Два самородка с одного острова

Два самородка с одного острова

28 мая 2020 года отмечается 280-я годовщина со дня рождения одного из наиболее выдающихся скульпторов XVIII-го века Федота Ивановича Шубина.

Многим из тех, кто смотрел сериал “Михайло Ломоносов”, созданный в 1986 году к 275-летию со дня рождения первого российского учёного-энциклопедиста и основателя Московского университета, запомнился, возможно, эпизод, когда в декабре 1730 года его односельчане — братья Шубные Фома и Иван прощаются со своим 19-летним соседом, решившим во что ни бы то ни стало уйти из родного дома на учёбу в Москву. До этого младший из братьев — Иван помог Михайле научиться читать, а старший — дядя Фома, как к нему обращается в фильме Михайло, одолжил ему по-соседски на дорогу кафтан и три рубля.

После старта первого самородка прошло 10 лет.

В 1740 году, когда помор Михайло Ломоносов уже продолжал учёбу в Германии, на Курострове — в соседней деревне Тючковской — у младшего из братьев Ивана Шубного родился сын, которого назвали Федотом. Сызмальства Федот вслед за отцом приучался к разнообразным поморским промыслам, но лучше всего со временем у него стало получаться в таком тонком деле, требующем точного глаза и чувствительных пальцев, как резьба по моржовой кости, чем всегда славились выходцы с Курострова.

Прошло ещё 19 лет после первого рыбного обоза.

В 1759 году, когда профессор (аналог сегодняшнего академика) М.В. Ломоносов уже был советником Академической канцелярии и получил в своё ведение все научные и учебные учреждения Академии наук, после смерти отца Ивана Федот Шубной также в 19-летнем возрасте с обозом трески пешком отправился уже в Санкт-Петербург.

Некоторое время Ф. Шубной в качестве “вольного ремесленника” резал табакерки, веера, гребни, безделушки на продажу, а также выполнял отдельные заказы. Позднее Михайло Васильевич Ломоносов помог с трудоустройством сыну своего соседа (такое вот землячество получается), и Федот Шубной стал придворным истопником. Эта технологическая должность открыла поморскому косторезу двери царских резиденций, отличавшихся великолепной резьбой и скульптурой. Благодаря этому Ф. Шубной смог лучше познакомиться с рельефами на фронтонах зданий, со стоявшими в нишах декоративными скульптурами.

В 1761 году Михайле Васильевичу Ломоносову удалось пролоббировать вопрос о дальнейшей судьбе своего земляка — талантливого специалиста по резьбе через куратора Московского университета и Академии трёх знатнейших художеств Ивана Ивановича Шувалова. И тут произошла интересная трансформация в написании фамилии: если в подписанном И. И. Шуваловым в августе 1761 года документе значилось требование “уволить от двора” и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного, поскольку он “своей работой в резьбе на кости и перламутре даёт надежду, что со временем может быть искусным в своём художестве мастером”, то в ноябре того же года по Высочайшему повелению поморец определяется в Академию художеств и вносится в списки учеников уже как Федот Шубин. Видимо, в последний момент кто-то в придворной канцелярии посчитал нужным как-то облагородить окончание фамилии будущего мастера.

Словом, благодаря меценатству Ивана Ивановича Шувалова не только студенты в нашем Отечестве ныне празднуют 25 января свой праздник — Татьянин день, совпадающий с днём основания Московского университета. Но также не без участия И.И. Шувалова начался путь в профессиональное искусство талантливого самородка, который впоследствии стал выдающимся скульптором второй половины XVIII-го века.

Если бы немного промедлили тогда, то судьба могла повернуться иначе. Уже на исходе 1761 года императрицы Елизаветы Петровны не стало, что в последующем привело к кардинальным переменам при дворе, в частности И.И. Шувалов был отставлен от попечения Академией художеств, как, впрочем, и Московским университетом, а затем фактически выслан в заграничную “ссылку”.

Но Федот Шубин уже продолжал учёбу в Академии художеств под руководством французского учителя Николя-Франсуа Жилле, который среди других приглашённых иностранцев отличался особой ответственностью в исполнении своих педагогических обязанностей. Он взрастил целую плеяду русских скульпторов, которые ярко проявили себя на рубеже веков. Помимо Федота Ивановича Шубина назовём ещё одного ученика Жилле — Ивана Петровича Мартоса, позднее изваявшего первый в России памятник М.В. Ломоносову (был открыт в Архангельске в 1828 г.).

Окончание Академии художеств для поморского самородка совпало с получением им полной свободы и вольности — после этого оставшимся на Курострове братьям Якову и Кузьме больше не требовалось платить за него подушный оклад.

Незадолго до окончания учебного заведения Федоту Шубину за барельеф по древнерусской истории «Об убиении в Киеве Олегом Аскольда и Дира» была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу, т.е. на зарубежную стажировку, выражаясь современным языком.

В мае 1767 после пяти с половиной лет обучения на собрании членов Академии художеств Федоту Ивановичу Шубину был вручён “Аттестат со шпагою”, что означало также получение личного дворянства. А за “хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение” выпускник Шубин в числе трёх учеников был командирован на продолжение учёбы во Францию с рекомендацией в две королевские академии на три года. Произошло это уже после смерти земляка М.В. Ломоносова, ушедшего из жизни в начале апреля 1765 года.

История умалчивает, вернул ли куровчанин Михайло Ломоносов долг в 3 рубля семье Шубных, которыми те снабдили его на дорогу в Москву в 1730 году. Но как академик М.В. Ломоносов помог своему талантливому земляку, и потому можно считать, что долг он соседям вернул.

Первоначально планировавшиеся три года стажировки растянулись на 7 лет. Федот Иванович Шубин продолжал учение не только с мастерами Франции, но также напрямую познакомился с античным искусством в тогдашней Италии, а также побывал в Англии, — словом, получил максимально возможное для того времени художественное образование.

Вернувшись в Петербург, мастер стал работать как свободный художник и создатель скульптурных портретов. Им была создана целая галерея скульптурных портретов его современников, начиная с императрицы Екатерины II (всего около 200 работ). Особенно прославил мастера портрет вице-канцлера А. М. Голицына. Фактически в скульптурных портретах Шубина перед нами проходит весь высший свет Санкт-Петербурга той поры. Сегодня созданное мастером хранится в главных музеях нашей страны.

Ф.И. Шубин также создал по памяти (прошло уже 27 лет после смерти) гипсовый и бронзовые бюсты своего земляка М.В. Ломоносова, которые в отличие от живописных произведений считаются наиболее достоверными изображениями великого российского учёного.

Жизненный путь скульптора прервался за несколько дней до того, как ему должно было исполниться 65 лет. Первоначально Ф.И. Шубин был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1931 году его останки были перенесены.

Сегодня прах двух самородков — уроженцев одного острова: первого — в науке и искусстве, другого — в скульптуре — покоится по соседству — на Лазаревском кладбище в мемориальном некрополе XVIII-го века Александро-Невской лавры.

А в Архангельске есть пересечение проспекта Ломоносова и улицы Шубина. Значит, земляки остаются вместе.

Будем гордиться!

В. Михайлов

май 2020

P.S.

Настоятелем одного из московских храмов уже много лет является актёр, исполнивший в 1986 году в сериале “Михайло Ломоносов” роль отца и сына Шубных (с интервалом в несколько десятков лет по сюжету). Насколько можно судить, в кино у него это была единственная роль.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *