По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Инциденты на турецко-греческой границе стали очередным эпизодом разворачивающегося противостояния в регионе. В него втянуты как местные игроки, так и крупные державы, использующие конфликты для укрепления своего влияния, создавая концессии и военные базы.
«Мир» с пороховой гарью
Давно подмечено, что чем напряжённее политическая атмосфера и чем темнее тучи на горизонте, тем громче звучат успокоительные речи правителей. Печально известны хвастливые слова британского премьер-министра Невилла Чемберлена. Вернувшись в Лондон после подписания Мюнхенского сговора, сделавшего войну неизбежной, он заявил прямо с трапа самолёта: «Я привёз мир нашему поколению!»
Ассоциации с теми событиями невольно возникают сейчас, когда западные лидеры рассуждают о свободе, демократии и прогрессе. Именно таким пафосом были проникнуты их обращения, касающиеся 75-летия окончания Второй мировой войны. Например, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер говорил о «мирной и единой Европе» и «сильной, устоявшейся демократии», а его американский коллега Дональд Трамп назвал США защитником всемирного «огня свободы». Не осталась в стороне и королева Елизавета II, заявившая о Великобритании как о «свободном народе в мире свободных наций». Даже известный своими агрессивными выпадами президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поведал о «ценности мира во всём мире».
Самое занятное в этих словах то, что их авторы представляют империалистические державы, готовые на любые злодеяния ради защиты интересов своих корпораций. Ничего парадоксального в этом нет. О лукавстве «невинных пожеланий» мира при империализме и корыстном расчёте подобных «миротворцев» писал ещё В.И. Ленин. Нарочито приторными и наивными фразами политики скрывают истинные намерения, главным из которых является экспансия. Падение прибылей, вызванное в том числе пандемией коронавируса, капитал будет компенсировать усилением эксплуатации — причём как внутри своих стран, так и за рубежом. Что, в свою очередь, чревато неизбежным столкновением за ресурсы, рынки и транспортные маршруты.
Одной из арен острой конкуренции является Восточное Средиземноморье. В последние недели здесь произошли события, позволяющие представить, насколько грозные бури ждут человечество. В потенциальный фронт превратились живописные берега реки Марицы, по которой проходит сухопутная граница Греции и Турции. Впервые в новейшей истории кровь здесь пролилась в марте, когда Анкара, применив свой излюбленный инструмент давления, свезла к пограничной реке толпы беженцев. В ходе столкновений погиб по меньшей мере один человек, десятки получили ранения. По утверждениям греческой стороны, штурмовавшие границу люди использовали огнестрельное оружие и бутылки с зажигательной смесью, а помогали им турецкая полиция и члены ультраправой группировки «Серые волки». Но в Анкаре всю вину возложили на Афины. «Между тем, что совершали нацисты, и действиями греческой стороны нет никакой разницы», — заявил Эрдоган.
Следующим актом стало предъявление территориальных претензий. Заявив, что за несколько десятилетий речные наносы изменили русло реки, Турция потребовала передать ей несколько гектаров земли, после чего, по утверждению Афин, захватила участок берега и перебросила туда военных. В Анкаре обвинения не признали и, в свою очередь, заявили об обстреле патрульного катера греческими солдатами. Стороны стягивают к границе дополнительные силы, Греция провела здесь военные учения с участием бронетехники и артиллерии, а также анонсировала строительство 200-километровой системы заграждений.
В погоне за шельфом
Не меньший вклад в углубление конфликта внесли планы Анкары вести добычу нефти и газа в районе греческих островов. По словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатиха Донмеза, разведка и последующее бурение начнутся в течение трёх-четырёх месяцев. Для этого уже готовы два судна: «Барбарос» и «Оруч Рейс».
Основанием для столь решительных действий стало соглашение о разграничении морских зон, подписанное в конце прошлого года Эрдоганом и главой «правительства национального согласия» Ливии Фаизом Сараджем. Афины выступили с резкой критикой документа. По их данным, Анкара присвоила себе почти 40 тыс. квадратных километров континентального шельфа, входящего в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) Греции. Причём участки, которые собирается разрабатывать Турция, находятся всего в 11 км от побережья Крита и Родоса. Греческие власти ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву, вступившую в силу в 1994 году. Согласно её положениям, острова за исключением необитаемых скал учитываются при расчёте 370-километровой ИЭЗ наравне с материковыми территориями.
Турция, среди немногих других стран отказавшаяся подписать Конвенцию, её нормы не признаёт. Ещё в 1990-е годы там получила распространение доктрина «Голубая родина», которая при Эрдогане обрела статус официальной. Она обосновывает притязания Анкары на сотни тысяч квадратных километров Эгейского, Чёрного и Средиземного морей. Что, в свою очередь, является частью общей политики по ревизии положений Лозаннского мирного договора 1923 года, определившего современные границы Турции. Власти страны называют его «актом национального позора». Следуя этой стратегии, Совет национальной безопасности в начале июня подтвердил готовность «без компромиссов бороться за интересы Турции».
В Греции расценили это как агрессию. МИД страны выразил протест турецкому послу, а глава оборонного ведомства Никос Панайотопулос пригрозил, что Афины готовы к военному решению конфликта. По его словам, страна будет наращивать «сдерживающий потенциал», чтобы «защитить суверенные права в максимально возможной степени». Анкара после этого неожиданно перешла на мирный тон и призвала к переговорам, но одновременно усилила провокации на других направлениях.
С большим размахом в Турции была отпразднована годовщина взятия турками-османами Константинополя, причём в соборе Святой Софии были прочитаны суры из Корана. Парламент и государственный совет Турции в ближайшее время рассмотрят перевод этого культового сооружения, легендарного православного храма, насчитывающего 15 веков, в статус мечети. С 1934 года собор Святой Софии является музеем, чем недовольна мусульманская община. Теперь её позиции усилены открытой поддержкой Эрдогана. 9 июня он назвал этот вопрос внутренним делом Турции, а на критику греческих властей заявил, что Афины «должны знать своё место».
Транснациональные интриги
Греко-турецкий конфликт — одна из граней многостороннего соперничества за сырьевые ресурсы и транспортные возможности региона. Кроме греческой, Анкара оспаривает ИЭЗ Республики Кипр (РК). Напомним, что Турция не признаёт это государство и поддерживает Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), где находится её военный контингент. Заявляя о защите интересов последней, Анкара ведёт геологоразведочные работы на островном шельфе. «Без Турции ни один проект в Средиземноморье не сможет выжить ни экономически, ни юридически, ни дипломатически», — заявляет Эрдоган, намекая в том числе на газопровод «ИстМед». По нему добываемое на шельфовых месторождениях РК и Израиля топливо должно поставляться в Грецию и Италию.
Будущее трубопровода, однако, более чем туманно. И не только из-за позиции Турции. Неоднозначную политику ведёт Италия. С одной стороны, 9 июня она подписала с Грецией соглашение о демаркации морских границ, поставив точку в почти 40-летних переговорах. С другой — Рим до сих пор не присоединился к проекту «ИстМед», хотя без его участия он теряет смысл. То же самое касается Израиля. По данным ряда СМИ, непрекращающийся обмен упрёками не мешает Тель-Авиву и Анкаре вести переговоры о разграничении морских рубежей и восстановлении дипотношений. На это косвенно указывает отказ Израиля присоединиться к совместному заявлению Греции, Кипра, Египта, ОАЭ и Франции. Эти страны осудили Турцию за интервенцию в Ливии и незаконную геологоразведку в Средиземном море.
Хитрому курсу следует и Евросоюз. Хотя Греция и Республика Кипр являются его полноправными членами, твёрдо вставать на их защиту Брюссель не спешит. На первый взгляд, европейские власти осуждают Анкару и в феврале даже ввели санкции против нескольких турецких чиновников. В то же время там не спешат радикально ухудшать отношения с Эрдоганом, о чём свидетельствует размытость заявлений ЕС. Районы, на которые претендует Турция, называются в них спорными, а стороны конфликта призываются к сдержанности и «добросовестным переговорам».
Едва ли не дословные выражения содержатся в выступлениях американских властей. Как лукаво заявил помощник госсекретаря США по энергоресурсам Фрэнсис Фэннон, «международное право… в целом признаёт, что острова, как правило, имеют ИЭЗ и у них есть континентальный шельф» (выделено мной. — С.К.). При этом чиновник «забыл» уточнить, что США, как и Турция, не подписали Конвенцию ООН.
Суть подобных игр вскрыл ещё Ленин. Разоблачая стенания оппортунистов о якобы безвинной маленькой Бельгии, оккупированной Германией, он доказывал, что при империализме любая капиталистическая страна, маленькая или большая, стремится к экспансии и максимальным прибылям. «Бельгийские буржуа вложили за границей около 3 миллиардов франков; охрана прибылей с этих миллиардов путём всяческих обманов и пройдошеств — вот каков на деле «национальный интерес» «героической Бельгии». То же самое относится — и ещё в гораздо более сильной степени — к России, Англии, Франции, Японии», — писал Ленин в статье «Вопрос о мире».
Возвращаясь к дню сегодняшнему, можно сказать, что правящими верхами Греции и Республики Кипр движут не менее корыстные интересы, чем турецкой буржуазией. Стремление к сверхприбыли определяет и позицию вовлечённых держав. Достаточно сказать, что РК выдала лицензии американским корпорациям «Эксон Мобил» и «Нобл Энерджи», французской «Тоталь» и итальянской «Эни». На египетском шельфе работают «Эни», британо-нидерландская компания «Ройял Датч-Шелл» и британская «Би Пи». Тендер на разведку греческих газовых месторождений выиграли «Эксон Мобил» и «Тоталь». Не остались в стороне российские компании «Роснефть» и «Новатэк», имеющие доли в концессиях в Египте, на Кипре и в Ливане.
Разумеется, все «союзнические обязательства» в рамках того же ЕС и прочая «лирика» для монополий ничто по сравнению с выгодой. Это приводит к лавированию и лёгкому нарушению любых обещаний. Можно сказать больше: чем острее соперничество стран региона, тем лучше для внешних сил, усиливающих своё влияние. Самым искушённым мастером подобных интриг являются США. Осенью прошлого года Вашингтон и Афины подписали оборонное соглашение, давшее Пентагону доступ к военным базам в Стефановикио, Александруполисе и Ларисе, а также позволившее расширить базу Суда на Крите. Вместе с тем США не порывают с Турцией. Во время недавнего телефонного разговора Трамп и Эрдоган обсудили темы Ливии, Сирии и Восточного Средиземноморья, причём, как заявил турецкий президент, в отношениях двух государств открывается «новая эра». Одним из её признаков стало усиление военного сотрудничества. В ходе учений над Чёрным морем американских стратегических бомбардировщиков B-1B турецкие самолёты-заправщики впервые выполнили их дозаправку.
Для Анкары заигрывания с Вашингтоном — такие же «обманы и пройдошества», как и спекуляции на теме былого имперского величия. Интересно, что российские ЗРК С-400 до сих пор не поставлены на боевое дежурство под предлогом пандемии, зато в Турции не перестают выражать заинтересованность в покупке у США ЗРК «Пэтриот». Кроме того, сократив в прошлом году покупку газа у России на 40 процентов, Анкара увеличила импорт американского топлива на целых 300 процентов.
Не изменив за столетие свою природу, империализм не останавливается перед мошенничеством и не остановится перед большой войной. Единственный выход для народов — это взять судьбу в свои руки и, сбросив власть буржуазии, установить между собой отношения мира и дружбы.
Комментарий редакции: Не следует закрывать глаза на то, что даже многие отставные американские государственные деятели, бывшие офицеры ЦРУ не скрывают подноготную политики Вашингтона. Они заявляли, что США стремиться к захвату нового экономического пространства с целью получения дополнительных сырьевых ресурсов, новых рынков сбыта. Всё остальное представляет собой словесную шелуху. Например, «глобалисты» трубят на весь мир о «борьбе за свободу и демократию». Но как это укладывается в их действия по вмешательству в дела Азиатского региона, России, стран Латинской Америки? Ну да, они, оказывается, поддерживают повстанцев, якобы бросивших вызов тирании. А что представляют собой установленные американцами в различных регионах планеты марионеточные режимы? Разве Сомоса, Пиночет, Батиста, ЕЛьцин, Саакашвилли, Порошенко не являлись олицетворение террористической диктатуры? В целом, «реакционными» режимами Белый дом объявляет всех, кто отказывается следовать его установкам. Дальше провозглашается крёстный ход против «душителей свободы», «экстремистов», «отсталых народов». Найдите после этого десять отличий от практики гитлеровцев, аналогичным образом ущемлявших целые страны и народы. В целом, пока господствует капитал, в воздухе будет продолжать витать угроза войны. И только борьба народов за социализм, за диктатуру пролетариата избавит их от империалистического поглощения.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Как обычно, кризисы нередко завершаются переделом мира. Основную роль здесь играет империализм. Интересно, что он заготовит всемирной бензоколонке, пыжащейся изобразить из себя былую державу. Она уже показала свою «мощь», подарив Турции Южный поток в ответ на сбитый самолет и вопиющий расстрел посла, показанный по ТВ. Она даже воюет в Сирии с врагами США, на словах полемизируя с ними и действуя по принципу, ай, Моська, знать, она
сильна, коль лает на слона. А между тем американцы уже испытывают «умную» бомбу, ищущую наиболее выгодные цели в диапазоне 45
миль, сбросить которую можно, не входя в зону действия ПВО.