По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Виктор Трушков
Не пугайтесь! Этот призыв-требование даже на йоту не является противовесом великому набату «Манифеста Коммунистической партии». Это не альтернатива, а лишь грань, компонент выдвинутого К. Марксом и Ф. Энгельсом более 170 лет назад и подтверждённого исторической практикой лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но грань для международной рабочей солидарности чрезвычайно важная, может быть, ключевая. Во-первых, рабочий класс планеты может объединиться куда легче и успешнее, когда он сплочён в масштабе своих стран.
Во-вторых, рабочие любой страны не могут не учитывать открытого марксизмом-ленинизмом закона о неравномерности экономического и политического развития капитализма, а значит, и своего места в международном комдвижении.
ОБ ЭТОЙ ДИАЛЕКТИКЕ классовой борьбы было точно сказано на XXI Международной встрече коммунистических и рабочих партий (Афины, 2019 год): «Ленинский анализ империализма, теория о неравномерности развития и слабом «звене» в одной стране или группе стран, а также задачи каждой компартии, вытекающие из этой теории, исторический опыт всего прошлого века ведут к выводу о том, что доминирующей остаётся борьба на национальном уровне (выделено мной. — В.Т.), но это не должно в итоге трактоваться как отказ от необходимости координировать и разрабатывать общую стратегию и деятельность коммунистов по всей длине и ширине планеты».
На национальном уровне, в масштабе отдельных стран формировались и боевые антифашистские, антиимпериалистические народные фронты в предвоенные 1930-е годы. К этому их призывал Коммунистический Интернационал.
Но, ориентируя на сплочение антифашистских сил, знаменитый VII конгресс Коминтерна настоятельно подчёркивал: при решении задач, учитывающих национальные особенности, коммунисты не имеют права отступать от классовых принципов пролетариата. Для рабочего класса это предписание было понятным, очевидным, а потому бесспорным. В обществе, где господствует эксплуатация человека человеком, любое общественно-политическое объединение может быть либо антибуржуазным, либо буржуазным. Именно так всегда учили классики марксизма-ленинизма.
ХХ век был богат ситуациями, когда коммунистам приходилось решать вопросы сплочения максимальных сил в борьбе. При этом Ленин постоянно подчёркивал, что опорой объединения с любыми политическими организациями должен быть рабочий класс. Именно так он ставил вопрос в условиях нарастания оппортунизма в партиях II Интернационала. В 1913 году он писал в «Правде»: «Единственно серьёзная опора демократии и республики во Франции (как и везде) — это массы, массы рабочих, а за ними и мелких крестьян, а не парламентские дельцы, фигляры, карьеристы и авантюристы буржуазных партий, которые сегодня объявляют себя «радикалами-социалистами», чтобы завтра (из-за министерского местечка или из-за выгодного дельца в виде какой-нибудь концессии или должности в синдикате миллионеров и т.п.) продать и демократию и родину».
Этому же подходу был Ленин верен и после образования Коммунистического Интернационала. В 1919 году он утверждал: «Лучше быть с революционными рабочими, когда они ошибаются по частному или второстепенному вопросу, чем с «официальными» социалистами или социал-демократами, если они не искренние, не твёрдые революционеры, не хотят или не умеют вести революционную работу среди рабочих масс, но разделяют правильную тактику по этому частному вопросу».
Итак, для В.И. Ленина при любом объединении, при любой коалиции безоговорочным условием была опора на рабочий класс, на пролетарскую солидарность. При этом Владимир Ильич был очень трезв в оценке политического поведения рабочих, но всегда оставался пролетарским революционером и диалектиком-марксистом. Выступая с речью в защиту тактики Коминтерна на его III конгрессе, он ставил задачу: «Во-первых: завоевание большинства пролетариата». И пояснял: «Чем организованнее пролетариат в капиталистически развитой стране, тем больше основательности требует от нас история в деле подготовки революции и с тем большей основательностью мы должны завоёвывать большинство рабочего класса. Во-вторых: главной опорой капитализма в промышленно развитых капиталистических странах является как раз часть рабочего класса, организованная во II и II1/2 Интернационалах. Если бы она не опиралась на эту часть рабочих, на эти контрреволюционные элементы внутри рабочего класса, международная буржуазия была бы совершенно не в состоянии удержаться».
Заметьте: Ленин признаёт, что рабочие, идущие за оппортунистическими вождями, выполняют контрреволюционную роль, роль прислужников буржуазии. Но при этом он, с одной стороны, оставался непримиримым в отношении этих самых оппортунистических вождей, с другой — был солидарен с курсом III конгресса Коминтерна на создание единого рабочего фронта, объединяющего пролетариев, независимо от особенностей их политических воззрений. При подготовке постановления Политбюро ЦК РКП(б) о тактике единого фронта он писал: «Одобрить… линию ряда предложений компартиями Коммунистического Интернационала совместных действий с рабочими II Интернационала».
Более того, Ленин поддержал идею проведения конференции трёх Интернационалов и участвовал в разработке основных вопросов тактики и стратегии этого совещания. «Мы должны поставить в этот список только вопросы, касающиеся непосредственно практического совместного действия рабочих масс… Мы должны найти повод заявить официально, что мы рассматриваем II и II1/2 Интернационалы не иначе, как непоследовательных и колеблющихся участников в блоке с контрреволюционной всемирной буржуазией, и что мы идём на совещание об едином фронте в интересах достижения возможного практического единства в непосредственном действии масс…» Таким образом, В.И. Ленин проводил последовательный курс на достижение единства действий рабочего класса, но считал вредным соглашение с политической верхушкой тех сил, которые готовы встроиться в капиталистическую систему, а в своих планах ограничиваются её косметическим ремонтом.
Борьба с империализмом и с фашизмом как его наиболее реакционным и агрессивным проявлением поставила в 1930-е годы перед коммунистическим движением задачу формирования народных фронтов. Они ориентировались на союз политических организаций, отторгающих как практику, так и идеологию фашизма. Но это не был курс на верхушечное объединение. И тому были как минимум две причины. Во-первых, если за верхами нет реальных масс, то от соглашения между ними не будет никакого проку, получится лишь самообман и обман трудящихся. Во-вторых, Народный фронт — это реальный инструмент укрепления, а не ослабления Коммунистической партии, и только в этом качестве его создание имеет смысл.
Выступая с заключительным словом на VII конгрессе Коммунистического Интернационала, его генеральный секретарь Г. Димитров чётко сформулировал сущность Народного фронта и стратегические цели его образования: «Единый фронт пролетариата и антифашистский народный фронт связаны живой диалектикой борьбы, переплетаются, переходят в процессе практической борьбы один в другой и отнюдь не отделены друг от друга китайской стеной. Ведь нельзя же всерьёз думать, что возможно подлинное осуществление антифашистского народного фронта без установления единства действия самого рабочего класса, который является ведущей силой этого народного фронта…
Коммунисты сделали бы… крупнейшую политическую ошибку, если бы отказались от борьбы за установление единого пролетарского фронта, прикрываясь общими разговорами о народном фронте, который не может быть установлен без участия массовых организаций рабочего класса. Чтобы добиться… подлинного народного фронта, коммунисты должны провести огромную политическую и организационную работу в рабочих массах».
Такова убедительная методологическая база для нашей сегодняшней работы. Более того, по своей конкретности эти документы можно рассматривать как технологическую карту работы по формированию широкого Народного фронта в России в нынешних условиях.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
История многолетнего московского Красного Сопротивления конца прошлого и начала нынешнего века , похоже, прошла мимо автора. Основная борьба в те годы за Советскую власть разворачивалась в Москве. Остальная Россия, в основном, следила за ней по СМИ. Основной состав борцов против Ельцина и его банды, как тогда говорили, составляли разночинцы. Но это и был тот настоящий советский народ, который был предан власти Советов до конца. Никаких рабочих отрядов и даже групп, там и видно не было. Хотелось бы предостеречь уважаемого автора от иллюзий в отношении рабочих. Простой пример. В уличной оппозиции было немало ярких лидеров, готовых идти с рабочими до конца. Анпилов, Тюлькин, Пригарин, Крючков и многие, многие другие. Но рабочие их так и не поддержали ни в делах, ни на выборах. Взять элиту рабочего класса, шахтёров. Приехали, постучали касками, выбили свою зарплату и уехали восвояси. Политика рабочих не интересовала и не интересует. Дом Советов они не защищали. Зато Советскую власть на местах свергали с удовольствием (те же шахтёры). Так что марксизм марксизмом, а практика практикой. Кстати, социализм так и не построен ни в одной промышленно развитой стране. Тем не менее всесильное учение даёт ответы на все вопросы подобного рода.