Памяти Энгеля Петровича Карпеева в связи с его недавним 95-летием

Памяти Энгеля Петровича Карпеева в связи с его недавним 95-летием

На днях — в середине мая 2020 года — исполнилось бы 95 лет удивительному человеку, который несколько десятков лет посвятил развитию такого историко-биографического направления в культурологии как ломоносоведение.

Это Энгель Петрович Карпеев, ушедший из жизни в Санкт-Петербурге в конце 2016 года. Мне посчастливилось лично знать этого учёного, переписываться с ним, бывать в его квартире недалеко от Петропавловской крепости. Смог я также проводить его в последний путь вместе с его родными и близкими, коллегами и учениками. У меня осталось мощнейшее чувство уважения к этому человеку, который как ломононосовед и культуролог в высшей степени системно смотрел на любой объект всех своих научных изысканий.

Иногда мы с ним вступали в дискуссию. У меня как уроженца Поморского Севера и проводившего в юбилейный Ломоносовский год (300-летие отмечалось 19.11.2011) несколько волонтёрских просветительских проектов, начиная с “Рыбного Обоза-2”/ декабрь 2010/ сайт проекта: www.mvl300.ru, был порой отличавшийся взгляд на какие-то вопросы, связанные с моим земляком.

Помню, в частности, как мы разошлись с Энгелем Петровичемв вопросе о том, нужно ли строить мост через протоку Северной Двины Курополку от Холмогор на Куростров, где находится село Ломоносово и музей, посвящённый Михайле Васильевичу Ломоносову.

С одной стороны, автомобильный мост для постоянного сообщения нужен. Зимой там ледовая переправа, летом ходит паром, а в ледостав в начале зимы и в ледоход по весне Куростров оказывается отрезанным от материка.

Но общаясь неоднократно с прямым земляком М.В. Ломоносова, родившимся в 1938 в селе Ломоносово, также академиком РАН, который продолжает свою научную деятельность в подмосковном НИИ Юрием Яковлевичем Спиридоновым, мы сошлись во мнении, что, возможно, в какой-то мере сама гидрология способствовала формированию мировоззрения и мироощущения будущего первого академика из числа российских учёных.

Дело в том, что выше по течению от Курострова в Северную Двину впадает мощный правый приток — река Пинега, которая буквально изменяет направления течения главной реки чуть ли не 90 градусов. В результате образуется своеобразная дельта с несколькими протоками помимо главного русла и множеством островов. Там-то на острове и могла сформироваться та ломоносовская упрямка, которая заставила его в 19-летнем возрасте отправиться пешком с рыбным обозом в Москву. Почти как сегодняшний абитуриент.

Может, поэтому мост через Курополку и не надо строить. Хотя, как знать.

У меня дома на книжной полке стоит несколько книг разных авторов о Михайле Васильевиче Ломоносове. Но самым ценным изданием с информативной точки зрения мне представляется  подготовленный Энгелем Петровичем Карпеевым “Краткий энциклопедический словарь /А-Я Ломоносов”/2-е исправленное и дополненное издание/ 2009 год/ издательство ОГИ, Москва/ тираж, увы, 700 экземпляров.

Возвращаясь к жизненному пути главного ломоносоведа, как я называл этого человека, отмечу, что она сама может стать предметом отдельного исследования. Родившийся в 1925 году в Москве, он пошёл по военно-морской линии: начал учиться после окончания 7 класса перед самой войной в различных учебных заведениях по профилю: Москва, г. Ачинск Красноярского края, Баку, Ленинград. Что важно акцентировать, несколько лет служил на Северном флоте. После прохождения адъюнктуры и защиты диссертации на получение степени кандидата технических наук стал преподавать в Военно-морском инженерном училище в г. Пушкин.

В 1975 году Э.П. Карпеев вышел в запас и на гражданке “погрузился” в ломоносоведение: из технарей стал гуманитарием. Вскоре после этого он возглавил Музей М.В. Ломоносова в составе Кунсткамеры в тогдашнем Ленинграде и оставался заведующим музеем до 2002 года, став за это время специалистом в области русской культуры и ломоносоведения. С 2002 года и до последнего дня работал в Санкт-Петербургском филиале Института истории естествознания и техники, продолжая заниматься исследованиями в области истории, философии и культурологии и, конечно, ломоносоведением.

Вот такая необычная судьба человека с редко встречающимся именем Энгель.

В заключение дам ссылку на сайт: htpp://www.karpeev.com/, где можно получить доступ к некоторым из научных трудов Э.П. Карпеева.

Также обозначу, что в год 95-летия уже без самого автора выходит переиздание подготовленной ещё в 2005 году к печати небольшим тиражом и сразу раскупленной читателями книги “Русская культура и Ломоносов” с вензелем “МЛ”. Очень системная книга, из которой любознательный читатель узнает много нового как о М.В. Ломоносове, так и об исследователе феномена Ломоносова Э.П. Карпееве.

Добрая память!

В. Михайлов

май 2020

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *