Профсоюзы требуют перемен

Профсоюзы требуют перемен

По материалам публикаций на сайте газеты Правда

Недавняя отставка правительства РФ повлекла за собой и смену ряда федеральных министров. В частности, свои посты покинули министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков и министр просвещения Ольга Васильева. Возглавили министерства, соответственно, бывшие ректор Тюменского государственного университета Валерий Фальков и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Эти назначения корреспонденту «Правды» прокомментировали сопредседатель Межрегионального профсоюза работников высшей школы Андроник Арутюнов и сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Андроник АРУТЮНОВ: «Новым министром науки и высшего образования стал бывший ректор Тюменского госуниверситета. И хотя в особых скандалах этот человек, по нашим данным, замечен не был, обращает на себя внимание тот факт, что во времена его ректорства в Тюменском госуниверситете царила не совсем здоровая атмосфера. В частности, там было принято своеобразное разделение преподавателей на «правильных» и «неправильных» в зависимости от наличия или отсутствия публикаций. В частности, в вузе требовалось наличие публикаций в изданиях, индексируемых международными базами Scopus. У представителя нашего профсоюза профессора Владимира Осейчука таких публикаций не было, другие же заслуги в расчёт никто не принял, и он был уволен. Сделано это было по сути за его недостаточно лояльную общественную позицию.

Чем стоило бы заняться в первую очередь Валерию Фалькову на новом посту? Проблем в сфере высшего образования сегодня достаточно много.

С преподавателями в вузах по-прежнему в основном заключаются контракты сроком на год, даже пятилетние — это скорее исключение из правил. На наш взгляд, нормой должны стать бессрочные контракты.

Актуальной остаётся проблема заработных плат преподавателей. В региональных вузах и даже в ряде московских они по-прежнему низкие. Следует признать полный провал в отношении исполнения «майских указов» президента по этому поводу.

Ещё один момент — это высокая нагрузка, которую сегодня даже при всём желании уменьшить пока сложно: не хватает кадров. На решение этих вопросов также следует обратить пристальное внимание.

Кроме того, идёт чудовищная деградация учёных степеней и учёных званий. За последнее время было множество скандалов, о которых стало известно в том числе благодаря сообществу «Диссернет». Нужно что-то с этим делать, возможно, даже проводить масштабную проверку диссертаций, которые были защищены за последние десятилетия по ряду направлений: экономике, юриспруденции и т.д.

Вряд ли стоит рассчитывать, что новый министр начнёт заниматься разрешением этих проблем, которые копились не один год. Задача-минимум, думается, для него сегодня — не наломать дров какими-то неожиданными решениями или нововведениями, не трогать то, что пока более-менее работает, чем и занимался, например, предыдущий министр науки и высшего образования Котюков. На этом посту он ничем особенным не запомнился, но хотя бы не стал разваливать то, что есть. В отличие от небезызвестного министра образования и науки Дмитрия Ливанова, «наследие» которого придётся разгребать ещё довольно долго.

Ну а если говорить о чём-то большем, то если бы новый министр Фальков начал взаимодействовать с независимыми профсоюзами, в частности с «Университетской солидарностью», это был бы весьма разумный шаг с его стороны. Ведь до этого наш профсоюз старательно чиновники игнорировали. Мы неоднократно направляли запросы в министерство науки и высшего образования, но в приходящих нам ответах (стандартных, кстати, отписках) оставался без внимания тот факт, что запрос пришёл именно от профсоюза. Такая позиция в принципе понятна: для российских чиновников взаимодействие с независимыми от них структурами — достаточно болезненное занятие».

Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ: «Каких-то качественных изменений за время нахождения Ольги Васильевой в должности министра просвещения не произошло, несмотря на то, что в своих выступлениях она неоднократно поднимала ряд важных вопросов, касающихся, например, недостаточного финансирования школ и т.д. Но все вроде бы благие намерения по изменению ситуации так и остались не воплощёнными в жизнь. Чего ждать от нового министра просвещения? Иллюзий мы не питаем. Министерство возглавил бывший руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, известный тем, что при нём были введены жёсткие, даже унизительные для учащихся и учителей правила проведения государственной итоговой аттестации (именно Рособрнадзор отвечает за её проведение).

Но сегодня во главу угла организации, которая вроде бы призвана следить за соблюдением прав всех участников образовательного процесса, поставлены чисто формальные критерии: например, соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и т.д., усилены контрольные функции.

В своё время Кравцов поставил задачу не допустить утечек на ЕГЭ и всякого жульничества на экзаменах и с большим энтузиазмом возглавил борьбу с этим явлением. Его «энтузиазм» привёл к тому, что учителя оказались не просто поставлены в очень жёсткие условия, но их начали подвергать откровенной травле. Были случаи запугивания, угроз уголовным преследованием, увольнений за самые малозначительные нарушения. Нервные срывы у детей стали практически постоянным явлением.

В бытность руководителем Рособрнадзора новый министр начал активно внедрять всероссийские проверочные работы (ВПР) для оценки знаний учащихся, в результате учителя получили дополнительную головную боль и неоплачиваемую нагрузку: проверка одной работы, по признанию педагогов, порой занимает до 30 минут плюс оформление отчётности, в ряде случаев вызывает вопросы и само содержание заданий. Тем не менее ВПР всё же были внедрены в школы. В целом ряд действий, которыми Кравцов отметился на посту руководителя Рособрнадзора, учителей настораживает.

На что хотелось бы обратить внимание нового министра просвещения? Он должен сосредоточиться на решении тех проблем, о которых неоднократно говорили предыдущие руководители ведомства, но которые так и не были решены. Нехватка учителей в школах, их унизительное положение, запуганность из-за многочисленных и разнообразных проверок, аттестаций, недофинансирование образования. По-прежнему остра проблема избыточной отчётности, педагоги сильно загружены бумажной работой, причём нагрузка при не изменяющейся зарплате только растёт.

По существу необходимо менять действующий закон «Об образовании в Российской Федерации», ведь предыдущие министры часто ссылались на него, объясняя, почему они не могут разрешить ту или иную проблему. Финансироваться школьное образование должно не как сейчас — из регионального и муниципального бюджетов, а из федерального (или, по крайней мере, на уровне совместной ответственности). Уверенности, что новый министр будет заниматься всеми этими проблемами, нет.

Что касается взаимодействия чиновников минпросвещения с нашим профсоюзом, то наш опыт не позволяет надеяться, что ситуация в корне изменится. Мы неоднократно отправляли в министерство письма с предложениями обсудить тот или иной вопрос, но профсоюз «Учитель» для чиновников ведомства словно не существует: присылались разного рода отписки с обращением ко мне как к частному лицу, а не представителю профсоюзной организации. В 2012 году нынешний министр просвещения Кравцов, начиная свою деятельность на посту главы Рособрнадзора, давал профсоюзу «Учитель» определённые сигналы, показывая, что такое сотрудничество возможно, но в дальнейшем оно так и не состоялось».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *