Продолжается эпопея с изменением конституции. Несмотря на взятый властью темп галопа (15 января из уст президента впервые прозвучало предложение внести коррективы в основной закон, уже 20 января был внесён в Госдуму – и незамедлительно принят в первом чтении – законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», а второе чтение намечено на 11 февраля), девятый вал предложений продолжает сыпаться буквально отовсюду.

Не смог промолчать и патриарх Кирилл – и призвал внести в конституцию бога: «Давайте молиться, трудиться, чтобы и в нашем основном законе упоминался Бог». В качестве аргументов глава РПЦ упомянул об иностранном опыте – дескать в основном законе многих государств мира всевышний присутствует, строку из гимна, где поётся «хранимая богом родная земля» и, как ключевой пункт – то, что большинство жителей России являются верующими людьми.

Поскольку святейший не счёл нужным уточнить куда именно вставить упоминание о господе, это сразу же породило массу шуток, вроде «Российская, слава богу, Федерация» – и далее по тексту. Почвой для юмора стало и то, что нет ясности в вопросе о том, имя какого конкретно бога (или даже целого пантеона) достойно внесения в государственно-правовые анналы. Кто-то настаивал на том, чтобы в Конституции появились буддийская нирвана, другие недоумевали, отчего раз вносится бог, в основном законе не отметить и плетущего козни против человечества дьявола, а третьи предлагали в части первой статьи четвертой, гласящей, что «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию», восславить в духе Древнего Рима Марса и Юпитера.

Впрочем, на самом деле вопрос не шуточный. Официальные лица не исключают рассмотрения по существу просьбы патриарха. Примечательно и то, что Кирилл совершенно осознанно призвал к себе в союзники и другие, альтернативные православию конфессии страны. В своём заявлении он прямо уточнил: «Я не говорю только о православных — я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других». И действительно тот же верховный муфтий успел высказаться в поддержку идеи, причём в весьма экспрессивных выражениях: по его словам, он согласен с предложением на «тысячу процентов». Ждём мнения раввина…

Подобная солидарность религий со всей очевидностью показывает – вопрос не вероучительный, а политический. Тем более, что с точки зрения православного канона наличие или отсутствие божественного имени в Конституции не меняет абсолютно ничего. Ясно, что никакого духовного, или мистического значения подобный символический жест не имеет – но, коль скоро вся правовая система опирается на основной закон, он вполне может влиять на правоприменительную практику. Тема с уголовным преследованием за «оскорбление чувств» и так уже успела набить оскомину – здесь же может быть сделан куда более широкий шаг в данном направлении.

Сейчас, хотя и без имён, бог, религия и церковь помянуты в статье 14, первый и второй пункты которой гласят соответственно:

  1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
  • Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Если после условных «Кирилловых новаций» этот элемент основного закона останется неприкосновенным и действенным, то особенного вреда от добавления упоминания бога не будет (впрочем, равно как и пользы). Однако что-то заставляет усомниться в подобной возможности.

Здесь – суть и смысл. Бог упомянут в конституции США, его призывают себе на помощь заступающие на свой пост президенты, девиз «На бога уповаем» присутствует на каждой долларовой купюре. В Великобритании гимн открывается, как всем известно, строкой «Боже, храни королеву!». И при всём этом оба упомянутых выше государства – при всех прочих многочисленных и глубоких недостатках их общественно-политических систем с точки зрения коммунистов – бесспорно являются светскими.

В стране, где тесная связь церкви с государственным аппаратом, её охранительно-пропагандистская функция в рамках системы является очевидной для всех – и даже ею самой не особенно то скрывается – «Кирилловы новации» и всё им подобное представляют собой серьёзную угрозу. Проталкивание изменений в системе образования, попытки вламываться в семейную и частную жизнь под предлогом защиты нравственности, да и просто банальный отжим земли и собственности в духе реституции, либо просто по-беспределу. Всё это будет непременно – под соусом «у нас же теперь Бог в конституции», а чутко улавливающие волю и моды центра региональное чиновничество не замедлит РПЦ и прочим, чуть менее влиятельным структурам, подпеть. Возможны и настоящие трагедии – имеющее в своих руках власть мракобесие приводит к ним почти всегда.

Дабы не быть голословным приведу пример из сегодняшних реалий. После того, как китайская разновидность коронавируса стала распространяться за пределы Поднебесной, и другие государства, в том числе и Россия, начали задаваться вопросом о том, как организовать санитарно-профилактические мероприятия и минимизировать риски перерастания эпидемии в глобальную пандемию, свой комментарий дали и отечественные церковники. «Опасности заражения от причащения от одной чаши нет. Ее и быть не может, ведь в чаше не просто хлеб и вино, а сам Христос», — так дословно заявил в интервью РИА Новости протоиерей Игорь Зуев.

Для сравнения в давнишнем, бородатом 1771 году в городе Москве произошёл так называемый Чумной бунт. Если причиной его была болезнь как таковая и сопутствующие ей карантинные мероприятия, то поводом послужило решение архиепископа Московского Амвросия о временном запрете на проведение молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери, располагавшейся у Варварских ворот Китай-города. Амвросий тем самым стремился предотвратить массовое скопление народа, способствовавшее распространению чумы. Видимо у иерархов конца XVIII столетия было меньше веры – но побольше ответственности и получше образование… Люди, чьи взгляды на мир деградировали даже по сравнению с их же собственными собратьями более чем двухвековой давности, хотят править нашу Конституцию. Готовы ли мы это допустить?

В завершении же статьи хотелось бы подробнее остановиться на одном из тезисов патриарха – о том, что большинство населения страны является верующими, ну а в частности – православными. Разбор его будет сколь показательным, столь и поучительным.

Итак, действительно большой процент – свыше половины (в разных исследованиях и от 65 до 80%) жителей России говорят о себе как о православных. Вот только есть нюанс. Говорить в принципе можно всё что угодно. Тем более —  добровольных опросах и анкетированиях. Да что там – даже на вполне официальной Всероссийской переписи населения регулярно встречаются абсурдные ответы, скажем, некий – небольшой, конечно, процент населения определяет свою национальность как «гном», или «эльф». Хочется надеяться, что те, кто читает данный материал, как минимум со скепсисом относятся и к невиданному разнообразию гендерных самоидентификаций, ставших столь актуальной темой для стран Запада.

Есть вещи, в которых социолог вынужден верить опрашиваемым на слово. Если, допустим, вы утверждаете, что вам очень нравятся грибы трюфели и не очень — сыроежки, то научно доказать обратно невозможно. А вот в других случаях – и их большинство – информация может быть проверена. Что такое быть православным христианином? Ответ на этот вопрос носит предельно конкретный характер, но если обобщить (автор, как убеждённый атеист, позволит себе подобную вольность), одной только веры в Троицу и знания Символа веры недостаточно. Необходимо регулярно посещать церковные службы, проходить через таинства причастия и исповеди, соблюдать пост (включающий в себя как пищевое, так и половое воздержание) – и это ещё не все.  Только в этом случае заявления о принадлежности к общине могут иметь какой-то вес.

Много ли таких россиян?

Центральным в христианской традиции является Великий пост. Как показал опрос ВЦИОМ, только 3% будут полностью соблюдать этот «важный» пост, это не считая ещё и другие. И особенно еще нужно заметить, что даже среди этих людей не все понимают, что такое пост. Для кого-то — отказ от развлечений, некоторые думают, что от алкоголя. Ну, а если отказаться от мяса жирного, то якобы можно есть мясо постное, хотя это не так. То есть с правилами соблюдения православного поста мало кто знаком. Ну, а большинство россиян вообще игнорирует пост.

Посмотрим на посещаемость храмов во время главных церковных праздников. По данным МВД в 2016 году в церковь во время пасхи пришло порядка 4 миллионов человек – это 2,7% населения. Причём на Пасху большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения. На Рождество число молящихся оказывается ещё меньше – от 1,5 до 2% населения. В целом научные исследования показывают, что в России наблюдается самый низкий уровень посещаемости церкви среди 15 исследованных стран Европы и Америки. Согласно приведенным исследователем Б. Дубиным данным, около 80% российских православных не бывают на причастии; 55% в принципе не посещают службы в храмах. 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности Церкви.

Думается на этом рассказ о «тотально верующей» России можно завершить.

С начала 90-х из власть и церковь совместно усиленно лепят православия часть русской национально-культурной идентичности. В какой-то мере им это удалось – но и сама работа в этом направлении велась поверхностно – с политическими, а отнюдь не душеспасительными целями. Таким же получился и результат. Подлинных православных — людей, которые регулярно отправляют культ, которые посещают храм не только по праздникам, а постоянно, около 1%. И вот уже вместо следования воле большинства у нас опять вырисовывается диктат заведомого меньшинства – и море лицемерия.

Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.