По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Виктор Трушков
Речь идёт именно о столичном рабочем классе. Он — важный отряд пролетариата, способного изменить общественно-политический строй. Что касается коммунистов, то, следуя принципу демократического централизма, мы ориентируемся на выполнение решения IX (октябрьского 2019 года) пленума ЦК КПРФ, который в своём постановлении записал: «Расстановка политических сил такова, что работа КПРФ в пролетарской среде — это вопрос сохранения партии как влиятельной силы и социалистической перспективы для нашей Родины. Партия продолжит борьбу как с буржуазной властью, так и с буржуазной оппозицией. Курс на сотрудничество с любым флангом крупного капитала есть курс на поражение. КПРФ предстоит воплотить в жизнь народный запрос на широкое наступление против олигархической власти».
ОБРАЩАЯСЬ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ с призывом к решительной борьбе против буржуазного жизнеустройства, Центральный Комитет КПРФ в своём постановлении указал, что этот призыв вытекает, во-первых, из объективной роли рабочего класса в современной истории, истории XXI столетия, во-вторых, из того, что реставрация капитализма в России становится нежизнеспособной, в-третьих, меняется расстановка политических сил в стране, в-четвёртых, принятые пленумом решения являются выражением социального запроса самих трудящихся:
«Рабочий вопрос остаётся главным вопросом человечества в эпоху империализма. Сам рабочий класс и сегодня составляет большинство трудоспособного населения. Правящий режим страшится его численного и интеллектуального роста. Только КПРФ требует национализации стратегических отраслей экономики, что означает ликвидацию олигархического капитала, новую индустриализацию, рост промышленного пролетариата в количественном и качественном отношении.
Капиталистическая система заходит в полный тупик. Ответом становится растущий запрос на социализм. Программа КПРФ отдаёт предпочтение мирному прорыву к новому обществу. Но обострение общего кризиса приближает Россию к национальной катастрофе. Мы должны быть готовы к такому повороту, когда политическое прозрение рабочих может пойти радикально быстро».
Подчёркивая, что «задача коммунистов — не простые перестановки фигур во власти, а коренная смена социально-экономического и политического строя», высший орган партии между её съездами дал обстоятельную характеристику изменению общественно-политических настроений в стране. Она нашла убедительное подтверждение в опубликованных уже после последнего пленума ЦК партии материалах Центра социально-трудовых прав: в 2018 году в стране было 58 стоп-акций, ставших заменой фактически запрещённых путинской властью забастовок. Отметим, что эта форма борьбы применялась рабочими практически в каждом втором трудовом конфликте. За первые три квартала 2019 года число таких нелегальных «забастовок» постоянно росло.
Буржуазная власть делает всё возможное, чтобы ослабить рабочий класс. Ради этого она пошла на такое антинациональное преступление, как деиндустриализация страны, что особенно болезненно сказалось на столице. Здесь заводы выдираются с корнем: освобождающиеся промышленные площадки с развитой производственной инфраструктурой тут же застраиваются торгово-развлекательными центрами и недвижимостью. Правящий режим такими действиями добился, что значительная часть москвичей, в том числе, к сожалению, и членов КПРФ, считает, что рабочих в столице не осталось. Действительно, по данным исследования Федерального научно-исследовательского социологического центра (ФНИСЦ) РАН, проведённого в сотрудничестве с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в РФ, отмечается, что за 15 лет, то есть с 2003 по 2018 год, доля рабочих в столичном населении сократилась на 10%.
Но в этом же исследовании «Столицы и регионы в современной России: мифы и действительность пятнадцать лет спустя» сообщается, что 33% населения столицы приходится на рабочих. Причём в их число не включены «рядовые работники в сфере торговли и бытового обслуживания», которых социологи почему-то считают «работниками нефизического труда». А на их долю приходится 13% жителей столицы.
Таким образом, даже в Москве после разрушения её как крупнейшего в стране научно-промышленного центра доля рабочих вполне всё равно конкурирует с долей других социальных групп.
Социологическая служба «Новые социальные технологии» по заказу московской мэрии уже несколько лет проводит исследования в городе. По итогам прошлого года она дала следующую структуру населения столицы, сравнив её с показателями 2018 года (см. табл. 1).
Таблица 1.
Характер занятости (%%)
Социальный статус 2019 2018
Наёмные работники, имеющие постоянную работу 43,7 43,6
Наёмные работники, занятые по трудовому
соглашению (контракту) 20,4 13,3
Наёмные работники, занятые в домашнем хозяйстве 11,1 11,1
Наёмные работники, занятые по устной договорённости 4,8 13,8
Безработные, желающие найти работу 13,1 12,4
Безработные, не ищущие работу 7,0 5,8
Эта таблица интересна тем, что даёт представление о совокупности наёмных эксплуатируемых работников физического и умственного труда, то есть о современном московском пролетариате. А это — как наёмные работники, так и безработные, то есть вчерашние и завтрашние наёмные работники. В московском исследовании, в соответствии с его задачами, не опрашивались топ-менеджеры, а это значит, что мы имеем более точное представление именно о пролетариате. Правда, в общую совокупность опрошенных социологи «Новых социальных технологий» включили наёмных работников, занятых в домашнем хозяйстве (11,1%), и тех, кто трудится по устной договорённости (4,8%), в число которых входит и городской полупролетариат. Опрашивались и безработные, не ищущие работу (7,0%), часть их справедливо отнести к люмпен-пролетариям, а другую составляют наёмные работники, занятые без официального оформления трудовых отношений и получающие «серую» зарплату. В эту же категорию, по всей вероятности, попали те, кто лишился работы, но не уволен с предприятия и ждёт, когда для него освободится рабочее место. Но поскольку нас интересует пролетариат в качестве среды, в которой предстоит серьёзно и напряжённо работать КПРФ, то включение этих категорий в число респондентов едва ли надо рассматривать как помеху.
ИССЛЕДОВАНИЕ свидетельствует о весьма высокой стабильности основных групп московского пролетариата. В течение последних лет остаётся практически неизменной доля работников, имеющих постоянную работу, то есть основного отряда работников наёмного эксплуатируемого труда. За последний год здесь изменение составило 0,1%, то есть находится в пределах статистической погрешности. Такая же картина в группе работников, занятых в домашнем хозяйстве. На первый взгляд, большие изменения в группах лиц, работающих по контракту и по устной договорённости. Но ведь это две части одной группы — временных работников. Но стоит их объединить, как обнаруживается весьма большая стабильность и этой группы московского пролетариата: в 2018 году фактически находились на временной работе 27,1%, а в 2019 году — 27,4%. В связи с пенсионной «реформой» работодатели вынуждены были пойти навстречу тем, кого они нанимают: они стали оформлять с ними краткосрочные трудовые контракты.
В целом же доля оформляемых на временную работу тружеников чрезвычайно велика: на каждых 8 человек, оформленных на постоянную работу, приходится 5 тех, кто официально считается временным работником. Таким способом работодатели, прежде всего дельцы средней руки, лишают трудящихся социальных льгот (в частности, за выслугу лет). Но ещё важнее то, что они держат их почти на бесправном положении.
К тому же над ними висит серьёзнейшая опасность быть уволенными в любой момент. Ведь после того, как в результате поражения Советской власти рабочая сила превратилась в товар, самой большой угрозой человеку труда стала потеря работы.
Исследование по заказу столичной мэрии поставило под сомнение широко распространённое представление о том, будто в Москве практически нет безработицы. По данным опроса социологов «Новых социальных технологий», в столице в 2019-м было 13,1% тех, кто не имел работы, но хотел её найти (год назад таковых насчитывалось 12,4% москвичей). При поверхностном взгляде эта цифра неправдоподобная. Но если мы вспомним 27,4% временных рабочих, которых порой в год увольняют по нескольку раз, то, пока они не найдут новое временное трудоустройство или не восстановятся на прежнем, они — безработные. К сожалению, глубина этого исследования невелика, но выполненная работа является репрезентативной. Представляя свою работу, её авторы привели следующие данные (см. табл. 2).
Таблица 2
Структура выборки (6005 респондентов)
Квотная группа: Планируемые параметры Реальные параметры
% в населе- Респон- Респон- %
нии Москвы дентов дентов в выборке
мужчины 18—24 лет 5,15% 309 309 5,15%
мужчины 25—54 лет 27,57% 1654 1656 27,57%
мужчины 55 лет и ст. 12,48% 748 749 12,47%
женщины 18—24 лет 5,30% 320 320 5,33%
женщины 25—54 лет 29,44% 1766 1767 29,43%
женщины 55 лет и ст. 20,06% 1203 1204 20,05%
Всего 100,00% 6000 6005 100,00
О том, что безработица в столице — совсем не миф, свидетельствуют ответы респондентов о степени их уверенности в сохранении занимаемого ими рабочего места. Естественно, этот вопрос задавался только работающим. В ушедшем году 35,3% занятых в экономике москвичей были очень обеспокоены возможностью потерять работу. Ещё 22% опрошенных говорили о своей неполной уверенности в том, что их рабочее место за ними сохранится. 21% респондентов допускали такую возможность (указывали в анкете позицию «И да, и нет»). Не очень беспокоились о надёжности своего трудоустройства всего 9,6% работающих. 6,3% затруднились с ответом и 5,8% не стали отвечать на этот вопрос. Если даже допустить, что и те, кто не стал отвечать, и те, кто затруднился с ответом, в общем-то уверены, что их не уволят, то в сумме всё равно лишь 21,7% работающих москвичей надеются, что им увольнения не грозят. Это — максимум, явно превышающий действительность. Вот где главный фактор, существенно ослабляющий процесс превращения протестного движения в классовую борьбу.
Второй значимый фактор, ограничивающий пролетарское сопротивление в столице: огромная часть москвичей, как и всех россиян, озабочена проблемами выживания. Социологи, выполнявшие мэрский заказ, не рискнули задавать вопросы об имущественном положении трудящихся столицы. Они лишь осторожно поинтересовались: «Имеете ли вы работу дополнительно к основной?» И 40,9% респондентов ответили: «Да». Это означает, что без дополнительного заработка две пятых занятого населения столицы испытывает недостаток средств. Конечно, не два из каждых пяти жителей столицы — бедняки. Но над многими дамокловым мечом висит выплата кредитов. Другая часть постоянно работающих вторую смену — люди, поражённые стандартами общества потребления.
Кстати, в уже поминавшемся исследовании ФНИСЦ «Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя» социологи выясняли, как респонденты оценивают ущерб от кризиса 2014—2016 годов. Оказалось, что самые негативные оценки были получены в столице. Здесь 59% опрошенных утверждали, что ущерб от кризиса был либо «очень значительный, катастрофический», либо «существенный». Среди соотечественников, живущих в других городах, такие оценки дали 54% опрошенных, а среди сельского населения страны — 43%.
ПОПЫТАЕМСЯ подвести некоторые итоги данных использованных социологических исследований.
Во-первых, социальный портрет пролетариата столицы, прежде всего её рабочего класса, нарисован социологией пока пунктирно и фрагментарно. Это надо учитывать при подготовке пленума столичного отделения КПРФ, посвящённого рабочему классу. Во-вторых, необходимо помнить: без подъёма общественно-политической активности рабочих невозможно выполнить установку IX (октябрьского 2019 года) пленума ЦК КПРФ: «Состояние российского общества характеризуется клубком острейших противоречий. Они абсолютно сопоставимы с противоречиями начала ХХ века, которые разрешила Великая Октябрьская социалистическая революция. Задачи вывода страны из системного кризиса прямо связаны с выполнением програм-мных установок КПРФ». А стратегическая цель, заложенная Программой КПРФ, — последовательная борьба за социализм. Необходимо, чтобы в авангарде её был рабочий класс. Значит, первостепенная задача — добиться доверия партии со стороны рабочего класса. Сегодня момент такой, что именно на решение этого вопроса надо бросить все силы коммунистов. Путин предложил лишь усилить буржуазную сущность Конституции РФ. Ближайший пленум ЦК КПРФ, который будет посвящён 150-летию великого революционера В.И. Ленина, сможет дать по-ленински принципиальную оценку президентским лукавствам вокруг ельцинского детища.
Октябрьский пленум ЦК КПРФ поставил перед партией ясную задачу: «Президиуму ЦК КПРФ, региональным комитетам партии обратить внимание на исполнение Постановления VI (октябрьского 2014 года) пленума ЦК партии «О положении рабочего класса в России и задачах КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде. Планируя проведение пленумов Центрального Комитета, предусмотреть возможность рассмотрения на них вопросов о современном состоянии работы партии в пролетарской среде; о механизмах подбора кадров и проверки их делом; о партийной дисциплине и партийной демократии; о парламентаризме и повседневной работе с массами; об усилении влияния в профсоюзах».
Думается, уже сегодня целесообразно приступить к реализации установок ЦК КПРФ по рабочему движению. Речь идёт о конкретных шагах, которые под силу коммунистам столицы. Назовём некоторые из них.
Каждому местному отделению КПРФ предстоит определить один-два «опорных пункта» углубления связей с рабочим классом: конкретные заводы и фабрики, транспортные предприятия, стройки, которые необходимо поставить в центр внимания каждого местного отделения КПРФ; постепенно расширять их количество. В число обязательных поручений членов и кандидатов в члены ЦК, МГК и парткомов местных отделений КПРФ, членов ЦКРК, МГ КРК и местных КРК надо определить постоянную связь с одним из таких «опорных пунктов». Каждый народный избранник от КПРФ — от депутата Государственной думы до депутата муниципального совета — также должен быть прикреплён к такому «опорному пункту».
На предприятиях, не вошедших в число «опорных пунктов», где есть коммунисты-рабочие, каждому местному отделению утвердить из числа членов партии или её сторонников «уполномоченных» рабочих советов по рабочему, профсоюзному и протестному движению. Они могли бы информировать местные комитеты КПРФ о жизни предприятия. На основе такой информации горком, местные комитеты КПРФ организуют «десанты» депутатов-коммунистов на предприятия во время конференций, обсуждающих коллективные договоры, вопросы организации забастовок, протестных акций и другие важные для рабочих вопросы.
Целесообразно реорганизовать ряд территориальных первичных партийных отделений таким образом, чтобы была возможность определить первичные организации, отвечающие за работу коммунистов на конкретном предприятии.
Парткому каждого местного партийного отделения выделить из числа избранных или избрать вновь секретаря по рабочему, профсоюзному и протестному движению. Всем местным партийным отделениям есть смысл сформировать соответствующие отделы.
Доля рабочих в выборных руководящих органах МГК КПРФ и его местных отделений не может быть ниже доли рабочих, стоящих на учёте в соответствующих отделениях партии.
МГК КПРФ есть смысл сформировать Московский городской совет рабочих, не подменяя им совет трудовых коллективов, для чего оказать содействие в проведении второй Московской городской конференции представителей трудовых коллективов. Отделам МГК КПРФ и его местным отделениям по рабочему, профсоюзному и протестному движению предстоит работать в тесном сотрудничестве с соответствующими советами рабочих.
Укрепить юридическую службу МГК КПРФ, в том числе привлекая сторонников партии из числа профессиональных юристов и студентов юридических факультетов. Иметь юристов, специализирующихся по отстаиванию социальных и трудовых прав наёмных работников. Эту партийную работу всячески пропагандировать как в городе в целом, так и в районах.
Пикеты и митинги должны иметь конкретную задачу, понятную их участникам, и конкретные лозунги-требования, исполнение которых проверяемо. При этом отдавать предпочтение теме защиты интересов наёмных работников физического и умственного труда и теме солидарности. У каждого такого мероприятия должен быть конкретный, понятный всем повод.
Есть смысл создать городскую школу партийной учёбы рабочих. В основу её программы положить вопросы марксистско-ленинской теории пролетарской классовой борьбы и диктатуры пролетариата.
Конечно, круг подобных конкретных дел значительно шире. Эти предложения — для старта. Ясно одно: планы должны быть конкретными и проверяемыми.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, когда там её нет. У коммунистов большая проблема с опорой. Это показывают и 30 — летние выборы, и поиски союзников то в лице РПЦ, то в лице НПСР, то среди мифических пролетариев, которым есть много чего терять кроме своих кредитных цепей.
Отсюда, похоже, вывод: марксизм нуждается в дальнейшем развитии. Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо.