Юозас Ермалавичюс: «О социализме ХХI века»

Юозас Ермалавичюс: «О социализме ХХI века»

По материалам публикаций на сайте ЦК КПРФ

Программа КПРФ гласит: «Стратегическая цель партии – построение в России обновленного социализма, социализма ХХIвека». Поскольку империалистическая пропаганда стала активизировать фальсификацию социализма, актуальным является научное освещение грядущего общественного уклада на земном шаре. Ответ на этот вопрос находится в диалектико-материалистическом понимании истории, открытом К. Марксом, который заметил, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Самоотрицание капитализма состоит в его превращении в свою противоположность – социализм. Этот процесс составляет основное содержание социалистической революции, обеспечивающей, по словам К. Маркса, «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность» (Там же). С отмены частной собственности и установления общественной собственности на средства производства начинается строительство социалистического общества, как в отдельных странах, так и в планетарном масштабе.

Социализм представляет собой низшую фазу коммунистической формации общества, которую К. Маркс квалифицировал как «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4). О социализме он писал: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 218). Социализм выступает исходной жизненной позицией народов в строительстве коммунистического общества – обобществившегося людского коллектива, в котором человек является высшей социальной ценностью. Необходимые предпосылки для выполнения социализмом своей созидательной роли на историческом пути человечества к высшей ступени земной цивилизации открывает всеобщая, всемирная, глобальная социалистическая революция, стартом которой выступила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России.

Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства социалистическая революция освобождает общество от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком. Вместе с тем социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие общества, открывая возможности и определяя потребности в научно обоснованной организации жизни общества и научном управлении ее развитием. По мнению Ф. Энгельса, в процессе социалистической революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). В итоге человек обретает свободу не только от социального угнетения и эксплуатации, но и от господства над ним объективных законов развития природы и общества. Перед человеком открываются возможности для сознательного и целенаправленного использования всеобщих объективных законов диалектики, а также основополагающих экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества человечества.

Социалистическое общество характеризуется социальной свободой – осознанием объективной исторической необходимости и овладением действием объективных законов общественного развития в своей жизнедеятельности. Это – общество социального равенства всех людей по отношению к общественному богатству, что обеспечивает возможности для всестороннего развития и эффективного применения творческого потенциала каждого человека на благо всего общества. Это – общество социального единства, сложившегося на основе общности социалистических интересов всех социальных групп, обусловленной общественной собственностью на средства производства. Это – общество социальной справедливости, гарантирующей удовлетворение человеческих потребностей каждого человека по результатам его труда на благо общества. Оценивая возможности социалистического общества, В.И. Ленин утверждал, что «только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 99-100).

В Советском Союзе в 1930-е годы был построен первоначальный социализм на материальном фундаменте крупной машинной индустрии, на которой базировался империализм – высшая стадия капитализма. Политическая власть рабочего класса, осуществляемая им в союзе с другими слоями трудящихся, создала в стране социалистическую систему общественных отношений на основе безраздельного господства общественной собственности на средства производства. На этой основе сложились социалистическая цивилизация, культура, образ жизни людей. Когда в 1941 году в процессе второй мировой войны фашистская реакция империализма прибегла к уничтожению СССР, советский социализм одержал в 1945 году всемирно-историческую победу над фашизмом, обеспечившую становление мировой социалистической системы и достижение ею к 1970-м годам равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой.

Тем не менее, советский социализм не поднимался до научного проекта социализма, разработанного В.И. Лениным, требующего создания «таких условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 175), то есть создания «высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда» (Там же, с. 187). Материальный фундамент первоначального социализма ограничивался крупной машинной индустрией, не гарантирующей реализации ленинской установки, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). Антинаучность политики Советской власти, пренебрежение ею объективными законами общественного развития, отсутствие адекватного восприятия исторической действительности постоянно меняющегося мира погубили само советское народовластие, уничтожили социалистический общественный строй, разрушили Советскую страну, вызвали геноцид советского народа, поставили на путь прекращения существования все его нации и народности как исторические общности людей. В совокупности это обернулось глубочайшим переломом во всемирной истории.

Поскольку преобразующее воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс закономерно побудило к середине ХХ века величайшую революцию в развитии совокупных производительных сил человечества – мировую научно-техническую революцию, — последняя открыла новые стратегические перспективы для дальнейшего общественного развития народов земного шара. В процессе научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Она превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Она стала отрицать все, созданное на ее основе, что воплощается в глобальной антикоммунистической агрессии империализма против любых проявлений исторического прогресса человечества, под прикрытием которой развернулся всемирный хищнический грабеж крупнейшими монополиями национального богатства народов и природных ресурсов планеты. Глобальная агрессия империализма угрожает превращением ее во вселенскую катастрофу и уничтожением жизни на земле. Спасти человечество от гибели может только всемирное утверждение социализма.

Основные свойства современного социализма ХХIвека объективно определяются производительными достижениями мировой научно-технической революции, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни человечества, превратив науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества. Тесное соединение науки с материальным производством породило наукоемкий вид производства, обеспечивающий возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. К тому же становление науки непосредственной производительной силой общества послужило основой для обобществления производства во всемирной степени, что объективно потребовало соответствующего преобразования общественных отношений интернационального сообщества народов согласно необходимых потребностей жизни общества, определяемых наукоемким производством.

Превращение науки в непосредственную производительную силу человечества закономерно потребовало научного обоснования организации жизни общества и научного управления ее развитием, что предполагает целенаправленное использование объективных общественных законов в конкретной практике исторического творчества народов в соответствии с объективной логикой всемирной истории. Это сопряжено с умственным овладением людьми – основной производительной силой человечества – объективными законами развития природы и общества, что необходимо для обеспечения гармонического соответствия социалистического характера производственных отношений общества качественно возросшему научно-техническому уровню развития его производительных сил. Именно этим исторически необходимым достижением увенчается глобальная социалистическая революция, обеспечивается всемирное торжество социализма, открывается грядущая эпоха коллективистского и гуманистического развития человечества к высшей,коммунистической ступени общественной цивилизации.

Коллективистское и гуманистическое развитие человечества к коммунистической цивилизации состоит в революционных преобразованиях и качественных изменениях во всех сферах жизни общества. В основополагающей, экономической сфере производится материальное обеспечение социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Это достигается народами повышением уровня наукоемкости материального производства путем непосредственного соединения науки с производством, автоматизации и научной организации производства, перевода всей жизнедеятельности народов на научную основу, достижении высшей производительности общественного труда. В итоге наукоемкое производство становится материальным фундаментом жизни общества, в котором утверждается органическое соединение физического и умственного труда людей, усиливается его творческий характер, труд становится жизненной потребностью человека. Наукоемкое производство обеспечивает возможности для его беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Эти исторические вершины достигаются человечеством путем дополнения и обогащения производительных достижений мировой научно-технической революции.

Торжество наукоемкого производства в интернациональном сообществе народов определяет соответствующие трансформации в социальной сфере жизни общества, которая становится ведущей в историческом развитии человечества. Всемирное обобществление производства на основе превращения науки в непосредственную производительную силу общества объективно обусловливает установление социалистической общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, чем обеспечивает социальное равенство всех людей земного шара по отношению к глобальному богатству. Непосредственное соединение науки с производством влечет за собой интеллектуализацию производства, определяющую становление социальной группы наукоемкого производства, аккумулирующей в себе трудящихся высшей профессиональной квалификации, социальной ответственности, духовной культуры. Интеллектуализация производственного труда способствует усилению его творческого характера, соответствующей социализации и гуманизации общественных отношений народов, упрочению коллективистских и гуманистических начал в жизни общества, формированию коммунистического образа жизни людей. В итоге человек становится высшей социальной ценностью в обществе, свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества. Этот исторический итог – торжество коммунистического гуманизма – обеспечивается всемирной социалистической революцией.

К осуществлению социально-экономических возможностей построения коммунистической цивилизации призвана политическая сфера жизни общества, обеспечивающая ее научное обоснование и научное управление ее развитием вперед путем исторического прогресса. Основное содержание этой сферы состоит в соблюдении и использовании народами объективных законов общественного развития в конкретной практике исторического творчества, перевода всей жизнедеятельности человечества на научную основу. Решение этих задач осуществляется деятельностью всемирного союзного социалистического государства народной власти, фиксирующего победу глобальной социалистической революции. Теоретически осмысливая эту проблему, К. Маркс поставил вопрос, «какому превращению подвергнется государственность в коммунистическом обществе?» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 27). По этому вопросу В.И. Ленин считал, что «Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 354). Всемирная социалистическая федерация демократических республик представляет собой политическую систему общества коммунистического строительства, перерастающую в научное самоуправление интернационального сообщества народов.

Источник созидательной силы всемирного союзного социалистического государства заключается в духовной сфере жизни общества, умственной развитости и сознательности народных масс. Высшим уровнем духовной культуры людей является их научное сознание, базирующееся на диалектико-материалистическом мировоззрении. Диалектический материализм способствует научному познанию и революционному преобразованию жизни общества в соответствии с человеческими потребностями людей. Научное мировоззрение диалектического материализма выступает исходной позицией в становлении человечности человека, его социализации и гуманизации, созидании человеческого мира на научной основе. Этот исторический процесс в коллективистском и гуманистическом развитии человечества содержит в себе научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании народных масс. Именно духовная революция обеспечивает полную победу человечности в жизни общества на основе научной идеологии коммунизма в соответствии с объективной логикой истории.

В целом социализм ХХI века предполагает совершенно новое качество общественной цивилизации. Необходим высокий научно-технический уровень развития совокупных производительных сил человечества, обеспечивающий непосредственное соединение науки с производством, определяющую роль наукоемкого производства, высшую производительность труда. Требуется всемирное обобществление производства и других сфер жизнедеятельности народов на основе общественной собственности на средства производства. Полное утверждение коллективистского и гуманистического характера общественных отношений между народами и внутри каждого народа. Научно обоснованное управление общественным развитием международного сообщества при соблюдении и использовании объективных экономических и социальных законов в общественной практике. Достаточное удовлетворение человеческих потребностей всего населения земного шара. Всестороннее развитие и оптимальное применение творческого потенциала каждого человека на благо всего общества. В итоге общественная жизнедеятельность человечества получит научную основу, необходимую для всемирного торжества социализма, требующую высокой умственной развитости и сознательности народных масс вплоть до полной социальной ответственности человека за судьбу человечества. Таким образом, в нынешнем столетии социализм становится всемирным, обеспечивающим возможности для построения человеческого, коммунистического общества на материальном фундаменте наукоемкого производства, при социальном равенстве всех людей по отношению к всемирному богатству, под руководством научного мировоззрения диалектического материализма.

Социалистическая инициатива дальнейшего исторического прогресса человечества находится в Коммунистической партии Российской Федерации и других компартиях прежних советских республик, сплотившихся в Союз коммунистических партий – КПСС. Эта инициатива связана с научным проектом социализма, разработанным В. И. Лениным, приемлемым для всех стран и народов земного шара. Она содержится в накопленном советским народом историческом опыте социалистического строительства, который перенимается, дополняется, обогащается другими народами планеты. Наконец, советский народ, как и все человечество в целом, не может отказаться от достигнутого в своем историческом прогрессе – контрреволюционные попытки возврата в частнособственническую цивилизацию оборачиваются разрушительными последствиями и неминуемо завершится полным провалом. Самосохранение же наций и народностей СССР возможно только на пути возрождения социализма на более высоком материально-производственном, социальном и духовном уровне развития, чем первоначальный социализм ХХ столетия.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *