На днях в адрес 15 членов Центральной избирательной комиссии/ЦИК РФ было направлено обращение от одного из жителей Подмосковья, позиционирующего себя как обладающего активным избирательным правом гражданина Российской Федерации, в котором заявитель излагает своё понимание процедуры запущенного после 15.01.2020 процесса внесения поправок в действующую Конституцию РФ.
В частности, указывается, что 14.02.2020 было выпущено распоряжение Президента РФ № 32-рп, согласно которому именно на ЦИК РФ, как вершину избирательной вертикали в нашей стране, были возложены полномочия в части организации подготовки проведения (обращаем внимание на стилистику — три существительных стоят по отношению друг к другу в дважды родительном падеже!) так называемого “общероссийского голосования” по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, принятую (обращаем внимание на разницу в терминах!) ВСЕНАРОДНЫМ голосованием, которое, как мы помним из нашей недавней истории, состоялось в соответствии с Указом Президента РФ № 1400 от 21.09.1993 в один день с выборами в Государственную Думу ФС РФ 1-го созыва = 12.12.1993.
Кстати, из данной формулировки “организация подготовки проведения” очевиден организатор подготовки проведения = ЦИК РФ, но не понятен субъект уже самого проведения предложенной голосовательной процедуры, т.е. тот, кто, собственно говоря, и будет считать = подводить итоги, а это самое главное, ибо как говорил тов. Сталин: “Важно, не как голосуют, а как считают”. Поэтому так и хочется спросить вслед за Александром Сергеевичем Грибоедовым: “А счётчики кто?”
Хотя, возможно, при той спешке, которая сегодня сопровождает запущенный процесс, авторы проекта документа в недрах Администрации Президента РФ просто забыли поставить соединительный союз “и” между словами “подготовки” / “проведения”, ибо при использовании союза “и” в словосочетании “организация подготовки И проведения” становится понятным, что и готовит, и проводит, т.е. считает — организатор в одном лице = ЦИК РФ. Но это к слову…
Далее заявитель обращает внимание уважаемых членов ЦИК РФ, что предварительно предлагаемая гарантом Конституции РФ процедура одобрения возможного внесения изменений в Конституцию РФ через т.н. “общероссийское голосование” имеет, выражаясь юридическим языком, признаки покушения на внесение изменений в главу 9 Конституции РФ “Конституционные поправки и пересмотр Конституции”, в частности, в статью 135 указанной главы, которая императивно устанавливает, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
При этом прописана другая процедура: сначала поддержка со стороны трёх пятых голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложения о пересмотре положений, в т.ч. главы девятой, Конституции РФ, затем созыв в соответствии с федеральным конституционным законом (так и не принятым за 26 с лишним лет) Конституционного Собрания с последующим принятием решения о подтверждении неизменности действующей Конституции РФ либо разработки проекта новой Конституции — уже двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания либо через вынесение на ВСЕНАРОДНОЕ голосование.
В тексте обращения термин “общероссийское голосование” называется новодельным, т.е. неким новоязом, при этом акцентируется, что данного словосочетания нет ни в действующей Конституции РФ, ни в федеральном законе № 67-ФЗ от 12.06.2002 (кстати, День России) “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.
И ещё одно замечание. Даже сам инициатор поправок — действующий Президент РФ и гарант Конституции РФ — порой в публичных выступлениях путается в терминах, называя предлагаемую голосовательную процедуру то “общероссийской”, то “всероссийской” — почувствуйте разницу — но никак не “ВСЕНАРОДНОЙ”.
По мнению заявителя, попытка протащить процедурно некий паллиатив “общероссийское голосование” вместо закреплённой в не подлежащей ревизии главе 9 Конституции РФ конституционной процедуры чревата тем, что по цепочке: Президент РФ — Федеральное Собрание РФ — законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации — ЦИК РФ — может быть осуществлено некое антиконституционное действо. Это же, в свою очередь чревато тем, что в соответствии со статьёй 93 не исключена возможность запуска процедуры отрешения от должности (импичмента) Президента РФ, который в качестве субъекта законодательной инициативы вносит антиконституционный в процедурном отношении проект федерального конституционного закона.
После этого заявитель челом бьёт перед уважаемыми членами ЦИК РФ и призывает их, ни много ни мало, как воздержаться от принятия к исполнению вышеназванного распоряжения Президента РФ № 32-рп от 14.02.2020.
В противном случае, с т.з. заявителя, итоги т.н. “общероссийского голосования” могут быть по конституционно-процедурным соображениям оспорены в Конституционном Суде РФ, а соответствующие действия ЦИК РФ на выходе цепочки как организатора подготовки и проведения названной голосовательной процедуры могут быть обжалованы в суде с возможным последующим также в судебном порядке роспуском ЦИК РФ.
Как считает автор письма, нынче Российская Федерация переживает турбулентные времена, и потому ему хочется рассчитывать, что ЦИК РФ не вступит на путь нарушения главы 9 Конституции РФ.
Как полагает заявитель, пока ещё сохраняется шанс на возвращение запущенной сегодня, по сути, антиконституционной процедуры в правовое поле через согласительные процедуры, которые гарант Конституции РФ, в частности, по предложению ЦИК РФ и в соответствии со статьёй 85 Конституции РФ может использовать для разрешения возникших конституционно-процедурных коллизий.
Далее автор обращения приводит некоторые примеры возможных последствий данного конституционно-процедурного нарушения, если что-то в соответствии с русской пословицей “гладко было на бумаге, да забыли про овраги” пойдёт не так…
Он, в частности, не исключает наступления таких непредсказуемых последствий, как:
— “голосование ногами” десятков миллионов обладающих активным избирательным правом граждан Российской Федерации, которые не пойдут на ОТбирательные участки, чтобы у них не отобрали права самим решать свою судьбу, т.е. бойкот т.н. “общероссийского голосования;
— отрицательное волеизъявление избирателей на т.н. “плебисцитике”, когда простые люди будут руководствоваться простым слоганом: “Не купись на “фантики”, но помни о “начинке”, то есть о тех вопросах, выносимых “в пакете” на т.н. “общероссийское голосование”;
— массовый исход из состава избирательных комиссий всех уровней членов этих комиссий, которые откажутся освящать предложенное, по сути, антиконституционное голосовательное действие, что также может поставить под вопрос результаты т.н. “общероссийского голосования” (кстати, это не исключает отказа от тотального — на всех избирательных участках — контроля за процедурой пусть и неконституционного, но всё же волеизъявления граждан России — со стороны оппозиционных сил);
— отказ некоторых субъектов РФ, где, возможно, могут быть получены по итогам т.н. “общероссийского голосования” в отдельно взятом регионе отрицательные результаты, признавать федеральный итог для конкретного субъекта РФ, что по совокупности может привести не просто к слому не просто всей избирательной вертикали в РФ, но и, не дай Бог, к возможному распаду Российской Федерации.
Обращает в связи с этим внимание реплика, прозвучавшая из уст одного очень уважаемого сенатора в составе рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России, который на встрече членов группы с инициатором внесения поправок сказал буквально следующее: “Но в целях и расширения (стилистика!) форм непосредственной демократии, Владимир Владимирович (апеллирование не к народу), – это в некотором (каком?) смысле обязанность парламента принимать новые формы непосредственного участия населения (мы не народ и не граждане!) в решении важнейших вопросов жизни государства — мы разработали и предлагаем новую форму участия граждан в принятии решения по поправкам в Конституцию — это общероссийское голосование”.
Так и хочется парировать уважаемому Андрею Александровичу Клишасу — по совместительству, по версии русскоязычной Википедии, предпринимателю-миллионеру, словами: “Сделайте это в рамках конституционного поля!”
Кстати, в другой своей программной речи, опубликованной в “Российской газете” от 11.02.2020, уважаемый сопредседатель рабочей группы неожиданно в рамках раскрытия международного опыта сделал отсыл на позицию Федерального Конституционного Суда ФРГ, который в своё время постановил, что “элементы конституционной идентичности находятся вне досягаемости для изменения ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ, исполнительными и судебными органами власти”. Поэтому хочется ещё раз предложить уважаемому сенатору, который собирается ввести новую, по сути, форму волеизъявления граждан РФ — в составе многонационального народа России, который и так согласно п.1 ст. 3 Конституции РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, — т.н. “общероссийское голосование”, делать это согласно главе 9 актуальной Конституции РФ.
В заключение заявитель письма ещё раз обращается к уважаемым членам ЦИК РФ с призывом не брать на себя ответственность за возможный слом устоявшихся вещей и максимально обеспечить конституционность, законность и легитимность юридической процедуры одобрения/неодобрения внесения возможных поправок в Конституцию Российской Федерации.
Как отмечает автор, за предполагаемым покушением на главу 9 Конституции РФ может стоять тот же самый человек, при котором как Председателе Правительства РФ в августе 1998 года был объявлен финансовый дефолт. А сейчас, возможно, этот же человек санкционировал будущий возможный конституционный дефолт. Как помнится, тогда на смену Правительству Кириенко (ныне 1-й замглавы Администрации Президента РФ) пришло Правительство Примакова-Маслюкова, и страна отступила от неминуемой пропасти. Но второй опции “Kindersurprise”, тем более в конституционно-процедурном отношении, когда попытаются подмять под себя главу 9 Конституции РФ, многонациональный народ Российской Федерации может и не выдержать…
И ещё раз высказана нижайшая просьба к 15 членам ЦИК РФ сделать всё в соответствии с процедурой согласно действующей Конституции = Основным Законом Российской Федерации от 12.12.1993, даже если он кому-то и не нравится. За 26 с лишним лет как-то уже вроде и пообвыкли…
Ждём реакции от всех акторов, сопричастных к сему…
М. Чистяков
февраль 2020 г.
Комментарий редакции: Любые действия власти, выходящие за рамки конституционного поля, представляют собой своеобразный сигнал тревоги. Казалось бы, если все чисто, если правящие круги намерены действовать в интересах народа, то какой смысл принимать решения в кулуарном порядке? Однако именно это происходит. Фактический отказ от намерения вносить изменения в Конституцию в законодательно установленном порядке, узкий состав сформированной президентом рабочей группы, — всё это даёт понять, что буржуазная «элита» в очередной раз замышляет нечто антинародное, ибо их идеи добровольно общество не примет. В частности, фактическое предложение наделить высшие органы власти новыми полномочиями в нынешних условиях предоставит «верхним десяти тысячам» новые возможности грабить народ. Да, речь идёт об угрозе дальнейшего грабежа. Поскольку высокопоставленные государственные деятели отказываются от национализации, от введения прогрессивного подоходного налога, от отмены «пенсионной реформы», то деструктивные тенденции неизбежно продолжат набирать обороты. Вот и хотят фактически повязать народ, чтобы сузить его возможности влиять на власть. Что же, если верхи открыто на это всё пойдут, то они себя окончательно выдадут с головой. И следствием этого может стать эскалация политического кризиса. Но ответственность за это будет нести ддействующее руководство страны.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.