По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.
По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.
«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».
Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».
Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.
Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.
Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.
Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.
Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.
«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.
В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».
Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.
— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.
После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.
Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.
«СП»: — Почему?
— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.
«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?
— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.
Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.
— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.
Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.
Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.
«СП»: — В самом деле?
— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.
Комментарий редакции: В дополнении к изложенному мы обратим внимание на следующее: практика показывает, что в настоящее время все «чистки» ведомств, как правило, направлены против простых сотрудников. При этом финансовые акулы, сидящие на бюджетных потоках, как правило, остаются «неприкасаемыми». И действительно, разве клептократы станут наступать на горло собственной песне? Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать ход «борьбы с коррупцией», якобы развернувшейся властями после 2012 года. Конечно, устроили ряд показательных арестов и судебных процессов в отношении некоторых проворовавшихся чиновников всех рангов. Но при этом вся страна видела, как фактически замяли дела в отношении Сердюкова и Васильевой, а также Чубайса. То есть, двойные стандарты на лицо. И вообще, пока господствует олигархический капитал, пока «чемпионы» приватизации остаются «священной коровой», о серьёзном противодействии воровству наивно думать. То же самое относится и к ПФ РФ. И вообще, недостаточно одного наведения порядка. Надо ставить ребром вопрос об отмене «пенсионной реформы» как таковой. Однако председатель правительства категорически не согласен с таким предложением. Отсюда вывод — независимо от того, кто будет руководить Пенсионным фондом, простым россиянам от этого ни холодно, ни жарко.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.