Наступил июнь. Лето, каникулы, пришла пора одним родителям решать, как организовать отдых детей, чтобы они набрались сил к следующему учебному году и хорошо отдохнули, а другим, тем, кто целый день на работе и кому некуда и не к кому их пристроить, что сделать, чтобы они не горбились весь день за компьютером или не болтались неизвестно где и с кем на улице.
Тут хочешь — не хочешь, а невольно вспомнишь, насколько легче и лучше эта проблема решалась в советское время.
С первых лет Советской власти забота о детях, об их образовании, воспитании, здоровье, отдыхе стала одним из главных, постоянных направлений её деятельности. При этом необходимо отметить, что Советская власть стремилась обеспечить всем детям, независимо от материального положения их родителей, одинаково широкие возможности для получения образования, развития способностей и полноценного отдыха. Так, для обеспечения здорового отдыха во время каникул с начала 20-х годов ХХ века в СССР стали создавать воспитательно-оздоровительные учреждения, предназначенные для отдыха во время каникул детей в возрасте 7-15 лет. Поскольку создание таких учреждений и работа с детьми в них шли одновременно и в сочетании с развитием пионерии, они получили название «пионерские лагеря» — пионерлагеря.
Сеть пионерлагерей всё время совершенствовалась и расширялась. Несмотря на тяготы военного времени, во время Отечественной войны они продолжали работать на всей свободной от оккупации территории СССР, даже в блокированном Ленинграде.
После войны до начала 1990-х годов, на время школьных каникул их организовывали профкомы, органы здравоохранения, организации ВЛКСМ, народного образования, колхозы, комитеты по физкультуре и спорту. В лагерях прибывшие дети формировались во временные дружины и отряды, работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам, проводилась военно-спортивная игра «Зарница». Некоторые лагеря принимали детей круглый год.
Практически весь персонал лагерей, функционирующих только во время каникул, набирался из кадровых работников предприятия — организатора лагеря. Работа в лагере оформлялась и оплачивалась как командировка — зарплата по месту основной работы плюс командировочные. Так что недостатка в желающих поработать в пионерлагере никогда не было.
Конечно, такая система создавала определённые неудобства для руководителей тех, кого командировали в лагерь: отпуска, людей и так не хватает, а тут человека забирают на три месяца. Но она прекрасно обеспечивала работу пионерлагерей. В стране, где о безработице и думать забыли, набор персонала на временную (3 месяца) работу был сам по себе делом трудным, тем более, что для работы с детьми нельзя было приглашать кого попало. Свои же сотрудники — люди проверенные, обычно каждое лето работавшие в пионерлагере. Большое значение имело и то, что осенью они возвращались в коллектив, чьи дети отдыхали в лагере. И мнение о них на основной работе зависело и от того, что рассказывали дети. Тех, отзывы о ком были отрицательными, как минимум, больше не приглашали на работу в лагере, а иногда им даже приходилось менять место работы.
С другой стороны, родителям было далеко не безразлично, что о их ребёнке другие дети будут рассказывать своим родителям и какое мнение о нём сложится у персонала лагеря: ведь как эти родители, так и персонал лагеря — их сослуживцы, а мнение о ребёнке не может не влиять на мнение о его родителях. Поэтому при направлении в лагерь детям настойчиво внушали «не забывай, что о нас будут судить по твоему поведению». Если же узнавали о серьёзных проступках своих чад, тут же реагировали, посылая письма или срочно приезжая в лагерь, чтобы на месте провести с ними воспитательную работу.
В 70 — 80-е годы число детей, отдохнувших в лагерях, каждое лето превышало 10 млн. При этом заявку на получение путёвки в лагерь надо было подавать заранее, чуть ли не сразу после Нового года, так как претендентов на место в лагере, особенно на первую смену (июнь), было предостаточно. Такая массовость объясняется не только тем, что в пионерлагере ребёнку обеспечивались активный отдых на природе (лагеря создавались вдали от промышленных предприятий, обычно в лесу у речки или озера, или у моря), надёжный присмотр и хорошее обеспечение всем необходимым — от полноценного питания (как правило, там дети поправлялись) до квалифицированного медицинского обслуживания. Дело в том, что направить ребёнка в лагерь мог каждый независимо от должности и зарплаты: профкомы выдавали путёвки бесплатно. И в первую очередь детям матерей — одиночек и многодетных родителей. Но если даже по каким-то причинам дети оставались на лето в городе, их можно было устроить в городской оздоровительный лагерь. Там они проводили весь день, а ночевали дома.
После войны номенклатура пионерлагерей, их специализация всё время расширялась: появились лагеря санаторные, использующие преимущественно природные лечебные факторы (климат, минводы и т.д.); оздоровительные, со спортивным уклоном в целях укрепления здоровья детей; спортивные, развивающие физические возможности; военно-спортивные, носящие подчёркнуто жёсткий характер, где дети проходили первичную военно-спортивную подготовку, развивались физически и т.д; туристские, в лесу, на берегу моря, озера или речки в палаточных лагерях; профильные для юных техников, натуралистов, геологов и др.
Старшеклассники могли активно и с пользой провести каникулы в лагерях труда и отдыха, которые организовывали, как правило, при сельскохозяйственном производстве. Те же, кто у себя в школе был активистом, руководил дружиной, отрядом и т.п., могли получить для идеологической подготовки путёвку в лагерь пионерского и комсомольского актива.
В 1991 году советский строй рухнул, а вместе с ним в прошлое кануло все то, что казалось привычным и неизменным в советском образе жизни. Многие предприятия закрылись и их лагеря лишились финансирования. Картины разрушенных лагерей с запущенной территорией, корпусами, лишенными окон, разваливающимися беседками, стали все чаще встречаться в загородных пейзажах. Большинство лагерей так и остались заброшенными. В Подмосковье таких несколько десятков. Однако некоторые смогли перейти на хозрасчет, самофинансирование или кооперативную основу. Часть их выкупили туристические фирмы и превратили в оздоровительные учреждения, сделав акцент на легком развлекательном отдыхе для детей или родителей с детьми. Но это, как говорится, совсем не то: просто коммерческие предприятия, в которых уровень и качество обслуживания определяются только добросовестностью хозяев и их финансовыми возможностями. Путёвки платные, к отдыхающим детям у персонала такое же отношение, как у персонала гостиницы к её постояльцам. Так что о какой-то воспитательной работе там с детьми (тем более, о воспитании их в духе коллективизма) говорить не приходится.
Раньше, поскольку многие дети каждый год ездили в один и тот же пионерлагерь (по месту работы родителей), у них там завязывались дружеские связи, которые они часто продолжали поддерживать и развивать по возвращению домой. Теперь же, когда связь лагерей с предприятиями исчезла, всё это осталось в прошлом.
Принципиальную разницу в отношении к детям руководства СССР и властей РФ хорошо иллюстрирует сравнение их действий сегодня, в связи с пандемией коронавируса, и в 1977г, во время эпидемии китового гриппа.
Как известно, в РФ реакцией на пандемию стало установление так называемого «режима самоизоляции» граждан, попросту ту говоря, карантина, при котором все, включая детей, были обязаны сидеть дома безвылазно (показательно, что наши власти позаботились о собаках, разрешив хозяевам периодически выгуливать их возле дома, но забыли о детях, обрекая их на безвыходное нахождение в ограниченном пространстве квартир). Школы перестали работать очно, и те родители, которые обязаны были продолжать ходить на работу, вынуждены были на целый день оставлять детей одних, запертыми в квартирах.
В СССР же, когда в 1977 году началась эпидемия «китового гриппа», срочно задействовали все пионерлагеря, увеличив количество мест в них до предела. Всех родителей настоятельно призвали направлять детей в лагеря, чтобы надёжно уберечь их от опасности заражения гриппом. Единственным условием для получения путёвки было наличие справки о здоровье ребёнка. Весь персонал лагерей допускался к работе только после прохождения соответствующего медицинского обследования. Миллионы детей благодаря этому смогли не только избежать опасности заражения гриппом, но и активно отдохнуть на лоне природы, а их родителям была обеспечена возможность спокойно трудиться, не волнуясь за судьбу детей. А поскольку расходы, связанные с организацией отдыха детей, приняло на себя Советское государство, устройство ребёнка в пионерлагерь было доступно любой семье, независимо от её материального положения. Более того, возможность устроить ребёнка на одну — две смены в пионерлагерь являлась по существу формой материальной помощи родителям.
Так что, сравнивая отношение к детям тогда и сейчас, невольно воскликнешь: «жаль и детей, и родителей!» Но с детей что взять: им можно только пожелать лучшего будущего. А вот каким будет это будущее, полностью зависит от того, продолжат ли их родители мириться с существующим у нас строем, или, наконец, объединив усилия, приведут в России к власти тех, чьей главной заботой будет обеспечение интересов не олигархически — чиновничьей верхушки, а основной массы трудящихся.
Николай Кудрин
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.