По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Первое, уже традиционное: все изложенное ниже — никак не может произрастать на нашей благодатной почве, а явно навеяно духом какой-то инопланетной агентуры.
Второе: все, изложенное ниже, как метод действия и противодействия, относится не только к конкретному государственному органу, истории его взлета и падения, но и к таким фундаментальным понятиям и институтам, как демократия, самоуправление и прочее, что всегда несопоставимо легче извратить и дискредитировать, нежели достойно реализовать на практике.
Теперь к делу.
Так уж совпало: очередное послание президента Федеральному Собранию практически совпадает с четвертьвековым юбилеем Счетной палаты России. Президент Счетную палату поздравил. Народ юбилея не заметил. Оно и понятно. Открываем, например, Википедию — и что существенное об этом органе узнаем? Ничего. Понятно: орган хороший, никаких возражений и, уж простите, ни малейшей изжоги у президента и Правительства не вызывает. Работают вместе и дружно. И ладушки.
Но так было не всегда. Всего десять пунктов информации о том, о чем ни в Википедии, ни в каких-либо официозных источниках — ни слова.
Первое. Счетная палата России изначально была создана не в полнейшей благодати и ко всеобщему удовольствию, но в жестком противостоянии тогдашних парламента и президента.
После госпереворота осенью 1993-го года, последующего введения в действие новой Конституции (считается, что принятой на референдуме) и формирования нового парламента — Государственной Думы и первого (тогда — выборного) Совета Федерации, возникла ситуация, абсолютно идеальная для любого правителя, тяготеющего к бесконтрольности и безнаказанности. А именно: новый парламент, в отличие от прежнего, перестал быть высшим контрольным органом. А никакого иного — нет. Прежний, перешедший по наследству Контрольно-бюджетный комитет, вроде, есть, но только на его запросы, равно как и на запросы депутатов и даже целых палат парламента, правительство и администрация президента отвечают, что у вас никаких контрольных полномочий нет. Попросту говоря — посылают. Мол, будет у вас предусмотренная Конституцией Счетная палата — вот тогда и обращайтесь. И такая вольница для президента и его команды — трать государственные деньги, как хочешь и с госсобственностью делай, что хочешь — длилась после переворота 1993-го года целых полтора года!
Второе. Догадайтесь с трех раз, содействовали ли тогдашний президент, его администрация, правительство и пропрезидентские фракции созданию Счетной палаты, способной хотя бы теоретически хоть как-то ограничить подобную вольницу-бесконтролицу президента и его правительства? При этом, напомню, расклад сил в Думе был почти пополам, а в Совете Федерации — вообще 55 процентов были прямо зависимые от президента и Правительства … работники исполнительной власти, включая министров, губернаторов и т. п. Соответственно, битва за разработку и принятие закона о Счетной палате была не из легких.
Третье. Как известно, «наглость — города берет» — этим руководствовались победители после госпереворота. Но та же наглость и … против себя восстанавливает. Во всяком случае, восстанавливает тех, у кого есть еще хотя бы остатки чувства собственного достоинства. Плюс к тому, технологии манипулирования населением были еще не те, что ныне, и уж такой степени контроля власти за основными СМИ, как сейчас, даже представить себе было невозможно. Соответственно, депутаты (зачастую, даже и пропрезидентских фракций) были радикально более зависимы от избирателей, а избиратели просто изнемогали под тяжестью того, что творила власть. «Лихие девяностые» — это ведь не «народ разгулялся», а власть в своем разгуле, буквально, беспределе и впрямь берегов не видела. Соответственно, в отношении необходимости ограничения совсем обнаглевшей власти, в том числе, создания Счетной палаты, как ни удивительно, но возник практически консенсус среди депутатов обеих палат тогда еще настоящего Парламента.
Четвертое. Закон «О Счетной палате Российской Федерации» был принят Думой и одобрен Советом Федерации в конце 1994 года, но президент Ельцин, естественно, наложил на него вето. Любопытный сюжет? Где вы сейчас об этом прочитаете?
Пятое. Но решимость большинства депутатов (даже части пропрезидентских фракций и даже работников той же исполнительной власти из числа членов Совета Федерации) противопоставить совсем обнаглевшей высшей власти хоть какой-то механизм контроля за ней была столь велика, что преодолевать вето не пришлось. Команда Ельцина не хотела создавать прецедент преодоления парламентом президентского вето. Президент вето отозвал и закон подписал.
Шестое. Первый состав руководства Счетной палаты — председатель, заместитель и двенадцать аудиторов — формировались целенаправленно для независимого от президента и правительства контроля за высшей, по существу, исполнительной властью, то есть, непосредственно, за президентом и правительством. Соответственно, в строгом соответствии с Конституцией и законом, без какого-либо участия подконтрольных. Вы спросите, ну и что здесь такого — это же естественно? Иначе, вроде как, и быть не может, во всяком случае, не должно?
Седьмое. Но посмотрите на официальном сайте Счетной палаты или в той же, например, Википедии данные про нынешних председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты — что увидите? Ясную и недвусмысленную формулировку: «назначен … по представлению президента России…». То есть, субъективно, это могут быть вполне добросовестные (в соответствии с понятиями нынешнего президента) люди. Но изначально, безусловно, зависимые от тех, кого надлежит контролировать.
Восьмое. Еще ничего не знаем о том, что они там делают или, напротив, не делают. Но не очевидно ли, что сам нынешний механизм формирования Счетной палаты, закрепленный уже полтора десятилетия и в измененном нынешней властью законе (с моей точки зрения — прямо противоречащем Конституции, но Конституционный Суд почему-то не возражает…) — прямое извращение исходной идеи независимого контроля за властью?
Ради чего, чему призвано служить это извращение? Да, прежде всего, возвращению вожделенной, достигнутой сразу после госпереворота 1993-го года (в те самые «лихие девяностые») вольницы-бесконтролицы высшей власти. А попутно — и в принципе дискредитировать саму идею независимого контроля за властью. Ведь простые люди, как правило, особенно не разбираются, что там и как. Для них все просто: Счетная палата есть, а толку — нет. Впрочем, может быть, я преувеличиваю, необъективен? Сравните сами.
Девятое. Что самое главное, самое масштабное в деятельности власти было выявлено в «лихие девяностые» и кто это сделал?
Печально знаменитые кредитно-залоговые аукционы — ограбление страны высшей госвластью в интересах кучки придворных олигархов. Кто это выявил и кто, на основании предоставленных Конституцией и законом полномочий требовал от Генпрокуратуры их расторжения и привлечения организаторов к ответственности? Тогдашняя независимая от президента и исполнительной власти Счетная палата.
Прямое разграбление властями федерального бюджета 1995-го года — изъятие из него целой трети (!) под прикрытием противозаконных «компенсаций» в связи с отменой изначально противозаконных льгот спортивным организациям при ввозе в страну спиртного и сигарет. Все это зафиксировано в отчете Счетной палаты и было своевременно предано огласке — направлено в Думу, в Совет Федерации и в СМИ. Но лишь «АиФ» успел что-то опубликовать, а центральные телеканалы данные уже исказили: мол, это не президент и правительство, но некий «Национальный фонд спорта» (как будто сам такой шустрый) нанес государству столь фантастический ущерб…
Тут невредно напомнить: а почему же вдруг СМИ тогда оказались столь покладисты? А не помните, кто тогда был вице-премьером, причем, одновременно по финансам и по… СМИ? Чубайс — до сих пор, как известно, неизменно на госресурсах.
…Выявление фактов приватизации ключевых стратегических предприятий двойного назначения или даже просто оборонных … в руки НАТО. В том числе, Калужский турбинный завод — производство турбин для атомных подводных лодок, «Пермские моторы» — ракетные и авиадвигатели, в том числе (а на самом деле, прежде всего) для военной техники. И многое-многое другое аналогичное…
Но чтобы приватизировать столь разгульно, надо же еще народ оболванить — внушить ему, что госуправление — совершенно неэффективно? Сказано — сделано. И Счетная палата фиксировала, как прямо уполномоченные правительством должностные лица … саботируют госуправление, не являются на заседания соответствующих управляющих органов, а то и голосуют от имени государства по «необъяснимым» причинам в интересах иностранных миноритариев и/или лиц с двойным гражданством (как это была с назначением Бревнова на РАО ЕЭС России)…
По этой же теме управления госсобственностью «молодыми профессионалами» и «эффективными менеджерами» — заключение Счетной палаты на договор доверительного управления госпакетом акций Газпрома, выявившее фактически отказ исполнительной власти от выполнения своей функции управления федеральной собственностью и передачу этого управления … самому объекту управления, да еще и с выплатой ему, бедному, процентов за несение тяжкой ноши — управления от имени правительства самим собой…
И результат такого «управления», выявленный тогда нами: в 1998-м году одна только сравнительно небольшая, по сути, еще советская (советско-вьетнамская) компания по добыче нефти у берегов Вьетнама «Вьетсовпетро» дала в российский федеральный бюджет прибыли больше, чем вся остальная российская федеральная собственность вместе взятая. Как так? Да просто вьетнамская сторона в этом небольшом российско-вьетнамском предприятии не позволяла спрятать прибыль, увести ее налево…
Отрицательное заключение тогдашней Счетной палаты на уже принятый Думой закон «О соглашениях о разделе продукции» — сыграл свою роль в окончательном формировании позиции Совета Федерации (изначально были колеблющиеся депутаты) и, что еще важнее, радикальном развороте позиции большинства в Государственной Думе — помог радикально скорректировать закон в Согласительной комиссии, исключить из него заведомо колониальные нормы.
Отрицательное заключение Счетной палаты на Договор к Энергетической хартии (изначально — Европейской энергетической хартии) — той самой, что была подписана нашей исполнительной властью, но в итоге так и не была в 90-е ратифицирована нашим Парламентом, что и стало затем правовым основанием для непризнания требования бывших акционеров ЮКОСА (которых я всегда считал жуликами) о выплате им уже в нынешние времена из нашего бюджета, то есть, за наш с вами счет, 50 млрд.долларов.
Проверка реализации соглашений о разделе продукции на Сахалине, с выявлением ущерба, нанесенного прямым невыполнением Правительством своих обязанностей по действовавшим соглашениям и оценкой суммарного прогнозируемого ущерба от разработки месторождений на основе СРП по сравнению с их разработкой на основе общих норм закона о недрах. Суммарный ущерб за весь период был оценен в сумму 62 млрд. долларов, внимание, в ценах 1999-го года, когда весь федеральный бюджет России был 20 млрд.долларов. То есть, оценка ущерба — три годовых федеральных бюджета…
Выявление механизма расхищения фондов Государственного Эрмитажа, когда выяснилось, что более 220 тысяч особо ценных экспонатов не находятся на ответственном хранении ни у кого конкретно, а ценнейшие произведения искусства по полгода путешествуют по выставкам в разных не самых бедных странах — без какой-либо официальной оплаты Эрмитажу и, более того, без страховок и госгарантий сохранения ценностей принимающей стороны, а также без промежуточных экспертиз подлинности при переезде с выставки на выставку. И разумеется, с элементарным «нецелевым использованием» средств даже на уборку и т. п. — с фирмами однодневками, якобы, осуществлявшими работы по подряду…
И это я привел, наверное, лишь сотую долю того, что выявила и представила парламенту и обществу тогдашняя Счетная палата, дополнительно к элементарным ежегодным отчетам об исполнении Правительством федерального бюджета, хотя, точнее было бы их называть иначе — о вопиющих фактах произвола власти и НЕисполнения требований закона о федеральном бюджете… Повторю: не то, что мы были хорошие, но Счетная палата тогда была настоящая — по механизмам своего формирования и функционирования независимая от тех, кого надлежит контролировать.
Десятое. Возвращаемся из темного прошлого («лихих девяностых») в светлое настоящее. А от кого, от какого органа мы теперь черпаем ключевые разоблачения власти? От независимых аналитиков, журналистов и изданий, от отдельных оппозиционных политиков, от корпоративных аналитиков, изгоняемых за это с работы, от фондов борьбы с коррупцией, международных расследовательских консорциумов…
Это я, например, о насосе по перекачиванию наших госресурсов в бюджет США — механизме хранения наших ресурсов в американских ценных бумагах под проценты, радикально меньшие, чем те, что наши госкорпорации платят, занимая, по сути, наши же деньги, но за рубежом. Кто в период расцвета этой схемы возглавлял наше министерство финансов и в благодарность даже был признан Западом «лучшим министром финансов»? Да вот он — нынешний председатель Счетной палаты Кудрин.
О современных криминальных прокладках между госкорпорациями и федеральным бюджетом — так я оцениваю, в частности, «Роснефтегаз», в который, вместо бюджета, идут дивиденды от госпакета акций «Роснефти».
О разрушении Единой электроэнергетический системы России, когда вместо взаимодополнения в интересах оптимизации общей системы и снижения тарифа, электростанции разного типа стали, по существу, коммерчески конкурировать (в своей книге от 2003-го года я назвал это введением в России «конкуренции» между разными сигналами светофора).
О прогнозе, анализе условий (радикально худших, чем, например, у Китая) и печальных последствиях мошеннического втягивания страны в ВТО…
О расследованиях о невозвратном вложении фактически госсредств в Олипиаду-2014 и недавний чемпионат мира по футболу…
О злоупотреблениях при строительстве космодрома «Восточный» и, шире, использовании госкорпораций как инструмента разбазаривания госресурсов — об этом сначала диссертация (!) в одном из институтов РАН была защищена, и лишь после этого, какие-то контролеры, вроде как, немного возбудились…
А о целесообразности или нецелесообразности вложения десятков миллиардов долларов в строительство явно неприбыльных трансконтинентальных газопроводов? Аналитика Сбербанка, поставившего вопрос о выгоде от этого исключительно подрядчиков-строителей — изгнали, но вопрос-то от этого никуда не делся?
О целенаправленном и нечем не обоснованном (с точки зрения конституционной цели деятельности и объективном финансовом положении страны и ее национальной валюты) обрушении рубля в два раза — с последующим банкротством огромного количества производственных предприятий и обнищанием массы людей…
Наконец, о шикарной жизни основных госпропагандистов с официозных телеканалов, в том числе, похоже, за счет вечно убыточных и постоянно подпитываемых госресурсами известных банков. А также о перекачивании средств этих же банков и госкорпораций в панамские оффшоры друзей властителя. Даже анекдот народный возник: слышите, прижав к уху пустой кошелек, божественные звуки виолончели?
Может, клевещут?
Так это бы все проверять — имея для того все необходимые полномочия. Но для этого нужна подлинно независимая Счетная палата, формируемая самостоятельным настоящим Парламентом независимо от главного подконтрольного — того самого, что обращается сейчас к этому Парламенту с очередным «посланием».
Иначе — дискредитация.
Дискредитация идеи независимого контроля за властью.
Дискредитация идеи Парламента и парламентаризма — самой идеи народного представительства.
Дискредитация демократии — ее подмена произволом сначала самоназванных «демократов-реформаторов», а теперь столь же самоназванных патриотов, но неизменно — циничных пожирателей страны.
И безусловная перспектива, если ничего не менять — самоуничтожение страны. Никакой «боливар», даже самый большой в мире, не выдержит столь затянувшийся пир паразитов…
Комментарий редакции: Вполне понятно, что правящий класс как огня боится наличия независимого органа народного контроля над органами власти и крупным капиталом. Для него это смерти подобно. Осознавая свою причастность к разграблению национального достояния, «верхние десять тысяч» из кожи вон лезут, чтобы принизить даже то, что связано хотя бы с классическим буржуазным парламентаризмом (не говоря уже о системе Советского народовластия, которую они постоянно поливают грязью). Приведённый в статье пример подхода власти к формированию Счётной палаты прямо свидетельствует об этом. Действительно, в 1990-ые и в первой половине 2000-х гг. данный контрольно-надзорный орган выпускал множество документов, уличающих верхушку в махинациях. Сюда следует отнести попытки вывести на чистую воду инициаторов и исполнителей чубайсовской приватизации (особенно «залоговых аукционов»), кабального Соглашения о разделе продукции и т.д. Конечно, нельзя сказать, что Счётная палата в наши дни полностью молчит. Её аудиторы могут констатировать факты невыполнения национальных проектов, распила бюджета. Но они сейчас, к сожалению, почти не говорят о масштабных явлениях, способствующих разграблению России. В целом, подобная политика чревата непредсказуемыми последствиями. Клептократы в любой момент могут полностью сдать нашу страну «мировому сообществу» — особенно когда встанет вопрос о сохранении в зарубежных банках вывезенных ими капиталов. События 2014 года, когда Новороссию прямо сдавали на растерзание марионеточной киевской хунте (произошло это после введения зарубежных санкций против крупных российских компаний), прямо свидетельствуют об этом. Поэтому только активная борьба народа против угнетателей и воров положит конец разрушительным процессам.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Жив курилка. На КЛС2019 его не было. Был когда то парторгом и с Салье в Ленинграде громил коммунистов, вошёл в верхушку Демроссии МДГвместе с БНЕ и рщрушал СССР, потом с десяток лет верно служил БНЕ и оказался далее в НПСР, представитель которой понес КПРФ по кочкам на КЛС2019. Теперь сам ЮЮБ то же делает с режимом на сайте КПРФ. И, как всегда, расхваливает себя,
любимого. Используют его и власть, и оппозиция по мере надобности, как многоразовый.. хм- м, аксессуар.