Данная статья посвященапоявлению «новых правых» в странах Европы и их перспективам.
Как мы видим, за последнее время в стане противников глобализации заметно прибыло. Предшественником движения считают мексиканскую организацию Сапатистская армия, которая выступала против договора о свободной торговле (NAFTA) между США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 года. Тогда же в 1994 году в Мексике была образована самая первая организация антиглобалистов People’s Global Action (Глобальные акции народов). Лозунгом People’s Global Action являются испанские слова ‘Ya Basta’ — «С нас хватит!». Духовным лидером антиглобалистов является субкоманданте Инсурхенте Маркос, участник разгромленного индейского восстания в 1994 г. на юге Мексики. Маркос через Интернет распространяет свои послания о вреде глобализма. Наиболее известная работа этого автора — «Четвертая мировая война началась».
Сам термин «антиглобализм» появился в средствах массовой информации на рубеже 1999-2000 годов.
В апреле 2001 года под лозунгами антиглобалистов (главный из них — «Дать людям самим определять, как им жить») состоялся мирный поход на Мехико, к которому присоединились кинорежиссер Оливер Стоун, нобелевские лауреаты Хосе Самаранго и Габриэль Гарсиа Маркес, а также несколько депутатов Европарламента.
Эти люди называют себя «новым антикорпоративным движением» или «новым антикапиталистическим движением». А чаще всего — «движением за глобальную демократизацию» (ДГД).
Самой известной является АТТАК (аналогия «attack» — «атака», «нападение»). В переводе с французского данная аббревиатура обозначает «Действие за налог Тобина в помощь гражданам». Речь идет о предложении известного американского экономиста, Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Тобина обложить налогом в 0,1% все финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом во всем мире.
Другое не менее авторитетное движение — Reclaim the Street («Вернем себе улицу»). Именно оно наиболее ревностно требует списания внешних долгов стран «третьего мира». По мнению членов организации, эти внешние долги возникли из-за политики, навязанной чиновниками МВФ и лидерами ЕС.
Само движение по составу неоднородно, в него вливаются организации, выражающие какой-либо общественный протест (марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, защитники прав потребителей и противники абортов и т.д.). Между ними существуют значительные расхождения во взглядах и разные представления о тактике ведения борьбы, однако всех участников движения объединяет несогласие с политикой ведущих индустриальных стран, Всемирного банка (ВБ), Международного валютного фонда (МВФ) и других структур, которые принимают решения по глобальным экономическим проблемам.
Российские антиглобалисты представлены нацболами (Другая Россия), «Левый Фронт» (С.С. Удальцов), ЛКСМ РФ (Молодежное крыло КПРФ).
Правая альтернатива представлена ЛДПР (брошюры и выступления В.В. Жириновского), НПСР (правое крыло), Союз евразийской молодежи (А.Г. Дугин).
Также в Европе распространены идеи евроскептицизма. В идейном багаже можно выделить несколько теорий.
Первая — полное отрицание Евросоюза как явления. Такие евроскептики, как правило, выступают за выход страны из ЕС (или отказ от вступления в него). «Мягкий» евроскептицизм признает позитивные стороны евроинтеграции, но критикует отдельные практики и правила союза. Для большинства партий евроскептицизм — лишь часть программы. Конкретные требования зависят от политической ориентации партий.
Между национализмом и евроскептицизмом связь есть: большинство партий левого толка считаются проевропейскими, а правого — скептическими.
Тем не менее, в странах, наиболее пострадавших в результате кризиса 2008−2009 года, есть и левые партии евроскептиков. К примеру, греческая СИРИЗА — ультралевая коалиция.
На выборах в Европарламент в 2014 году сразу четыре партии евроскептиков заняли первые места в своих странах:
— во Франции победил «Национальный фронт»;
— в Великобритании — UKIP («Партия независимости Великобритании»);
— в Дании — «Датская народная партия»;
— в Греции — СИРИЗА.
В целом скептики получили около четверти мандатов в Европарламенте.
Таким образом, можно говорить о том, что идея наднационального управления, которая практиковалась в Евросоюзе на протяжении долгого времени, испытывает трансформацию.
Поскольку страны, где позиции евроскептиков сильны, испытывают недовольство ущемлением части суверенитета и требуют расширения полномочий.
Следовательно, можно судить о том, что мировую систему ждет переформатирование в новую модель глобализации — где государства будут уважать государственную независимость и строить отношения друг с другом на почве уважения границ и принципов государственности (регионализации).
Сергей Кухарец
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Ситуация в некотором смысле понятная. Мир изменился и рабов теперь не нужно завоевывать, они сами ползут из других стран к хозяевам, умоляя тех взять их в рабство. Это создает напряженность внутри стран, принимающих рабов. Отсюда и возникают правые настроения. Левые настроения традиционно направлены против хозяев пришлых рабов. Глобализация, напротив, направлена на объединение хозяев пришлых рабов. В этом, пожалуй, суть конфликта между глобалистами и антиглобалистами.