Люди не извечно были разделены на богачей-эксплуататоров и эксплуатируемых бедняков. Было время, как в первобытные века, орудия труда были настолько примитивными (каменные и деревянные орудия труда), что первобытные люди не могли в одиночку бороться с силами природы и с хищными животными. Поэтому они были вынуждены жить группами, общинами, совместно вести хозяйство. Общее же хозяйство ведёт к утверждению коллективной собственности на средства производства, равно как и на его продукты; между людьми как членами единого коллектива необходимо устанавливаются отношения сотрудничества и взаимопомощи, а низкий уровень развития производительных сил диктует им уравнительное распределение материальных благ.
Низкий уровень развития производительных сил обуславливал не только необходимость коллективного труда, но и форму организации общественной жизни первобытного общества. В первобытной общине существовали общие интересы, охрана которых возлагалась на отдельных, наиболее авторитетных, её членов – старейшин (главы родов и жрецы). Они следили за соблюдением традиций, наказывали виновных, разрешали споры, руководили военными действиями. Эти люди не обладали никакими особыми привилегиями и являлись слугами общества. Первобытная община была вправе в любое время сместить этих людей и назначить других. Отношения первобытных людей основывались на силе привычки, обычаях, традициях и т.д., одним словом – на силе общественного мнения.
Производительные силы первобытного общества хотя и крайне медленно, но непрерывно развивались. Стремясь облегчить свой труд, люди первобытного общества постепенно совершенствовали и развивали орудия труда. Новые орудия труда – металлические орудия труда – сделали труд более производительным. Стало возможным в более широких размерах заниматься земледелием и скотоводством. Произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.
Первое общественное разделение труда привело к тому, что труд людей стал более производительным. В общинах появился некоторый избыток одних продуктов и потребность в других. Это создало почву для обмена между скотоводческими и земледельческими племенами. Несколько позднее в самостоятельную отрасль производства выделилось ремесло (изготовление орудий труда, оружия, одежды, обуви и т.д.). Произошло второе крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Поле обмена значительно расширилось.
С дальнейшим развитием орудий производства и ростом производительности труда уже отдельный человек оказывался в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Это создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на землю и орудия труда, то индивидуальный труд требовал частной собственности на землю и орудия труда. Возникла частная собственность, а с ней и имущественное неравенство между людьми – как внутри общины, так и между общинами.
Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли различные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин и жрецов, захватывали общинные средства производства, между тем как масса общинников, лишённая средств производства, была вынуждены работать на них.
Поскольку работник стал производить больше продуктов, чем это необходимо было для поддержания его собственной жизни, появилась возможность присвоения избыточного продукта. В этих условиях оказалось более выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. В свою очередь, рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста неравенства богатые члены общины стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так первобытная община разделилась на противоположные классы – рабов и рабовладельцев. Появилась эксплуатация человека человеком, т.е. безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.
Истории известны три основные формы эксплуатации – рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.
Основой рабовладельческой эксплуатации является частная собственность рабовладельца на землю и средства производства, а также на работника производства – раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину.
Основой феодальной эксплуатации является частная собственность феодала на землю и средства производства и неполная собственность на работника производства – крепостного, которого феодал не может уже убить, но которого он может продать, купить.
Основой капиталистической эксплуатации является частнокапиталистическая, т.е. денежная, форма собственности на землю и средства производства при отсутствии собственности на работников производства, – наёмных рабочих, которых капиталист не может ни убить, ни продать, ибо они свободны от личной зависимости, но которые лишены средств производства, следовательно, и средств существования и, чтобы не умереть от голода, вынуждены наниматься, т.е. продавать капиталисту свою рабочую силу, чтобы получить от него деньги и купить необходимые средства существования.
Частная собственность неизбежно связана с отношениями господства и подчинения, отношениями эксплуатации, поэтому никакое реформирование общества при сохранении частной собственности не может освободить его от эксплуатации. Последняя может быть уничтожена только на основе ликвидации частной собственности.
За рабочий класс!
Рафик Кулиев
26 июня 2020 г.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Прекрасно! Отличное эссэ. Священник Джон Болл, XIV век — «Кто был господином, когда Адам пвхал, а Ева пряла?» Американская поговорка — «Из людей добывают деньги, как из скота сало». Осталось немного, чтобы понять обьективные причины разрушения СССР и как строить коммунизм в условиях НТП.
«Осталось немного, чтобы понять обьективные причины разрушения СССР и как строить коммунизм в условиях НТП».
Подобные вопросы — это один из приёмов, которым буржуазия отвлекает трудовой народ от борьбы против капитала на бесконечное выяснение причин уничтожения первого в истории социалистического общества. «Почему никто не вышел защищать СССР?» Тоже приём для одурачения.
Социалистическое общество строилось не в лабораторных условиях, в ожесточённой классовой борьбе с окружающим капиталистическим миром, который день и ночь пропагандирует психологию частной собственности — которую нельзя уничтожить в короткие сроки.
Короче, если мы и разбиты, нам ничего не остаётся, как начинать сначала.