К 225-летнему юбилею со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова,
русского поэта и музыканта, российского дипломата,
с честью защищавшего интересы родного Отечества.
15 января 2020 года – знаменательный день — более двух веков назад в Москве родился человек, которому суждено было стать символом своей эпохи.
Поэт и музыкант, дипломат и общественный деятель — он прожил очень короткую жизнь, всего 34 года. Его жизнь была наполнена грандиозными событиями, встречами с историческими личностями.. И служением верой и правдой своей Родине – России!
Разносторонне одаренный. Блестяще образованный. Его имя хорошо знают музыканты по его произведениям. Как поэт собственно он успел написать только одну пьесу. Но зато какую! Это практически срез общества того времени, нравы разных его слоев. Тут тебе и московский свет, и тупость высших военных, и глупость московских девиц на выданье. Чего стоит только высказывания героев пьесы полковника с говорящей фамилией Скалозуб
«… Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит».
А вот что мы читаем в знаменитом монологн Чацкого «А судьи кто?»:
«Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?…»
Судьба автора этой бессмертной пьесы — Александра Сергеевича Грибоедова (удивительно, но он тезка А.С.Пушкина) исторически невероятно любопытна и поучительна. Он родился в Москве 15 января (4 января по старому стилю), по одним сведениям в 1790 году, по другим – в 1795 году в дворянской семье, принадлежащей к древнему дворянскому роду, и его рождение окутано определенной тайной.
Будущий автор «Горя от ума» получил блестящее образование, в том числе и в Московском университете, свободно владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее выучил арабский, персидский и турецкий. Во время Отечественной войны 1812 года вступил корнетом в московский гусарский полк. Он успел послужить на Кавказе по дипломатической линии, побывать подозреваемым по делу декабристов (это отдельная малоизвестная страница жизни поэта), получить награды и новое назначение пост российского министра.
Он мечтал о литературной деятельности и судя по пьесе «Горе от ума» был бы успешен и в этой области. Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в русской классике, определяется гармоничным сочетанием в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину среза русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) просматриваются «вечные» темы. Это и конфликт поколений, любовный треугольник, и антагонизм личности и общества. Пьеса — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма, Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.
Интересно, что когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому Ивану Крылову. Несколько часов он читал свое произведение баснописцу, который молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Да, в бессмертной пьесе. великой и противоречивой, «Горе от ума» почти каждая фраза за два века стала афоризмом. Стал стандартным уже набор крылатых фраз из пьесы, как никогда, актуальной и сегодня. Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками.
Знаем мы и довольно часто исполняемые музыкальные произведения, в частности его вальсы Александра Сергеевича Грибоедова. Написанные им немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он был автором нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, сам Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.
Но как же немного мы знаем о дипломатической службе автора «Горя от ума».
С началом русско-персидской войны Александр Сергеевич участвует в нескольких сражениях, но с большим успехом действует на поприще дипломатии. Он «выторговывает» для России крайне выгодный Туркманчайский мирный договор и привозит документы в Петербург. Он мечтает продолжать писать стихи, закончить трагедии «Родамист и Зенобия» и «Грузинскую ночь», начатую драму «1812 год». Но был направлен в российскую дипмиссию в Персию, где Грибоедов-дипломат преданно защищал интересы своего отечества и за свою активную деятельность был зверски убит.
За год до своей смерти Грибоедов успел женится на 16-летней Нино Чавчавадзе дочери грузинского поэта Александра Чавчавадзе и с ней отправился в Персию к месту своей дипломатической службы. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, случайно попавших в гарем знатного персидского вельможи, стало поводом для расправы с деятельным и удачливым русским дипломатом. Толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года разгромила русскую миссию в Тегеране и убила русского посланника, труп которого был так изуродован, что было сложно опознать его. Уже мертвого Грибоедова в течение нескольких часов рассерженная толпа таскала по городу. Как тут не вспомнить судьбу руководителей Афганистана, Ирака и Ливии — Наджибуллу, С.Хуссейна, М.Кадаффи, зверски убитых уже в наши дни. Как все переплелось и все соединилось!
Интересен тот факт, что у Грибоедова была возможность укрыться от нападения в армянской церкви, но он отказался от этого. Сейчас уже есть достоверные сведения о том, что убийство Александра Сергеевича Грибоедова было чисто политическим, осуществленным, правда, в том числе и при помощи внутренней «пятой колонны» России того времени. «Нет! Его не чернь убила, не возмущенные мусульмане». Он, кажется, многим мешал. Попытки объяснить любые кровавые потрясения «дикостью головорезов», похоже, тема вечная. Существует ли сегодня более актуальный сюжет?!
Чтобы замять такое жестокое преступление по отношению к русской дипломатической миссии, персидский шах отправил в Российскую империю внука с множеством дорогих подарков, в числе которых был алмаз «Шах», украшенный разными драгоценными камнями. Российский император счёл резонным проявить сговорчивость. Он принял дар и отсрочил на пять лет выплату той самой контрибуции. В трудные дни русско-турецкой войны Николай не желал портить отношения с персами. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие», — сказал император. Выходит, что погромщики и провокаторы своего добились.…Этот подарок персидского шаха до сих пор хранится в государственных фондах России.
В наши дни другой дипломат – Министр иностранных дел России Сергей Лавров более чем через два века написал о своем предшественнике по дипломатической службе, который и сейчас служит для многих примером следующие пронзительные строки:
«Был Посольский приказ, и послы выполняли приказы,
Чтоб удельных князей потеснее с Москвою сплотить.
Дело шло нелегко, создавалась Россия не сразу,
Дипломаты старались ей верой и правдой служить…
Пробивали пути, шла за ними Россия по следу,
Расширяя влияние и множа владения свои.
И на этой стезе жизнь отдал не один Грибоедов,
Выполняя приказ вдалеке от российской земли…
Был Посольский приказ, и приказы послы выполняли.
И умеют с тех пор дипломаты страну защищать.
Своим словом они, своим делом стране помогали
И других научили Россию всегда уважать.»
Его похоронят в Тифлисе на горе Святого Давида. Вечными слезами на его могиле застыла эпитафия Нино Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
На столичных площадях России, Грузии и Армении высятся сегодня памятники Александру Сергеевичу Грибоедову. Настоящее, глубокое уважение питают к нему армяне и грузины, да и другие народы Востока Именем Грибоедова в Петербурге названы канал и сад. На Пионерской площади был установлен памятник поэту. В Москве памятник Александру Грибоедову был установлен на Чистопрудном бульваре. В Смоленской области открыт Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита» — родовая усадьба Грибоедовых, с которой связаны детство и ранняя юность драматурга.
,Александр Сергеевич Грибоедов – личность многогранная, личность легендарная. Как бы он отнесся к сегодняшней ситуации в стране, в мире? Увы! Нам не дано этого узнать! История не приемлет сослагательного наклонения. Но одно можно утверждать наверняка. Грибоедов служил бы верой и правдой своему Отечеству, России, которую любил. И за которую отдал свою жизнь.
Подготовлено по открытым источникам.
Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Что бы он сказал о Путине?