Крым наш!

Крым наш!

В этот день он был освобожден

Автор статьи — Сергей Кухарец

Несмотря на охваченность мира пандемией коварного вируса COVID-19, не стоит забывать о крупных годовщинах, связанных с Великой Отечественной войной.

В рамках 75 летнего юбилея Победы предлагаю читателям обратиться к истории Крымской наступательной операции и подвигу Аджимушкайцев.

Крымская наступательная операция, задачей которой было освобождение Крыма от вермахта, началась 76 лет назад, 8 апреля 1944 г. Она закончилась 35 дней спустя: 12 мая 4-й Украинский фронт и Отдельная Приморская армия полностью разгромили немецкую 17-ю армию. Германский фюрер называл Крым «вторым Сталинградом» — эту землю немцы так же бесславно и спешно покинули

Для Адольфа Гитлера было очень важно сохранить контроль над Крымом, поскольку его  захват Красной армией создавал условия для наступления на Румынию и Болгарию. Фюрер боялся, что его союзники могут отвернуться от Германии. Поэтому за Крым шли жесточайшие битвы. До 1944 г. Красная армия уже пыталась (неудачно) освободить полуостров. Керченско-Феодосийская десантная операция (26 декабря 1941 — 15 мая 1942 гг.) завершилась трагическим отступлением. 13 тыс. красноармейцев бежать не успели и укрылись в шахтах Аджимушкайских каменоломен под Керчью.

Так описывал свой спуск в иссеченные пулями и взрывами тоннели, ставшие последним убежищем и одновременно братской могилой для солдат и местных жителей, Иван Проценко:

«Чем дальше мы уходили, тем тяжелее становился воздух. Пахло сыростью и тленом, на земле валялись тряпки, бумага, кости. На стенах были какие-то надписи, лозунги, фамилии. В одном из проходов подземного лабиринта нам попался железный ящик. Он был открыт, там находились какие-то бумаги, конторская книга с подробными списками воинов, другие документы. Помню, что там были и продовольственные документы, ибо нас поразила крайне малая норма продовольственного пайка. Это было страшное зрелище…»

Некоторое время защитникам удавалось контролировать район вокруг каменоломен, но частям вермахта удалось занять эти участки, вынудив всех красноармейцев уйти под землю. Немцы пытались преследовать их, но в каменоломнях встречали жесткий отпор и несли большие потери. Поэтому было решено изменить тактику: колодцы на поверхности, из которых защитники брали воду, были уничтожены, а в катакомбы 25 мая 1942 года пущен отравляющий газ. В тот день многие погибли, поскольку у бойцов в подземелье не хватало противогазов. Оставшиеся в живых приступили к сооружению газоубежищ, в которых пережидали последующие химические атаки.

Оставшиеся в живых защитники каменоломен были либо взяты в плен в тяжелом состоянии, либо уничтожены при попытке сопротивления. Судя по немецкому донесению, последний бой состоялся 31 октября 1942 года, при этом было ранено двое немцев и 18 румын.

Уже 19 и 23 апреля Красная армия попыталась прорвать оборону у Севастополя, но не получилось. Пришлось еще подготовиться и 7 мая начать генеральный штурм. Сначала в ожесточенных боях овладели Сапун-горой, а 9 мая красноармейцы уже ворвались в город.

После себя немцы оставили руины. Около трехсот промышленных предприятий было разрушено, почти весь скот уведен, города лишились большей части жилых домов. 127 населенных пунктов были полностью уничтожены. Восстанавливать все это начали сразу после освобождения — вскоре заработали винные заводы, судоремонтники, рыбаки и рыбокомбинат, железорудный комбинат… Но люди, погибшие во время оккупации Крыма, ушли безвозвратно. До войны в Крыму жило 1 млн 126 тыс. человек. Из них 135 тыс. нацисты убили, еще 85,5 тыс. угнали в Германию в качестве рабов. Убивать мирных жителей вермахт продолжал и при отступлении. Комиссии по расследованию преступлений немцев (а в Крыму и румын) выясняли потом ужасающие факты убийств, совершенных ради развлечения, грабежей, изнасилований, бессудных расстрелов и издевательств.

Зачем я это вспомнил, спросите вы? Ответ – чтобы не забывать уроков истории и подвигов, благодаря которым стала возможна Победа и благодаря котором Крым вернулся в состав России и обрел себя.

Позволю в конце процитировать  отрывок из дневника одного из защитников каменоломен младшего  политрука С. Т. Чебоненко :

К большевикам и ко всем народам СССР.

«Я не большой важности человек. Я только коммунист большевик и гражданин СССР. И если я умер, так пусть помнят и никогда не забывают наши дети, братья, сестры и родные, что эта смерть была борьбой за коммунизм, за дело рабочих и крестьян…Война жестока и еще не кончилась. А все-таки мы победим!»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Крым наш!

  1. Все не так. Зачем вырывать из контекста куски единой стратегии. Было 10 сталинских ударов 1944 года, о которых говорил Сталин в докладе к 27 годовщине Октября. О них помнили после войны, потом забыли. Получается воевали в 41-43 годах, а потом раз — и в Берлине. Два года войны вычеркнуты. Крымская операция — завершающая часть 3 — го удара, Одесской операции 24.03.44—16.04.44. А сейчас дети войны
    замурованы властью в 4-х стенах без права на прогулку, теряют в заключении остатки здоровья, им сокращается время дожития. И
    власть обещает им какие то деньги. Здоровье не купишь. И еще, не в
    тему. 9 апреля » домовитые» казаки, штурмом взяв убежище Степана
    Разина, выдали его и брата Фрола царю на расправу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *