«Система стратегического планирования деятельности ФОИВ в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины. В этом состоянии она не способствует достижению национальных целей…» — говорится в опубликованном на днях докладе Счётной палаты РФ по итогам стратегического аудита показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). И почти одновременно с этим президент В. Путин выразил удовлетворение работой отставленного им правительства Д. Медведева. Так кто же прав: Путин или Кудрин? И противоречат ли они друг другу?
С ОДНОЙ стороны, стоит вспомнить, что у Кудрина к Медведеву в последние годы имелся свой личный счёт: будучи президентом РФ, Д. Медведев в 2011 году отправил А. Кудрина в отставку с поста министра финансов, когда тот не согласился с кремлёвским решением о расходах на оборону в размере 20 трлн рублей. В большую политику он вернулся только через семь лет в качестве главы Счётной палаты РФ. С тех пор СП неизменно критикует деятельность правительства, хотя делала это и до прихода Кудрина.
Так, выступая в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в мае 2018 года новоиспечённый глава СП обозвал правительство Медведева «тигром, который готовится к прыжку», но всё никак не решится прыгнуть, так как слишком «нерешительно реагирует на «майские указы» президента России Владимира Путина». И предположил иронично, что «мы скоро узнаем про прорывные, продвинутые реформы».
В том же выступлении Кудрин похвалил правительство Медведева за некоторые, по его мнению, достижения. Цитируем по «Интерфаксу»: «Глава Счётной палаты отметил, что правительство уже объявило о намерении повышать пенсионный возраст. «Это неизбежная структурная мера, наконец она объявлена, и это, можно сказать, смелый шаг», — подчеркнул Кудрин».
И ещё одна цитата для понимания истинной позиции Алексея Кудрина: «Нынешняя система госуправления не способна на решение задач, стоящих перед страной. Без реформы этой системы никакие «прорывы» невозможны, никакие дерзкие цели недостижимы. Хотим рост выше среднемировых темпов? Поменяйте модель госуправления», — написал он в статье для «Коммерсанта» в марте 2018 года после финиша президентской выборной кампании.
Правда, никаких конкретных революционных мер названо не было, кроме общих фраз о «предсказуемости и транспарентности» политики, о «серьёзных структурных изменениях», о «реформе госуправления» и так далее в том же духе. Так, может, никаких таких особых рецептов у А. Кудрина на самом деле и нет? Повышение пенсионного возраста, расширение приватизации, за которые он ратовал всегда, — что же тут нового, революционного, реформаторского? А если так, то могли ли быть у Кудрина какие-либо принципиальные разногласия с правительством Медведева по большому счёту?
На самом деле их никогда и не было. Так, комментируя журналистам в 2012 году доклад одно время возглавляемого им Центра стратегических разработок (ЦСР) «Общество и власть в условиях политического кризиса», он назвал кабинет Медведева техническим: «Премьер мог бы даже в этих условиях выйти за уровень технического правительства, но я на это не надеюсь. Центр власти, конечно, перешёл в Кремль вместе с Путиным. Я допускаю, что Владимир Путин в более спокойной политической и экономической ситуации мог бы дать правительству больше полномочий, но в данный момент не станет этого делать. Не стоит придавать значения массовому переходу бывших правительственных чиновников в Кремль: центр там, где Путин, независимо от тех помощников, которые туда перешли. Они — просто уже непосредственные исполнители, инструменты».
Самих министров Кудрин назвал «профессионалами»: «Они пришли с позиций заместителей министров. Как правило, заместители министров — это те самые реальные исполнители и авторы конкретных мер, документов. Однако всё зависит от готовности кабинета проводить реформы и от политической воли в Кремле».
ГОВОРЯ ИНЫМИ словами, Кудрин всегда полагал, что правительство Медведева — это правительство Путина. И поэтому его нынешние, вынужденные (должность обязывает!) выпады против кабинета Медведева — лишь иносказательное послание «барину» об обнаруженных непотребствах, которые допущены, помимо воли «хозяйской», неразумными «холопьями» его.
О всякого рода «боярских непотребствах», обнаруженных возглавляемой Кудриным СП, сообщалось и ранее. Так, в августе 2018 года он заявлял, что «не понимает, куда идут деньги. Он проверяет траты государства и разводит руками». Речь о том, что на протяжении последних 10 лет выделяются многомиллиардные суммы на развитие малого и среднего бизнеса. Результат же близок к нулю. В действительности малый и средний бизнес уничтожают разными мерами, а не помогают ему. «В то же время деньги на помощь отыскать невозможно. Их как будто бы выделяют, но они никуда не доходят».
А в интервью РИА «Новости», которое Кудрин дал чуть ли не накануне отставки кабинета Медведева (14 января 2020 года), об ущербе от коррупции было сказано следующее: «Я думаю, что этот ущерб может измеряться триллионами рублей. И вопрос не только в том, что кто-то дал откат или какую-то сумму получил незаконно. Он делал это для какой-то цели: чтобы получить субсидию, контракт или лицензию или чтобы не получил кто-то другой. То есть коррупция искажает стимулы в экономике, и так мы теряем темпы экономического роста, а с ними и рост доходов населения, инвестиции и т.д. В том числе, когда госкорпорации административными методами изменяют ситуацию на рынке, получают какие-то преимущества, можно предполагать, что и коррупционная составляющая там присутствует».
Словом, доклад о неэффективности органов исполнительной власти, с которого мы начали, — это некий промежуточный итог, расширенные объяснения ранее зафиксированных фактов чудовищной коррупции и разбазаривания бюджетных средств.
Аудит показал, что ни один из утверждённых планов деятельности ФОИВ на 2019—2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26% показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено лишь 55%. Так, из 525 показателей нацпроектов и федеральных проектов в планы ФОИВ включены 289, из 1263 показателей госпрограмм и подпрограмм включены в реальные планы только 328 показателей. Отдельной строкой в докладе отмечено: «Механизм получения обратной связи от общества об удовлетворённости результатами деятельности ФОИВ не налажен».
Говоря небюрократическим языком, из того, что обещает президент В. Путин народу, его «бояре» собираются делать по минимуму, для формальной отписки. В 2017 и 2018 годах ни одно из федеральных министерств и ведомств не смогло достичь плановых значений всех показателей. В целом каждый пятый показатель деятельности не был достигнут. К примеру, минстрой не достиг планового значения по объёму расселённого аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года. Фактическое значение показателя в 2018 году составило 2,67 млн кв. м при цели в 2,93 млн кв. м. Или другой пример: доля граждан, довольных качеством работы «Почты России», в 2018 году составила 67%, хотя плановым значением было 76%.
Планы деятельности ряда министерств содержат значительное количество показателей, достижение которых вообще нельзя проверить из-за отсутствия данных на отчётную дату, например, у минэкономразвития таких показателей оказалось 45,5%, а у минстроя — 44%, говорится в докладе СП.
ЗНАЕТ ЛИ обо всём этом Путин? Конечно же, знает. Поэтому и сказал, прощаясь с правительством Медведева, тёплые слова ему и его подчинённым: «Правительство под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева работало в непростых условиях, сложностей было много, и, разумеется, на 100% никогда и нигде планы, наверное, не исполняются, но в целом я считаю, что правительство сделало очень много важных вещей, полезных для долгосрочного стратегического развития страны».
В унисон Путину высказался и Медведев: «Благодарен всем членам правительства, аппарату правительства за ту большую работу, которую мы с вами вместе делали все эти годы. Это порой было очень непросто. Но мы находили решения, которые помогали нашей стране двигаться вперёд, развиваться. Всегда действовали в интересах людей. И нам многое удалось. Большую роль здесь сыграли серьёзный опыт и профессионализм членов правительства. Об этом говорил и президент нашей страны. Всё это время правительство работало как одна команда — команда единомышленников, на которых я опирался и которым доверяю».
На фоне таких благостных заявлений первых лиц государства, а также на фоне последовавших назначений новых федеральных министров (о некоторых из них «Правда» писала с недоумением) «жёсткие и бескомпромиссные» разоблачения возглавляемой Кудриным Счётной палаты вовсе не кажутся столь уж бескомпромиссными и смелыми. Кудрин — плоть от плоти системы, которую ему поручено «аудировать». Он и выполняет эту функцию, не более того.
При ближайшем рассмотрении отчёт ведомства Кудрина содержит большой заряд бюрократического оптимизма. «Эксперты подготовили рекомендации, выполнение которых приведёт к эффективной реализации стратегических документов», — говорится в отчёте. Словом, рецепт спасения есть, и Кудрин его знает. Осталось только следовать его мудрым указаниям. И это — не шутка. Ведь пенсионную «реформу», на которой он настаивал, всё-таки провели! Так что на роль Малюты Скуратова при Иване Грозном Кудрин явно не претендует.
Автор: Александр ВОРОНЦОВ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
ДАМ в своём репертуаре.
«Но мы находили решения, которые помогали нашей стране двигаться вперёд, развиваться.» Доразвивались до того, что с места стронуться не можем.
«Всегда действовали в интересах людей. И нам многое удалось.»
Помним знаменитое » Денег нет, но вы держитесь»
«Большую роль здесь сыграли серьёзный опыт и профессионализм членов правительства. Об этом говорил и президент нашей страны.»
Особенным профессионалом был мебельщик Сердюков на посту министра обороны. «Всё это время правительство работало как одна команда — команда единомышленников, на которых я опирался и которым доверяю».
Скорее объединённая … группировка, коих раньше было несть числа.