Местечко, связанное с именами Ломоносова, Раевских и Волконских

Местечко, связанное с именами Ломоносова, Раевских и Волконских

Есть на карте России одно местечко, земля в котором помнит шаги, которые здесь делали люди, навсегда вошедшие в историю нашего Отечества. Но обо всём по порядку.

В 2011 году, когда отмечался 300-летний юбилей со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, волонтёры из разных регионов России собрались у скромного обелиска, установленного за несколько десятилетий до этого на том месте, где когда-то был “дом для приезду” и фабрика по производству цветного непрозрачного стекла, которой руководил М.В. Ломоносов. А рядом была деревня, которая называлась Усть-Рудицы. Сегодня это место обозначается на карте как урочище Усть-Рудица.

Осенью 1752 года М.В. Ломоносов написал прошение в Сенат, в котором просил дать ему для организации стекольного и мозаичного производства землю с лесом не далее 150 вёрст от Петербурга. В конце концов учёный выбрал лесные угодья в тогдашнем Копорском уезде/ныне Ломоносовский район Ленинградской области. Через два месяца Сенат разрешил “завести” фабрику на тех условиях, которые были сформулированы М.В. Ломоносовым. В марте 1753 года Указом императрицы Елизаветы Петровны академику Ломоносову были пожалованы Усть-Рудицкие земли площадью около 40 квадратных километров с 211 душами крестьян мужского пола. Но это было не простым подарком, какие тогда делались монаршим фаворитам, а своего рода государственным инвестированием в инновационный проект Ломоносова по организации в России производства цветного стекла по передовым технологиям и возрождению мозаичного искусства.

Фабрику заложили 6 мая 1753 года. Место для неё было выбрано очень удачно, так что проект оказался обеспечен и сырьевыми, и энергетическими ресурсами. Недалеко от закладываемой усадьбы имелся пригодный для стекловарения песок двух оттенков — желтоватого и светлого, было поблизости и другое потребное сырьё — глина. Многоводная в те времена река Рудица обеспечивала производство необходимым количеством чистейшей проточной воды. Необъятные лесные угодья в округе давали материал для постройки производственных зданий (она была в основном завершена к весне 1755 года), в достатке обеспечивали топливом плавильные печи и позволяли производить в необходимых количествах поташ — основной компонент исходной стекольной смеси. Расположение объекта на берегу Рудицы позволяло механизировать работу фабрики, используя — впервые в истории стекольного дела в России — энергию падающего потока воды.

В технологическим плане всё было продумано отлично. М.В. Ломоносов сам проектировал, изготавливал и налаживал оборудование для стекольного производства. Трудности возникли с квалифицированной рабочей силой. В пожалованных деревнях проживали ингерманландцы, которые совершенно не владели навыками строительных и фабричных работ — они в основном были охотниками, рыбаками и собирателями даров леса. Потому и стали местные бросать свои дома и скрываться в лесах. Пришлось завозить рабочую силу из центральной России: это были государственные крестьяне, задействованные на строительстве фабрики. Что касается фабричного персонала, то подсобные работы, включая заготовку дров и древесного угля, подвоз материалов, толчение составов выполняли чернорабочие из крестьян численностью в несколько десятков человек. Квалифицированный персонал — мастера и ученики — вначале насчитывал 14 человек, потом было отобрано ещё 13 молодых крестьян для обучения. Некоторые из них были отправлены в Санкт-Петербург, в мозаичную мастерскую, находившуюся в собственном доме академика на Мойке (сейчас там находится т.н. “почтмейстерский квартал”).

Автор русского варианта мозаичного стекла не сомневался в конкурентоспособности отечественных изделий, т.к. русское сырьё для цветного стекловарения, и прежде всего поташ, было “дешевле заморского”. Обширнейшим было технологическое ноу-хау учёного. В отчёте Санкт-Петербургской академии наук о выполненных работах М.В. Ломоносов уже в 1754 году писал: “Изобрёл все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше 4000 опытов, коих не токмо рецепты сочинил, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил”. По сути дела, Усть-Рудицкая фабрика была одновременно и научно-исследовательской лабораторией. Всю рецептуру производившегося там цветного стекла разработал лично сам учёный: только он имел опыт изготовления бесчисленных цветовых вариаций стекла, в т.ч. монохромных и полихромных стёкол. Это позволило ему “перевысить камень”, т.е. превзойти всё известное в природе.

Ещё в конце 1740-х годов богатый опыт экспериментальной работы, приобретённый М.В. Ломоносовым в первой в России научной химической лаборатории при Академии наук на Васильевском острове, был использован им для разработки состава цветных стёкол и технологии их промышленного изготовления. В результате научного поиска были подобраны составы для производства смальт и других цветных стёкол, разнообразнейших по оттенкам и богатству получаемого искусственного рисунка. Особым вкладом академика стало то, что он смог найти химические компоненты, в том числе соли золота, для изготовления “золотого винного” стекла — “золотого рубина”, как его называли в Европе. Тайну его производства пытались найти ещё алхимики Средневековья, но к XVIII-му веку их рецептура оказалась утраченной.

В художественном плане особо примечателен перламутроподобный и шелковисто-блестящий стеклярус Усть-Рудицкой фабрики. До М.В. Ломоносова производство такого стекляруса было очень трудоёмким и капризным процессом, оно занимало массу времени и давало большие отходы. Талантливому технику и механику удалось добиться ускорения технологического процесса стеклярусного производства. Благодаря этому фабрика смогла справиться с заказом на поставку большого количества стекляруса для отделки одного из кабинетов Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов в составе Санкт-Петербурга). В результате кабинет с его 12 стеклярусными панно, выполненными французскими мастерами вышивания шёлком, стал шедевром искусства интерьера XVIII-го столетия. Показывая своим гостям Китайский дворец, императрица Екатерина II всегда особо выделяла именно Стеклярусный кабинет.

Уже в первые годы работы Усть-Рудицкой фабрики М.В. Ломоносов также возродил технологию производства смальты, утраченную несколькими веками ранее и в Европе, и в России. Ученый-производственник разработал технологию ручного розлива расплавленной массы цветного непрозрачного стекла (получение пластинчатой смальты) и технологию вытягивания из неё прутков-заготовок, что позволяло получать кусочки смальты нужных размеров (получение тянутой смальты).

М.В. Ломоносов совершенствовал термические операции, изобрёл оригинальные типы мастики для скрепления мозаичного набора, улучшил методы обработки и шлифовки набранных произведений. В результате технологического прорыва основным видом продукции фабрики цветного стекла к 1763 году становится смальта. Учёным было начато широкомасштабное изготовление художественных мозаичных портретов, картин, монументальных полотен, в частности мозаичного панно “Полтавская баталия”. В марте 1764 года сообщение об успехах российского учёного в мозаичном искусстве было опубликовано в “Учёных флорентийских ведомостях”/Италия. В апреле того же года, за год до кончины, Михаила Васильевича избрали академиком “Славной Болонской Академии Наук”.

Впоследствии усадьбой в Усть-Рудице владели потомки М.В. Ломоносова по женской линии, в частности внук Николай Николаевич Раевский, герой войны 1812 года и правнуки — Николай Николаевич Волконский-младший и Мария Николаевна, вышедшая замуж за будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского, за которым она последовала в ссылку в Сибирь.

Сегодня, как было сказано, на этом месте есть только обелиск со словами: “Здесь жил и работал М.В. Ломоносов в 1753-1765 гг.”

К 300-летию предполагалось навести некоторый порядок в этом мемориальном месте (пока его поддерживают неформальным образом преподаватели и студенты химического факультета Санкт-Петербургского университета, которые дважды в год — в последнюю субботу мая и сентября — выезжают на субботники: сжигают кустарник и небольшие деревья, делают прополку территории вокруг обелиска).

19.11.2011 после завершения “Ломоносовской эстафеты” в Усть-Рудице, когда на одном из деревьев была установлена растяжка “300 лет М.В. Ломоносову”, и возвращения в город с Петербургского почтамта была отправлена телеграмма за двумя подписями, в т.ч. от имени автора этого текста, в адрес тогдашнего руководителя Службы внешней разведки Михаила Ефимовича Фрадкова, который в бытность премьером РФ в развитие президентского указа как раз подписывал утверждённый распоряжением Правительства РФ № 951-р от 19.07.2007 План мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. На реализацию пункта 33 Плана “Благоустройство территории и памятного знака на месте Ломоносовской фабрики цветного стекла Усть-Рудицы” предусматривалось выделение из федерального бюджета в 2008-2010 гг. 3,8 млн рублей. Эти средства так и не были израсходованы по линии Роскультуры (так называлось в 2004-2008 гг. Федеральное агентство по культуре и кинематографии) и позднее Минкультуры (руководители — Михаил Ефимович Швыдкой и Александр Алексеевич Авдеев) — никак не могли договориться о том, какой субъект Федерации — Санкт-Петербург или Ленинградская область будет заниматься облагораживанием территории.

А обелиск, установленный в своё время по инициативе президента АН СССР в 1945-1951 гг. Сергея Ивановича Вавилова продолжает разрушаться. Сегодня в Ломоносовском муниципальном районе три сельских поселения не могут достичь согласия, на чей баланс может быть взять обелиск. Ближайшее к Усть-Рудице поселение называется Лопухинка. В 2011 году при знакомстве с главой его администрации моё восхищение вызвал огромный портрет М.В. Ломоносова, расположенный на стене за спиной хозяина кабинета и смотрящий на входящих посетителей.

А пятачок земли, связанный с именами Ломоносова, Раевских и Волконских, продолжает оставаться ничейным. Такая вот грустная история…

В. Михайлов

июнь 2020

Комментарий редакции: Сегодня даже из уст высокопоставленных государственных деятелей звучит немало слов о сбережении и развитии отечественной культуры, об уважении к памяти подвигов и стараний наших предков. Что же, весьма привлекательные цели, под которыми подпишется любой здравомыслящий россиянин. Однако буржуазные правящие круги фактически делают всё, чтобы провозглашаемые ими же задачи остались нерешёнными. Так, в статье упомянуто о запустении усадьбы М.В. Ломоносова в Усть-Рудице. Всё упёрлось в финансовую проблему. То, что правительство не выделило культурном объекту обещанные деньги, доказывает, что сбережение наших ценностей, нашего прошлого представляет для капиталистов и их политических представителей пустой звук. Да и нужно ли это правящему классу (тем более компрадорской олигархии, выполняющей социально-политический заказ своих зарубежных кураторов)? Конечно нет. Поэтому только кардинальная смена модели развития может способствовать сохранению культурных традиций нашей Родины.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *