Бурно начавшийся 2020 год, помимо прочего ознаменовался новой волной «битвы за историю». Межгосударственная полемика о Второй мировой с участием России с одной стороны и Польши и Украины с другой дошла до уровня первых лиц. И… нет, эта статья не будет своеобразным исследованием, экскурсом в прошлое с привлечением источников и документов. Уровень дискуссии не просто далёк от научного – он даже не пытается под него рядиться. Аргументы своеобразного польско-украинского блока слабы, а порой и откровенно смехотворны. Они не выдерживают никакой критики.
Вот только беда в том, что в эпоху постправды это совершенно не важно. Значение имеет медийный ресурс, наличие возможно большего количества каналов распространения информации, готовность непрерывно и массировано повторять, заколачивая в головы, свои утверждения, формируя общественный дискурс. И внутренняя непротиворечивость позиции: можно выдумать и распропагандировать какую угодно версию истории – главное, чтобы у людей не возникло сомнений в том, что вы верите в неё сами. Почту суворовская триада – «быстрота, решительность и натиск» предопределяют успех наступления на фронте борьбы за умы.
Если бы борьба ограничивалась противоборством РФ с парой государств под бело-красным и желто-голубым флагами (и ещё, пожалуй, странами Прибалтики), то перевес в информационной артиллерии был бы на нашей стороне. Но только в реальности за спиной Зеленского и Дуды маячит вся мощь медийной машины Запада. Недавно официальный твиттер посольства США в Дании в соответствующую дату сообщил, что печально знаменитый концентрационный лагерь Аушвиц был освобождён американскими войсками. После окрика от отечественных дипломатов поправились, заявив, что произошедшее – случайная ошибка. Вроде бы «мелочь», однако крайне характерная – ключевую роль СССР в Победе частью просто исподволь вымывают из памяти, частью пытаются опорочить посредством самых разных передёргиваний и подлогов.
Излюбленной темой является Пакт Молотова-Риббентропа (автор некогда писал развёрнутый материал с опровержением ключевых мифов, усиленно прививаемых в массовое сознание), не менее активно эксплуатируется ещё геббельсовского корня мифология о якобы невообразимых зверствах, творимых советскими солдатами на территории Германии. И, конечно же, ставшее уже общим местом, генеральной линией в странах Восточной Европы утверждение о том, что в 1944-1945 годах произошла лишь смена оккупантов: тоталитарный тиран Гитлер уступил во всём эквивалентному ему Сталину.
И вот в связи со всем этим существует крупная проблема. Попытки, пускай даже с железобетонной опорой на факты, лишь отвечать на обвинения, оппонировать всё новым нападкам – путь к поражению. Как и на настоящей войне успех может сопутствовать только активному, готовому не только обороняться, но и контратаковать. Последние действия отечественного правительства, которое обнародовало (и обеспечило этому событию достойное сопровождение в СМИ) пакет исторических документов, из которых ясно следует, что являющаяся иконой в Польше подпольная Армия Крайова была замешана в целом ряде тяжких военных преступлений, в том числе на почве антисемитизма, как будто свидетельствует о том, что наши официальные лица пришли к правильному пониманию насущной стратегии. Однако… у автора есть стойкие подозрения, что дойти до логического конца по этому пути они не захотят и не смогут.
Выше уже говорилось, что пропаганда, какие силы и средства на неё не бросай, не работает, если для всех очевидно – сами её авторы и распространители не верят в то, о чём говорят, ведут себя непоследовательно, «путаются в показаниях». Позицию польских или украинских элит при всём её замешанном на национализме примитиве отличает монолитность и завершённость: СССР и Германия в равной степени виновны в развязывании мировой войны, между их режимами нет разницы, а теперь их наследники должны на общих основаниях каяться и платить (буквально материальные компенсации) за оккупацию.
А что Россия?
Внешняя и внутренняя политика при всех своих действительных и мнимых различиях находятся в неразрывной взаимосвязи, единстве. Попытки сепарировать их неизбежно обречены на неудачу. В том числе и в сфере «борьбы за историю», теснейшим образом связанной с идеологией. В армии каждой сражавшейся во Второй мировой страны были люди, как демонстрировавшие отвагу и благородство, так и совершавшие гнусные преступления, хотя, разумеется, и в разной пропорции. Она же определялась в первую очередь государственной линией, теми целями и задачами, которые та или иная держава ставила перед собой и, соответственно, своими вооруженными силами. Не может быть отдельного разговора о подвиге (или, наоборот, вине и ответственности) без общей политической оценки. В составе ваффен-СС на 1945 год насчитывалось 1,4 миллиона человек. Просто статистически среди них должны были иметься и такие, кто не совершал никаких военных преступлений, мало того, вполне возможно дрался на фронте храбро и достойно. Но СС в целом, в том числе и военное крыло, были признаны преступной организацией – поскольку являлись одним из основных инструментов претворения в жизнь политики уничтожения. И на фоне этого прочее, любые нюансы не имеют значения.
Нельзя, невозможно отстоять память и славу Красной Армии как освободительницы Европы, если не выработать и не ретранслировать непрерывно своей концепции того, во имя чего сражались советские люди. И не только на своей земле – здесь ещё можно ограничиться кратким и емким «они сражались за Родину» – но и за её пределами. Что, какие идеалы и ценности несли они Европе? Только сделав это мы сумеем дать отпор тем же польским властям, говоря упрощённо утверждающим, что их страна поменяла шило на мыло, а свободу обрела только в 1989. Попытки воззвать к совести и даже здравому смыслу, к сожалению, здесь не работают. Что? Вы освободили нас, потратив на это 600 000 жизней, от самого жестокого режима в истории человечества? Поздно освободили! И не так, как мы бы этого хотели! И вообще мы сами себя освободили… почти! Вот точно сделали бы это, если бы вы не помешали! Примерно так выглядит аргументация Польши, когда речь заходит о том же Варшавском восстании. Это – полная чушь. Но поляки в ней едины и готовы идти до конца. А специально действующий Институт национальной памяти промоет мозги тем, кто всё же усомнится.
Мы же, наша страна, находимся в подвешенном, расщеплённом положении, в общем-то в состоянии затяжной шизофрении. Одной рукой борясь с атаками на Победу и её символы, другой отечественные элиты проводят декоммунизацию у себя дома. Хотя в народе ветер истории набрал уже силу урагана, официальная линия власти по-прежнему такова: генералиссимус Победы, Иосиф Виссарионович Сталин – кровавый тиран, параноик, мучавший свой народ неоправданными репрессиями, едва не специально моривший голодом, всячески душивший свободу и так далее и тому подобное. Но, при всём этом, Красная Армия, силовой инструмент претворения в жизнь его политики – бескорыстная освободительница. Хотя… ведь все же, кто регулярно смотрит произведения отечественного кинематографа (бедные, несчастные люди), знают, что войну выиграли вопреки – за счёт Веры в Бога, штрафбатов, русского духа и такой-то матери.
Известная деятельница из отечественного МИДа – Мария Захарова, которая в роли говорящей головы регулярно даёт отповеди всевозможным иностранцам за их ложные трактовки истории Второй мировой, ревизионизм и русофобию, в своё время в ответ на вопрос о её отношении к Сталину выдала дословно следующее «Руководители, которые уничтожали свой народ, горят в аду в два раза ярче тех, которые уничтожали чужой». Вот так. Но если поверить Захаровой, если признать, что сталинский СССР – это империя Зла, перерабатывающая собственный народ в лагерную пыль, то элементарная логика заставляет нас согласиться и с поляками и украинцами: о каком, прости господи, освобождении тогда может идти речь? Ну а следующий тоже совершенно логичный шаг – это уже «Гитлер-вызволитель», как в заголовке одной из газет УПА, или как минимум попытки оправдания власовцев, эмигрантов на службе у Рейха и прочую подобную публику на том основании, что они – борцы с большевизмом.
Да, даже в нынешнюю эпоху социального инжениринга, продвинутых медийных технологий и беззастенчивого, но шумного вранья, называемого теперь изящным словцом фейк, лицемерие, к счастью, чревато. А оно сочится из всех щелей. Мы за историческую правду! И на 9-го мая закрываем мавзолей фанерой, а на реконструкторских парадах 7 ноября норовим то заменить красные звёзды на орлов на проходящей технике, то просто их убрать… Мы против реабилитации пособников нацистов! И, надо думать именно по этой причине, то вешаем в пережившем ад блокады Ленинграде/Петербурге памятную доску в честь Карла Густава Маннергейма, а потом под давлением общественности прячем её… в музей! Путин в минувшем декабре, помимо того, что пнул Ленина, «заложившего мину под Россию», приплёл туда же Бутовский полигон, с которым «мы до сих пор ничего сделать не можем». Элементарных познаний в истории достаточно, чтобы знать – Владимир Ильич к Бутовскому полигону никакого отношения не имеет. Фактически эта сентенция – отражение взглядов главы государства на советский строй в целом. В сочетании с не менее известной фразой про галоши выходит более чем красноречивая картина: СССР по Путину – сочетание репрессий и дефицита. РФ официально кается перед Польшей за расстрелянных в Катыни бывших жандармов и националистов-осадников, управлявших западными Украиной и Белоруссией как колониями, даже не пытается при этом задавать в ответ вопросов, скажем, о судьбе военнопленных красноармейцев в польских лагерях после Советско-польской войны 1919-1921. В этом контексте все остальные грозные заявления просто теряют силу и смысл. Международная политика – не комедийная интермедия, тут нельзя действовать по принципу «здесь играем, здесь не играем – тут селёдку заворачивали».
Возможно ли, что в какой-то момент действующая наша система выйдет из состояния раздвоенности? Едва ли – и, если да, то скорее в пользу сдачи памяти поколений, национальных интересов и покаяния. Свыше 70% населения России положительно оценивают роль Иосифа Сталина в истории страны (и, соответственно, сталинский период её истории). Коль скоро у нас демократия, то подобная поддержка масс обязана была бы найти отражение как минимум во всё той же политике памяти – возведении памятников, использовании имени в топонимике, создании некоего условного «Сталин-центра», а как максимум – и в актуальной повестке и решениях. Видим ли мы это? Нет! Зато мы (и политические и экономические элиты) слышим совсем другие сигналы. У нас не 37-й год – это тоже известно чья цитата.
Честно и уверенно говорить о Войне и Победе можно лишь признав величие и могущество советской системы, её историческую правоту. Сделав же это, придётся, произнести и Б после А: борьба за прошлое теснейшим образом связана с борьбой за настоящее и будущее. Неизбежным станет разговор об уроках, о ценном опыте, о рецептах победы, применимости главного, самого ценного наследия нашего отечества к дню сегодняшнему. И вот это для властьпридержащей группировки абсолютное табу! Ведь тогда конец всему! Чудовищному расслоению. Безответственности и безнаказанности. Яхтам и виллам. Нееет!
И вот пытается, пытается официоз и телепропаганда которой год собрать, как мальчик Кай в сказке про Снежную королеву, слово Победа из осколков – но без заглавной буквы. Что-то выйдет у них…
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Кампания власти против нашей Победы уже началась. Не надо ее оказывается, слишком «огосударствливать». Воевали люди, значит, нужно говорить не только о победах, но и о потерях, и страданиях. Начало растаскиванию Победы на личные кусочки положил Бессмертный полк, в котором собираются и ее ненавистники, прикрываясь портретами павших. А нам нужна одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим. Когда одного нашего победителя прижали противники Победы, ахая по поводу ее высокой цены и
больших потерь, он рявкнул — А мать сколько стоит, а Родина сколько стоит?! и их, как ветром сдуло. За нашу Победу предстоит новая схватка. И полемические удары в ней должны быть сильными и точными, сжатым крепко кулаком, а не пятерней — размазней.
Ответ Захаровой. Спасибо за напоминание о Ельцине, малам, угробившем около полутора лесятков миллионов соотечествннников. Он, наверное, так там полыхает, что никаким сталиным с ним не сравниться.