По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
В поправки к Конституции добавят норму о самороспуске Госдумы. Тогда, не исключено, выборы в парламент пройдут раньше осени 2021 года. Об этом 17 января сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к администрации президента.
Напомним, Владимир Путин в четверг сказал, что первая и вторая главы Конституции РФ, «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина», останутся без изменений. Это значит, что поправки могут быть приняты Федеральным Собранием, а созывать Конституционное собрание не потребуется.
Понятно, ни о каком референдуме речь не идет. По словам председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, формат всенародного голосования граждан будет обсуждаться на ближайших заседаниях профильной рабочей группы — но это точно не референдум.
Принципиальный момент — поправки примут чуть не на бегу. Первое заседание рабочей группы состоится уже в пятницу, 17 января. А последнее, как сообщила член группы, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова — предположительно 26 апреля.
Это значит, на подготовку самого масштабного с 1993 года пакета поправок к Основному закону отводится всего три месяца. Затем пакет будет передан Владимиру Путину.
Как считает политолог Федор Крашенинников, на наших глазах происходит «конституционный переворот». И как во всяком перевороте, тут очень важна скорость.
«Тот текст, который нам будет предъявлен как новая редакция Конституции, конечно же, уже готов. Рабочие группы и обсуждения поправок — бутафория. На самом деле, то, что Путин объявил о поправках, означает: у него все готово, и теперь будет воплощаться в жизнь с церемониями и шоу», — отмечает Крашенинников.
Но теперь, получается, в планы Кремля входит не только переписывание по-быстрому Конституции и легализация изменений конфигурации власти, которые позволят Путину править после 2024 года. Получается, в планы входят и перевыборы Думы.
Здесь возникает вопрос: чем не угодила Кремлю нынешняя Госдума? Имеющийся депутатский состав, кажется, не давал повода заподозрить себя в оппозиционности.
Напротив, голосуя по кандидатуре Михаилу Мишустина на пост премьера, Дума продемонстрировала невиданную лояльность. Мишустина поддержали 383 депутата, воздержался 41. Против не было подано ни одного голоса.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, это вообще первый случай в истории палаты, когда нет депутатов, которые голосовали против кандидатуры председателя правительства РФ.
Но раз Кремль ставит вопрос о роспуске Думы — значит, ему нужен не просто лояльный, а суперлояльный парламент. Который чихнуть не посмеет без согласования с президентской администрацией.
Вне всякого сомнения, такие повышенные требования к лояльности связаны с новой властной конфигурацией. По-прежнему наиболее вероятно, что будет создан пост председателя Госсовета, и Путин станет его пожизненным председателем. Но суперлояльный парламент делает возможным и другой сценарий: главным человеком в стране будет председатель правительства, он же председатель Госсовета.
Смысл Госсовета в этом случае — блокировать всенародно избранного президента, если тот вдруг вздумает взбрыкнуть. А верная «до гробовой доски» Дума нужна, чтобы раз за разом премьера — Путина — переназначать. До тех пор, пока сам Путин этого хочет.
Что стоит за идеей о самороспуске Думы, каким будет продолжение кремлевского спектакля?
— В последние недели наблюдался ряд утечек, что возможны досрочные думские выборы, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Специалистов это удивляло: зачем, в самом деле, такие выборы, если партия власти имеет в парламенте 2/3 голосов, так называемое конституционное большинство? Если депутаты принимают законы, которые нужны администрации президента, а мнение оппозиции практически ни на что не влияет?
Видимо, имеются совсем другие планы трансферта власти Владимира Путина, чем нам представляются — раз нужны досрочные выборы парламента, и тем более утечка, что предполагается внести соответствующую конституционную поправку о возможном самороспуске.
Получается, обычных процедур, которые приписаны в нынешней Конституции — так, президент может распустить нижнюю палату, если она трижды отклонит кандидатуру премьера — оказывается недостаточным.
Замечу, самороспуск Думы — непростая штука. Но, с другой стороны, при нынешней управляемости депутатов «Единой России» — это вещь вполне возможная. Мы такие прецеденты видели в региональных парламентах — там, кстати, это осуществлялось без поправок в Конституцию.
«СП»: — Как самороспуск Думы связан со сценарием трансферта?
— Мы видим запущенный трансферт не только через отставку правительства, но прежде всего — через декларацию конституционных поправок.
По «танковой» — нынешней — Конституции, принятой после расстрела Борисом Ельциным парламента в 1993 году, президент имеет практически абсолютную власть. Путину, который собирается оставаться во главе страны пожизненно, но не на президентском посту, такой всевластный президент не нужен.
Владимир Владимирович, видимо, натерпелся с Дмитрием Медведевым. Путин с трудом пережил четыре года, пока тот был президентом, и мог, по примеру императрицы Анны Иоанновны, порвать «кондиции» (условия, ограничивающие самодержавную власть монарха, подписанные ею перед вхождением на престол в 1730 году, — «СП») — и стать реальным главой государства. Но лояльный Медведев этого не сделал, и на рыбалке в Астрахани даже согласился вернуть назад президентский пост.
Однако даже при сверхлояльном Медведеве часть медведевского окружения спонсировало Болотную — «болотный протест» — для дестабилизации ситуации в стране. А часть элиты была ориентирована на то, чтобы сохранить Медведева на второй срок.
Владимир Путин извлек из этого урок — больше кто-то лояльный и всевластный на посту президента ему не нужен.
Пока можно твердо сказать одно: сам Путин при новой Конституции президентом не будет. Но это не значит, что он не хочет сохранить за собой рычаги влияния на политику.
«СП»: — Зачем Путину это влияние?
— Для него это — вопрос безопасности. Никаким гарантиям, кто бы их ни давал, Путин обоснованно не верит. Только нахождение у реальных рычагов власти способно гарантировать ему безопасность.
Собственно, на постсоветском пространстве всего два значимых политика — Владимир Путин и Александр Лукашенко — которые не могут просто уйти на пенсию. Поскольку оппоненты и ближайшее окружение не дадут им спокойно доживать свой век.
«СП»: — Какой будет Дума, набранная заново после самороспуска?
— Пост спикера ГД становится весьма значимым и влиятельным. По сути, председатель партии большинства сможет манипулировать правительством, или даже претендовать на пост премьера. Кремлю нужен, кроме того, и другой депутатский состав.
Ведь что такое нынешняя Дума — не оппозиционные фракции, а фракция «Единой России»? Это конгломерат ставленников губернаторов, плюс конгломерат людей, которых назначали финансово-промышленные группы, которые тогда были в силе. Это значит, есть риск, что представители той или иной ФПГ, или представители губернаторов — особенно это касается одномандатников — «отвяжутся», и перестанут быть управляемыми.
Так что под новый трансферт нужен и набор лояльных депутатов — прежде всего, от партии власти. Какой будет эта партия — Объединенный Народный фронт, или Объединенный Единый фронт (ОНФ плюс ЕР) — уже неважно. Главное, должно быть зачищено и правительство, и партия власти в Думе.
Напомню, в Послании Федеральному собранию Путин отметил, что «в нашем обществе чётко обозначился запрос на перемены», и пообещал, что «темпы изменений должны нарастать с каждым годом». Другими словами, объявил: вы хотели перемены — так получите и наешьтесь ими до отвала.
И остается одна опасность — действия Кремля могут спровоцировать перестройку 2.0. А перестройка 1.0, напомню, обернулась ужасом для страны, разбалансировкой всех механизмов, потерей территориальной целостности и межэлитной склокой.
Комментарий редакции: Совершенно очевидно, что все предложения, связанные то с проведением досрочных выборов в Государственную Думу, то с перегруппировкой полномочий между ветвями власти, преследуют цель предоставить возможность действующему главе государства сохранить фактическое руководство страной даже после 2024 года. В случае, если Владимир Путин формально перестанет быть президентом, всё равно сделают все, чтобы его слово оставалось решающим. Именно поэтому те, кто вчера с порога отвергал любые предложения об изменении в Конституцию, внезапно озаботились поиском новых центров власти. Но в статье справедливо отмечено, что действия власти могут спровоцировать хаос, усиление борьбы кланов, активизацию подрывной деятельности промайданных сил. Но этим дело не ограничивается. Надо говорить об ином — о том, что принесло России и народу путинское правление. Сколько бы официальные пропагандисты не говорили о «вставании с колен», ни для кого не секрет, что только высокие цены на нефть на мировом рынке позволяли создавать видимость благополучия. Но по мере ухудшения международной экономической конъюнктуры наша страна терпела колоссальные убытки. Одновременно усиливается зависимость российской экономики от иностранного капитала. Нарастают разрушительные процессы в социально-демографической сфере. Всё это является платой за продолжение политики «вашингтонского консенсуса». Конечно, с высоких трибун мы слышим пафосные слова о «модернизации», об «экономическом рывке». Но при господстве частной собственности на средства производства, при ориентации на ВТО обо всём перечисленном останется лишь мечтать.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Первыми мандаты сдадут КПРФ, ЛДПР и СР.
Экзотично, но не исключается. А так, пожалуй, буря в кремлёвском стакане воды.
PS. «Толстые кошельки» остаются. Раб на галерах постарается сохранить власть в ином качестве. А народ, привычно сидящий на углеводородной игле, мешать, пожалуй, ихним перестановочкам не будет.