С каждым годом буржуазии и её политическим представителям всё труднее приукрашивать социально-экономическую обстановку в России. Фактическое обнуление темпов роста ВВП, усугубление социально-демографической катастрофы налицо. Неслучайно наблюдается возрастание протестных настроений в обществе. При создавшихся обстоятельствах идеологи класса капитала пытаются отвлечь внимание народа от первопричин ключевых проблем. Так, а слуху заявления о том, что корень проблем нашей страны…. в отсутствии капитализма.
Вчера российский экономист Яков Миркин на своей странице в социальных сетях охарактеризовал современную систему как «новый феодализм». Так, он отталкивается от передачи «царём» (речь идёт о президенте) «боярам» вотчин за службу — как регионы, так и корпорации. Причём субъектами Российской Федерации и компаниями, по мнению Якова Миркина, руководят, как правило, лица, располагающие тесными связями с федеральными правящими кругами.
Яков Миркин добавил, что около 15 — 20% экономики находится под контролем государственных корпораций и властных структур. Кроме того, по его мнению, лакомые куски крупной собственности на средства производства «отданы в откуп» «паре сотен семей». Равно как и нескольким нерезидентам (по аналогии с Ост-Индскими компаниями). Руководство отраслями экономики соединено «денежной данью, присягой на верность, структурами, не видимыми на поверхности, личной унией, семейными союзами». В то же время, с точки зрения автора, только 10-15% экономики представляет собой независимое предпринимательство. И сосредоточено оно, главным образом, в розничной торговле. Да и самостоятельный бизнес, по словам Миркина, непрерывно сжимается.
Далее автор утверждает, что на сегодняшний день государство де-факто приватизировано узкой кучкой лиц. Но в силу отсутствия наследственного характера власти собственность подвержена переделам. Яков Миркин полагает, что вслед за сменой правящего режима непременно произойдёт перераспределение средств производства в пользу новой олигархии.
Можно ли согласиться с вышеизложенными оценками действующей системы? На наш взгляд, утверждения о том, что «независимое предпринимательство» сосредоточено только в сфере розничной торговли, равно как и о том, что произошло огосударствление экономики, носят преувеличенный характер. Некоторые всерьёз полагают, что базовые отрасли народного хозяйства национализированы? Разве дерипаски, усмановы, михельсоны, потанины, прохоровы, аликперовы, мордашовы, тимченки, роттенберги сошли со сцены? Разве «Лукойл», «НоваТЭК», «Норильский никель», «Уралкалий», НЛМК, «Сургутнефтегаз», «Северсталь» являются государственными компаниями? Конечно нет. К сожалению, итоги приватизации до сих пор остаются «незыблемыми». А без национализации стратегически важных отраслей экономики невозможно ни провести реиндустриализацию, ни пополнить бюджет для решения социальных, инвестиционных и оборонных задач, ни остановить переход ключевых сфер под контроль иностранного капитала.
Может быть, нам хотят доказать, что государство хоть и не национализирует олигархическую собственность, но так или иначе помыкает капиталистами? Да было бы счастьем, если бы хотя бы половинчатые меры были бы предприняты в данном направлении. Не хотят национализации, то хотя бы поставили сырьевых магнатов под контроль со стороны государства, как это успешно сделал Ф.Д. Рузвельт, борясь с последствиями «Великой депрессии» в США. Но что мы имеем в реальности? Предложения о государственном регулировании цен и тарифов на энергоносители властями отвергаются. Они же не желают слышать о прогрессивной шкале подоходного налога. Призывы обязать экспортёров сырья продавать валютную выручку Центробанку правящими кругами не принимаются. Об увеличении природной ренты, о переносе тяжести налогообложения сырьевых отраслей с потребителя топлива (речь об НДПИ) на экспортёров энергоресурсов они тоже не помышляют. Даже намёков нет на готовность хотя бы применить законность в отношении «приватизаторов». Иначе итоги «залоговых аукционов», носящих согласно заключению Счётной палаты РФ притворный характер, давно были бы аннулированы.
И после этого некоторые имеют наглость утверждать, будто олигархический капитализм ликвидирован! Просто они хотят обелить буржуазную систему, доказав, будто причина кризиса в другом. Что же, знакомая песня: в «лихие 90-ые» «демократы» объявляли виновниками бед то Верховный совет, то Государственную Думу, то коммунистов, якобы препятствующих проведению «реформ». Подчас дело доходило до предъявления подобных претензий в адрес народа, который якобы не желает принимать «демократию» и «рыночную экономику». А теперь, когда либералы цементировали политическое пространство, когда общество временно затихло, ищут нового врага — ведь надо свалить на кого то вину за провальный результаты проводимой политики и за недееспособность системы периферийного капитализма.
Или нам снова хотят рассказать про якобы раздутое количество государственных корпораций? Но даже это ни о чём не говорит. Ни для кого не секрет, что структуры, подобные «Роснефти», «Газпрому», РЖД, «Роснано», «Ростеху» и т.д. действуют как независимые хозяйствующие субъекты, де-факто оставаясь свободными от контроля со стороны и правительства, и парламента. Их менеджмент может по собственному усмотрению определять приоритеты компаний, в свободном порядке распоряжаться их финансовыми потоками. Более того, значительная часть данных о финансовой политике «государственных» корпораций остаётся засекреченной и не подлежащей обнародованию. Вполне понятно, что в реальности речь идёт о частных монополистических структурах, лишь именуемых «государственными компаниями». Как такое стало возможным? Это следствие отказа государства от планирования экономического развития. В результате правительство отпускает в свободное плавание формально подведомственные ему предприятия. Последние начинают действовать по собственному усмотрению.
Другое дело, что собственниками крупных компаний, менеджерами квазигосударственных монополий действительно в большинстве своём становятся «приближённые» к власти. Достаточно вспомнить вышеупомянутые «залоговые аукционы» 1995 года, во время которых активы сырьевых отраслей перешли сомнительным способом кучке банкиров, тесно связанных с командой ельцинских «младореформаторов». В настоящее время победителями конкурсов на участие в реализации государственных программ по строительству и модернизации инфраструктуры, как правило, становятся фирмы, принадлежащие друзьям действующего главы государства. Речь идёт о коммерческих структурах, аффилированных с бизнес-империями выходцев из кооператива «Озеро». Это всё чистая правда.
Также известно то, что в данный момент главными олигархами являются чиновники. Они, официально работая в государственных структурах, параллельно занимаются скрытой предпринимательской деятельностью, имея долю в крупных компаниях, официально прописанных на других лиц. Свою часть прибыли они получают серым налом, не платят с неё абсолютно никаких налогов (ибо налоги платятся только с официально зарегистрированной хозяйствующей деятельности) и отправляют всё на счета в заграничных банках. Ну и, разумеется, государственные служащие за согласовывание крупномасштабных экономических операций стремятся получить «откат». Действия экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, бывшего ВРИО начальника управления ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрия Захарченко, экс руководителей ряда субъектов Российской Федерации (вроде главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова и губернатора Кировской области Никиты Белых) являются тому подтверждением. Это всё тоже правда.
Понятно также то, что любой представитель «элиты», который перейдёт дорогу высшим государственным деятелям, моментально подвергается «зачистке» — как среди работников управленческого аппарата, так и среди коммерческих структур. Разве не об этом свидетельствует участь «Инкомбанка», который лишился лицензии после попыток его главы Владимира Виноградова опротестовать в суде результаты «залоговых аукционов» по продаже «Сибнефти» и «Юкоса» банкам Бориса Березовского и Михаила Ходорковского? А отстранение мэра Москвы Юрия Лужкова и попытки возбудить уголовные дела в отношении компании «Интеко» и Банка Москвы в 2010 — 2012 гг. не свидетельствуют о том же самом? Произошло это, как известно, после открытой критики со стороны бывшего столичного градоначальника социально-экономической политики Кремля и правительства, а также критики деятельности Дмитрия Медведева как президента.
Всё вышеизложенное действительно можно охарактеризовать как проявление феодализма. С этим трудно спорить. Но в то же время не следует забывать, что все явления, о которых идёт речь, представляют собой черты современной буржуазной системы. Разве В.И. Ленин в своей работе «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма» не писал про «личную унию» банкиров и промышленников с правительством, про удушение всех, кто не подчиняется диктату монополистов? Причём он зафиксировал это на основе проведённого анализа тенденций, развивающихся в начале XX столетия в мировой экономике. Поэтому кто бы не контролировал средства производства, распределения и обмена, результат будет один.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Появление миркиных на нашей стороне может служит неплохим сигналом об начале изменения положения дел. Особо обольщаться не стоит, но миркины, как правило, имеют хорошую политическую и деловую интуицию.