации капитализма установил мировой рекорд по имущественной поляризации населения. «Если в прошлом году в России было 78 долларовых миллиардеров, — отмечалось на недавнем IX (октябрьском) пленуме ЦК КПРФ, — то теперь их 110. В США 1% населения владеет 35% богатства, в Германии — 30%, во Франции и в Италии — 20%. А у нас в руках одного процента толстосумов сосредоточено минимум 60% богатства. На долю 10% самых богатых в России приходится 83% материальных и финансовых активов».
О том, что в современной России приближается общенациональный кризис, свидетельствует и постепенно повышающаяся общественно-политическая активность масс. Летом 2019 года заметно проявилось недовольство существующим жизнеустройством со стороны мелкой и средней буржуазии. Характер и формы её протеста в XXI веке остались теми же, что и на рубеже XIX и XX столетий. Ленин писал: «Отличительная и основная черта мелкого буржуа — воевать против буржуазности средствами буржуазного же общества». Поэтому в Москве для выражения своего недовольства этот класс и предпочёл протестные акции, организуемые не коммунистами, а либертарианской партией и прочими либералами. С этими политическими силами тем более, как говорил Маугли, «одной крови» средняя буржуазия (кстати, В.И. Ленин такую социальную группу обычно вообще не вычленял, а рассматривал крупную и среднюю буржуазию как социальное единство, так как у них общее коренное качество: они живут за счёт эксплуатации наёмного труда, за счёт прибыли).
ДЛЯ НАС ЖЕ принципиально важно поведение класса, объективно являющегося не только основной движущей силой, но и авангардом как социалистической революции, так и прерывания реставрации капитализма, то есть качественного скачка, сущностью которого является замена капиталистических отношений социалистическими. Вслед за Марксом и Энгельсом Ленин писал: «Движение низов поднимает революционную силу; оно поднимает такую массу народа, которая, во-первых, способна произвести настоящую ломку всего гнилого здания и которая, во-вторых, никакими особенностями своего положения не привязана к этому зданию, которая охотно сломит его. Мало того, она, даже не вполне сознавая свои цели, всё-таки способна и склонна сломать его, ибо положение этой народной массы безвыходно, ибо вечный гнёт толкает её на революционный путь, а терять ей нечего, кроме цепей. Эта народная сила, пролетариат, кажется такой грозной владыкам гнилого здания, потому что в самом положении пролетариата есть нечто угрожающее всем эксплуататорам. В силу этого самое маленькое движение пролетариата, как бы скромно оно ни было вначале, из какого бы мелкого повода ни исходило, неминуемо грозит перерасти свои непосредственные цели и стать непримиримым, разрушительным для всего старого строя».
Что касается страха унии капитала и государственной власти перед потенциальной мощью пролетариата, то он наиболее ярко проявился в Москве, где все промышленные зоны, оставшиеся после целенаправленного уничтожения столичной индустрии (в том числе наукоёмких научно-производственных комплексов), срочно застраиваются жильём и торгово-развлекательными комплексами, несмотря на то, что в этих зонах сохранялась мощная производственная инфраструктура.
И, безусловно, самым массовым, самым значительным событием в сопротивлении класса наёмных, эксплуатируемых рабочих капиталистическому строю стали выступления 2018 года против бесчеловечной пенсионной «реформы». Они, во-первых, носили всероссийский характер.
Во-вторых, несмотря на все недостатки работы партийных отделений в пролетарской среде, на что указывал IX (октябрьский 2019 года) пленум ЦК КПРФ, работники наёмного, эксплуатируемого труда считают, что их классовые интересы больше всего совпадают с положениями Программы КПРФ, с марксистско-ленинской идеологией, приверженность которой она декларирует. В акциях, организуемых нашей партией, участвовало около 3 миллионов человек. Даже по оценкам политиков, далёких от идей социализма-коммунизма, на мероприятия против пенсионной «реформы», проводимые под знамёнами КПРФ, выходили примерно три четверти протестовавших против этой антинародной инициативы Кремля и московского «Белого дома», хотя такие акции проводили разные политические силы от откровенно сомнительных «Коммунистов России», эсеров и карманных официальных профсоюзов до Навального, либертарианской партии и прочих либеральных группировок. Невозможно не замечать, что рост активности масс, без которого невозможна революционная ситуация, уже начался.
В-третьих, эти многолюдные акции были спровоцированы, прежде всего, самой властью, которая, будучи оторванной от трудового народа, приняла за чистую монету результаты президентских выборов.
В-четвёртых, результатом этих выступлений трудящихся стали не только некоторые (весьма незначительные) уступки государства реставрации капитализма, но и значительная переоценка соотечественниками институтов правящего режима (см. табл. 1).
Доверие институтам государственной власти РФ
Осень 2017 Осень 2018 Падение доверия
Президенту РФ 69 55 — 14%
Правительству РФ 39 30 — 9%
Губернаторам 39 36 — 3%
Государственной думе 27 21 — 6%
Совету Федерации 30 22 — 8%
Читатель, вероятно, уже заметил, что здесь речь идёт о признаках, которые в совокупности образуют «революционную ситуацию». Ведь именно эти её неотъемлемые компоненты были указаны Лениным в работе «Крах II Интернационала». А в ней, как известно, он писал: «Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Мы, наверное, не ошибёмся, если укажем следующие три главные признака: 1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменённом виде своё господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетённых классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется ещё, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению.
Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция — по общему правилу — невозможна».
Нет, говорить уже сегодня о наличии революционной ситуации нет оснований. Да и сами объективные факторы тоже недостаточны, чтобы делать какие-либо решительные выводы. Но и ждать, сидя на печи, что социализм придёт сам собой, что он станет результатом стихийных действий масс, — значит, изменять революционному марксизму-ленинизму. В.И. Ленин подчёркивал: «Вопрос о классовой борьбе есть один из самых основных вопросов марксизма… Марксизм признаёт классовую борьбу вполне развитой, «общенациональной» лишь тогда, когда она не только охватывает политику, но и в политике берёт самое существенное: устройство государственной власти».
Сегодня даже либеральные аналитики признают, что Россия в своём большинстве отвергает нынешнее, капиталистическое жизнеустройство. Причём речь идёт чаще всего не о косметическом ремонте, а о «решительных, полнометражных переменах» современного общества, важнейшей объективной характеристикой которого является эксплуатация человека человеком. Вот данные исследований Левада-центра и Московского центра Карнеги, опубликованные в ноябре этого года (см. табл. 2).
Мнение россиян о необходимости перемен
Июль 2017 Май 2018 Июль 2019
Нужны решительные,
полнометражные перемены 42 57 59
Нужны лишь незначительные изменения 41 25 31
Никаких перемен не нужно,
пусть всё остаётся как есть 11 10 8
Затрудняюсь ответить 7 8 2
Итак, сегодня в России, по данным исследователей, далёких от революционного марксизма, доля соотечественников, стремящихся к решительным, полнометражным переменам, во-первых, постоянно растёт, сегодня это — устойчивое большинство. Во-вторых, она почти вдвое больше доли тех, кто всё ещё настроен на «смену обоев» в безжизненном здании реставрации капитализма. В-третьих, соотношение доли тех, кто признаёт необходимость перемен, и тех, кто им противится, равно 11:1. При этом сторонников решительных, полнометражных перемен почти в 7,5 раза больше тех, кто вполне доволен существующими в стране порядками. И ими максимально удовлетворены бюрократия, чиновники (69%) и олигархи, крупный бизнес (67%).
Какое убедительное подтверждение союза бюрократии и капитала! Но это ещё и столь же убедительная демонстрация ярко выраженного классового характера нынешнего российского государства. Вот те самые 8% населения нашей страны, которые не просто не желают перемен, но и прилагают все свои силы для сохранения всевластия частной собственности в её человеконенавистническом нынешнем виде.
Впрочем, для последовательных сторонников марксизма-ленинизма, не склонных к соглашательству с эксплуататорами и обслуживающей их интересы властью, то есть к оппортунизму (оппортунист в переводе на русский язык — соглашатель, приспособленец, агент буржуазии в рабочем движении), ещё важнее выяснить, кто осознаёт насущность социально-политических перемен и не боится об этом заявить (хотя бы социологам в анкете). Правда, нам придётся воспользоваться классификацией общественных групп, которая по душе сотрудникам Левада-центра и Московского центра Карнеги. Дело в том, что те и другие как чёрт ладана боятся анализировать позиции россиян с учётом их классового положения. У авторов этого исследования мы находим следующие данные (см. табл. 3).
Представления населения о том, кто хочет перемен в России, %
Август 2017 Июль 2019
Молодёжь 38 45
Малоимущие слои населения
(очевидно, имеется в виду рабочий класс) 38 42
Пенсионеры 26 38
Средний класс (очевидно, имеются в виду
пролетарии умственного труда) 27 35
Бюджетники (тоже пролетарии умственного труда) 19 23
Малый и средний бизнес 18 13
Интеллигенция (очевидно,
«верхний» слой лиц умственного труда) 12 8
Бюрократия, чиновники, олигархи, крупный бизнес,
региональные власти, местные элиты, силовики,
представители спецслужб 2—5 1—5
Затрудняюсь ответить 13 4
Вот ещё одно зримое подтверждение поляризации общества реставрации капитализма. Одновременно ярко подтвердилась и истинность марксистско-ленинской теории. Даже при такой лукавой классификации работников наёмного, эксплуатируемого труда (рабочие в большей степени, работники умственного труда пока ещё в меньшей) расслоение общества налицо. Эксплуататоры жаждут сохранения своих привилегий, а значит, и нынешнего капиталистического строя, а эксплуатируемые готовы к радикальной смене несправедливых, порой человеконенавистнических общественных отношений. И опять соотношение 10—11-кратное. А между ними — колеблющаяся мелкая буржуазия и склонная к мелкобуржуазности «интеллигенция» (здесь это слово требует, чтобы его обязательно взяли в кавычки: появившись в XIX столетии на русской почве, оно означало прежде всего заступников угнетаемого народа или хотя бы сочувствующих ему).
Наконец, ещё одна исключительно значимая позиция, на которую обратили внимание в своём анализе социологи. Они задавали респондентам чрезвычайно важный для обоих полярных классов вопрос об условиях, при которых возможны перемены, способные удовлетворить надежды наших сограждан. Результат… Но давайте сперва посмотрим результаты (см. табл. 4).
Представления населения об условиях перемен
Перемены в нашей стране возможны:
— в рамках существующей в нашей стране системы 34%
— только при условии серьёзных изменений политической системы 53%
— затрудняюсь ответить 13%
После таких социологических данных уже невозможно не вспомнить (и впредь уже не забывать) знаменитую ленинскую формулу о революционной ситуации. А в ней указаны не только её объективные предпосылки. Не менее важна вторая её часть: «Не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, а именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадёт», если его не «уронят».
Помнить ленинские наказы нам, коммунистам, надо не только в канун юбилея — нам их надо помнить всегда.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Уважаемый Виктор Васильевич всё таки слишком торопится. Мы уже не раз хоронили капитализм, а он снова вылез и захватил новые пространства. Социализма на карте планеты осталось не так уж много. КНР, КНДР, СРВ, Куба, вот, пожалуй и всё. Социологические опросы — это ещё не всё. Отличительной чертой избирателя по прежнему остаётся пассивность, о чём говорят итоги последних выборов. Да и результаты левых на выборах не блестящи. Ну что ж, капля и камень точит. Остаётся благодарить власти, рулящие общественным бытием, за проводимую ими политучёбу масс в правильном направлении.