От ТБО — к радиоактивным отходам?

От ТБО — к радиоактивным отходам?

Здоровье человека для российского капитала является дешёвым и выгодным товаром

НЕ ХОТЕЛОСЬ прослыть зловещим оракулом, чьи мрачные прогнозы обязательно сбываются, но нынешняя проблема в стране с переработкой твёрдых бытовых отходов (ТБО) по сравнению с хранением радиоактивных отходов скоро будет выглядеть детским лепетом против звериного рыка.

В России на сегодня уже накопилось свыше 1 миллиона тонн отвального гексафторида урана (ОГФУ) отечественного происхождения. Значительная часть этих так называемых урановых «хвостов» хранится на территории Уральского электрохимического комбината (УЭХК) в Новоуральском городском округе Свердловской области. Этот комбинат является одним из четырёх российских предприятий, способных перерабатывать ОГФУ с частичным восстановлением первоначальных свойств данного металла.

Очевидно, острой нужды в этом виде топлива наши АЭС не испытывают, иначе 1 миллион тонн урановых «хвостов» был бы пущен в дело. Разумеется, этот вид сырья на протяжении всего срока хранения не озонирует атмосферу.

Однако на Новоуральский комбинат, судя по информации российского отделения «Гринпис», с мая по октябрь 2019 года из германского города Гронау было отправлено шесть железнодорожных составов с урановыми «хвостами» по 600 тонн (50 контейнеров). Очередной состав с ОГФУ должен сюда прибыть в декабре.

Что же получается? Уже имеющийся миллион тонн токсичного сырья лежит мёртвым грузом в городах и посёлках РФ, но власть увеличивает эти смертоносные запасы (отнюдь не задаром), ввозя «хвосты» из ФРГ. Причём их переработка и обогащение, а затем доставка заказчику производятся в первую очередь в соответствии с условиями контракта, заключённого между немецкими властями и госкорпорацией «Росатом», куда входит УЭХК.

Естественно, население Новоуральска стало требовать от чиновников объяснений подобного «бизнеса». И последние были вынуждены 5 декабря провести встречу представителей «Росатома» с депутатами городской Думы, общественными организациями и жителями округа.

Какие же оправдания своим действиям приводила «урановая» сторона? Производственники пытались убедить аудиторию, что германские «хвосты» являются всего лишь продуктом 7-го класса опасности, который в реестре вредности действующих нормативов не относится к высоким.

«И как долго нам придётся вдыхать пары, соседствовать с этим «безопасным» сырьём?» — прозвучал вопрос из зала.

Выяснилось, что массовое использование обеднённого урана в реакторах на быстрых нейтронах будет возможно только в период после 2030 года. Это означает, что в ближайшее десятилетие отвальный гексафторид урана не будет представлять коммерческого интереса и на весь этот срок станет, как говорится, надёжным источником ядовитых «витаминов».

На встрече всплыла и другая проблема. Оказывается, в России до сих пор не разработаны промышленные технологии перевода отвального гексафторида урана для длительного и безопасного хранения. Потому предприятиям «Росатома» приходится закупать лицензии и оборудование для конверсии у французской компании «Кожема» — кстати, ещё одного поставщика урановых «хвостов» в нашу страну.

Тем не менее организаторы встречи всё время пытались вдолбить в голову собравшимся, что экономическая выгода от сотрудничества с западными фирмами даёт российской стороне ощутимый выигрыш.

«Люди, занятые на УЭХК, прекрасно знают, как работает производство, что такое ОГФУ и как соблюдать технику безопасности, — с удовлетворением сказал старший вице-президент АО «ТВЭЛ» Михаил Зарубин. — Нельзя сбрасывать со счёта и такой факт: после обогащения отходов на предприятиях «Росатома» заказчику возвращается лишь 10 процентов восстановленного продукта, оставшаяся же часть — 90 процентов — остаётся для наших нужд. Мы просто не имеем права отказываться от такого щедрого источника роста нашего благосостояния!»

«За 70 лет работы на предприятии не зафиксировано ни одного негативного воздействия на здоровье жителей города, — в унисон предыдущему оратору заявил гендиректор АО «УЭХК» Александр Белоусов. — Мы умеем безопасно перевозить, хранить и перерабатывать все необходимые материалы».

А в качестве убедительного подтверждения своих слов глава предприятия привёл следующий аргумент: комбинат на протяжении уже 11 лет выпускает ежегодный экологический отчёт, с которым может ознакомиться любой желающий.

Этот довод вызвал оживление и смех у собравшихся.

«Про отчёты, рапорты и доклады вы нам не рассказывайте, мы хорошо знаем, кто их штампует, для кого они пишутся и с какой целью!» — раздалась реплика из зала.

И затем на сидящих в «президиуме» обрушился град вопросов. Почему Германия при суперразвитой промышленности предпочитает экспортировать урановые отходы? Зачем нам ввозить излишки сырья, если своё собственное не можем использовать? Чем объяснить отсутствие на собрании представителей независимых госструктур экологического контроля и наблюдения? Как увязать «безопасное хранение» токсичных материалов с отсутствием современных технологий по устранению вредного воздействия на окружающую среду, здоровье человека?..

Внятного, исчерпывающего ответа на эти и другие вопросы аудитория так и не получила. Все комментарии чиновников и предпринимателей сводились к одному постулату: жителям Новоуральска не следует паниковать, урановые «хвосты» совершенно безвредны для организма человека, а выгода от такого сотрудничества очевидна.

Остаётся добавить, что местное отделение КПРФ сейчас готовит акцию протеста против дальнейшего ввоза в Россию радиоактивных отходов из ФРГ.

Автор: Сергей РЯБОВ, соб. корр. «Правды». Свердловская область

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *