В качестве предисловия скажу, что примерно в середине 1970-х годов несколько раз довелось мне побывать в верховьях реки Пинеги — самого мощного правого притока Северной Двины. Старшеклассниками мы ездили в деревню Великую в составе Верхнетоемского района Архангельской области в т.н. “северный” трудовой лагерь (был ещё “южный” трудовой лагерь от нашей школы № 11 в г. Северодвинске — в Крыму). Работали на сенокосе, на прополке картофеля, проводили культурные мероприятия в местном клубе. Замечательное было время!
Тогда я ещё не совсем был искушён в познаниях относительно пинежского краеведения. Это уже позднее пришло осознание, что вниз по течению реки по отношению к деревне Великой находились памятные места, связанные с именами известных пинежан.
Среди них и Артемий Веркольский, живший во времена Ивана IV, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1619 году. В его память в 1635 году был учреждён Артемиево-Веркольский монастырь, ныне возрождённый.
В 50-км от Верколы находится село Сура — родина святого праведного Иоанна Кронштадтского (в миру Иоанна Ильича СЕргиева), который родился здесь осенью 1829 года, о котором подробнее будет ниже.
Возвращаясь к Верколе, отметим, что из этого старинного села родом также северный писатель Фёдор Александрович Абрамов, столетие со дня рождения которого отмечается в текущем году.
А теперь перенесёмся к событиям 30-летней давности и попробуем ретроспективно окинуть взором, что же пережило наше Отечество весной — летом 1990 года. Такая некоторая хронология.
Весной 1990 года на альтернативной основе прошли выборы народных депутатов РСФСР с расчётным сроком полномочий 1990-1995 гг. (у меня дома хранится депутатский бланк из того времени). Тогда же был избран новый состав Ленинградского горсовета народных депутатов 21-го созыва, которые впоследствии сыграли свою роль в переименовании города на Неве. За событиями общественно-политической жизни немного стёрлись из памяти события, связанные с РПЦ.
Между тем 03.05.1990 отошёл ко Господу Предстоятель Русской Православной Церкви — Патриарх Пимен, занимавший этот высший пост с 1971 года. К заслугам его, в частности, относится подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси (отмечалось в 1988 года) и подготовка к канонизации и принятие соответствующих решений в отношении новых святых РПЦ. Известно, что одним из последних утешений в земной жизни Патриарха Пимена было участие за богослужениями в Крестовой Патриаршей церкви детей из воскресной школы при Богоявленском Патриаршем соборе. Еще одной радостью стало известие об окончании подготовки к канонизации любимого и очень почитаемого Патриархом отца Иоанна Кронштадтского, которого при жизни называли Всероссийским пастырем. Надо сказать, что Патриарх Пимен еще до официальной канонизации в день памяти отца Иоанна совершал келейно богослужения, прославляя его как святого.
После кончины Патриарха Пимена началась подготовка к проведению Архиерейского и Поместного Соборов с целью избрания нового Предстоятеля РПЦ.
Но ещё в мае 1990 года начал работу Съезд народных депутатов РСФСР, на котором был избран Верховный совет РСФСР, а позднее Председатель ВС РСФСР, ставший высшим должностным лицом РСФСР до избрания в 1991 года первого Президента России (одновременно был и спикером парламента, и руководителем исполнительной ветви власти).
Уже в июне 1990 года прошли заседания Соборов РПЦ, на которых был избран новый Патриарх. Им стал Алексий II. Уже 08.06.1990 на заседании Собора под председательством Алексия II — по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — было издано деяние о прославлении святого праведного Иоанна Кронштадтского — святого, которого Патриарх Алексий II особенно почитал. 10.06.1990 состоялась интронизация нового Патриарха.
12 июня на Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Итоги голосования известны: 907 — за, 13 — против, 9 – воздержалось. Декларацию подписал тогдашний Председатель Верховного совета РСФСР Б.Н. Ельцин.
14 июня 1990 года Патриарх Алексий II отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где был погребен угодник Божий. С того дня именно 14 июня — День памяти Иоанна Кронштадтского. Добавим, что в Русской Зарубежной Церкви его канонизация состоялась ещё в 1964 году и Иоанн Кронштадтский стал первым святым, канонизированным РПЦЗ.
В жизни Православной Руси начался новый этап — период возрождения храмов и монастырей.
А в истории нашего светского Отечества, увы, последовали известные трагические события 1991 и 1993 годов. Такие вот разнонаправленные тренды вышли.
Возвращаясь к именам тех, кто связан с рекой Пинегой, скажем, что на пинежской земле в 1931 году в неполные 43 года завершился земной пути последнего духовника Оптиной пустыни (сегодня — монастырь недалеко от города Козельска Калужской области), которому было суждено пережить закрытие и разорение обители — иеромонаха Никона Оптинского (в миру Николая Митрофановича Беляева). 26.07.1996 он был прославлен как местночтимый святой, а в августе 2000 года был прославлен общецерковно на Архиерейском Соборе вместе с другими Отптинскими старцами.
Мощи не всех Оптинских старцев являются выявленными. Среди них — Никон Оптинскицй, сосланного на Пинегу в 1930 году, могила которого на кладбище в селе Валдокурье в нескольких километрах от райцентра Пинеги считается утраченной.
Вот такими оказались жизнесплетения людей, живших в разных веках.
Мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, родившегося на реке Пинеге, покоятся в городе на Неве, а один из Оптинских старцев — Никон Оптинский покоится на берегу Пинеги.
Описавший своих земляков-пинежан в тетралогии “Пряслины” и во многих рассказах северный писатель Фёдор Александрович Абрамов, ушедший из жизни в 1983 году, похоронен в родном селе Верколе на берегу Пинеги напротив Артемиево-Веркольского монастыря.
Закончу цитатой от другого Оптинского старца — Варсонофия: “Вся наша жизнь есть дивная тайна, известная одному Богу. Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам не известна. Замечайте события вашей жизни. Впоследствии многое откроется”.
Может, когда-нибудь нам откроется тайна того, что и почему произошло в нашем Отечестве на переходе от весны к лету 1990 года.
Но жизнь продолжается!
В. Михайлов
июнь 2020
Комментарий редакции: Описанные в статье события олицетворяют ход процессов, разворачивающихся в нашей стране на рубеже 1980-х — 1990-х годов. Именно тогда съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете, послужившая толчком к развалу Советского СОюза. Правда, представители «демократической» своры, как бы желая натянуть на себя шкуры русских патриотов, начали проводить активную работу по возрождению Православных храмов. Дескать, они заботятся о национальном возрождении страны, якобы находящейся до 1990 года в «цепких когтях Союза». Но одно противопоставление России СССР уже представляло собой антигосударственный и предательский акт. Наше Отечество веками формировалось. И борьба за дезинтеграцию Советского союза ознаменовало собой убийство исторического Отечества. Сперва они уничтожили СССР — якобы для возрождения «традиционной» России (хотя при Советской власти культура всех народов (равно как и экономика) уверенными темпами развивалась). Потом взялись за подчинение интересов Российской Федерации интересам «ведущих мировых держав», содействуя вытеснению отечественной экономики, культуры и традиций в пользу западной. А в перспективе дело дошло до агрессивного притеснения РПЦ со стороны католической и протестантской религий. Соответственно, весной-летом 1990 -года имела место реализация плана по уничтожению невоенным путём нашей Родины. А «пятая колонна», приступившая к крушению СССР, формировалась задолго до рассматриваемых событий. Конечно, деструктивный характер деяний Горбачёва и Ельцина налицо. Только вот соответствующая прослойка вызревала много лет — после начала хрущёвской «оттепели». Реабилитация врагов Советской власти, запрет органам государственной безопасности вмешиваться в дела партийного и государственного аппарата после XX съезда КПСС, нежелание выполнять указания В.И. Ленина и И.В. Сталина по привлечению трудящихся к управлению государством сделало своё чёрное дело. В этих условиях формировалась оторванная от народа, от простых коммунистов группировка, заинтересованная в обмене власти на собственность. А содействовать им в реализации злодейских замыслов мог только западный империализм. К сожалению, именно это произошло. Последствия их разрушительных экспериментов мы испытываем вплоть до настоящего времени.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.