Автор статьи — Сергей Кухарец
Теоретические взгляды Ленина на уголовное право и процесс
Рассмотрение взглядов В.И. Ленина на государство и право надо начинать с вопроса о классовой природе государства.
В уголовном праве Владимиром Лениным обосновывалось усиление государства в отношении классовых врагов.
Теоретические взгляды Ленина по проблемам уголовного права начали формироваться под влиянием социологической теории права и его работы в Самарской адвокатуре.
Юридические знания, адвокатская практика помогали В.И. Ленину в его революционной работе. В письме старейшему деятелю революционного движения Е. Д. Стасовой Ленин рекомендовал: «Брать адвокатов только умных, других не надо. Заранее объявлять им: исключительно критиковать и «ловить» свидетелей и прокурора на вопросе проверки фактов и подстроенности обвинения, исключительно дискредитировать шемякинские стороны суда».
Работа адвоката была для Ульянова самой в то время подходящей. Она устраивала его по двум причинам: во-первых, эта профессия оставалась для него единственно открытой и доступной; во-вторых, у нее был ряд преимуществ.
Адвокатура давала ему возможность «не выходить на службу» в дни, занятые конспектированием трудов Маркса или сочинений идеологов народничества, подготовкой нового реферата для товарищей по кружку и т. д. Работа в адвокатуре позволяла ему встречаться с крестьянами.
Беседуя об обстоятельствах преступлений, в совершении которых они обвинялись, он мог выяснить не только то, что важно для защиты, но и то, что интересовало его как теоретика.
Он избрал родом своей деятельности адвокатуру потому, что она позволила использовать суд как учреждение, в котором объективно вскрываются язвы строя, публично освещаются общественно-политические нити преступления; учреждение, способное дать ценный фактический и, следовательно, неопровержимый материал для критики тогдашнего строя.
Немалую роль в приобщении Владимира Ульянова к юридической практике сыграл Андрей Николаевич Хардин.
В Самару А. Н. Хардин приехал в 1867 г. Здесь в течение шести лет он занимался земской деятельностью то в качестве члена земской управы, то в роли ее председателя (с 1872 г.). При его ближайшем участии была открыта школа сельских учительниц, началась постройка больницы, прошел первый съезд самарских врачей, организована помощь голодающим.
Владимир Ильич находился в близких отношениях с Хардиным вплоть до его смерти, последовавшей в 1910 г., и с большим уважением относился к его памяти.
Взгляды В. И. Ульянова на адвокатскую деятельность не имели ничего общего с отношением к ней большинства его старших коллег, которые видели в ней легальный способ разбогатеть или обрести дешевую популярность. Он презирал адвокатов, которые, по словам «Самарской газеты», ухитрялись получить у запуганных клиентов дополнительный гонорар за обещание добиться освобождения от ответственности на основании… «не подлежащих статей закона».
Владимир Ильич вступил в адвокатуру в ту пору, когда в российском правосудии особенно ярко проявлялись антагонизм между правом эксплуататоров и моралью трудящихся классов, между государством и обществом, государством и личностью. Основной заботой большинства защитников было отыскание в деле не настоящей, а формальной, юридической истины.
Убежденный противник нравственной нечистоплотности, Владимир Ильич не мог не возмутиться поведением своих коллег по адвокатуре, основанном на этом девизе. Доказательством тому может служить процесс «господина Венецианова», состоявшийся 14 марта 1893 г.
Ульянов шел в суд с другой целью: выяснить, что и почему случилось в действительности, указать суду на пути, ведущие к истине. Установление последней, несмотря на специфику судебного исследования, он считал в каждом рассмотренном деле вполне возможным. Важно лишь, чтобы суд хотел ее найти и искал там, где она лежит. Между тем самарские судьи, прокуроры и большинство адвокатов заботились о другом; чтобы их решения и речи соответствовали бумагам и параграфам закона, а то, что они отражают неправду, беспокоило их меньше всего. Они редко говорили с убеждением.
В. И. Ленин смотрел на свои юридические консультации как на способ изучения деревни, выявления умонастроения и психологии крестьянства.
Создание советской уголовной юстиции и законодательства
По декрету о суде № 1 (ноябрь 1917) устанавливались два вида судов — народные суды и ревтрибуналы, которые рассматривали наиболее важные дела, главным образом о контрреволюционных преступлениях. Создание народных судов сначала отставало от образования ревтрибуналов. На местах предпочитали создавать именно ревтрибуналы, и поэтому первое время в них (до образования народного суда) слушались не только дела о контрреволюционных преступлениях.
Проект об учреждении прокуратуры был подготовлен Наркомюстом РСФСР еще весной 1922 г. Однако он вызвал резкие возражения многих членов ЦК и правительства, противоставлявших прокуратуре как органу надзора за законностью “революционную целесообразность”. Бурная дискуссия о прокуратуре развернулась на IV Всероссийском съезде деятелей юстиции, где Н.В. Крыленко защищал идею создания единой централизованной и независимой от местных властей прокуратуры. В начале мая 1922 г. вопрос обсуждался на третьей сессии ВЦИК. Против централизованной прокуратуры выступили Л. М. Каганович, Д.Б. Рязанов, Н. Осинский и др., потребовав подчинить местных прокуроров исполкомам Советов.
28 мая 1922 г. ВЦИК утвердил положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Наркомюста РСФСР образовался отдел прокуратуры для надзора за соблюдением законов Во главе его в качестве прокурора республики стоял нарком юстиции РСФСР.
Органы надзора состояли из двух уровней: первый — прокуратуры республик, второй-Прокурор Верховного суда СССР.
В 1933 г. был сделан еще один шаг по пути к централизации прокуратуры. 20 июля 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР, прокуратура Верховного суда СССР упразднялась. На Прокуратуру возлагался надзор за соблюдением Конституции СССР , за применением законов, за законностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска. Ей было дано право опротестовать акты органов управления и органов власти, приговоры судов, требовать пересмотра дела на любой стадии производства. Прокурору СССР предоставлялась право назначать и отзывать прокуроров республик по согласованию с ЦИК республики.
В начале 20-х годов принимались первые кодексы законов. повышалась роль суда и адвокатуры, создавалась прокуратура, сужалась сфера государственного принуждения. С середины 20-х годов ситуация в стране стала меняться.
Верховный суд СССР, СССР избирался Верховным Советом сроком на 5 лет и включал пять судебных коллегий — по уголовным делам, по гражданским делам, военную, железнодорожную, воднотранспортную.
Тем самым многие положения Ленина по организации работы Советской юстиции и уголовного права доказали свою актуальность и достойны занять свое место в истории юриспруденции и теории права.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.