По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Александр Дьяченко
В среду, 22 июля, был опубликован указ Путина о национальных целях развития России до 2030 года. Он не только заменил проваленные национальные проекты новым понятием, но и отодвинул их выполнение почти за горизонт. Туда ушли такие цели, как увеличение продолжительности жизни россиян до 78 лет, снижение в два раза уровня бедности в нашей стране, а о вхождении в пятёрку крупнейших экономик мира забыто вовсе. Ранее указом Путина от 7 мая 2018 года всё это планировалось на 2024 год. Тринадцатого июля Владимир Путин выступил с очередным обращением к нации в эфире федеральных телеканалов. Речь шла о «стратегическом развитии» страны и нацпроектах. Неискушённому телезрителю могло показаться, что Путин рассказывает о том, какой прекрасной теперь будет жизнь на Руси после конституционного «обнуления» его президентского срока. Однако на самом деле сказал он прямо противоположное: пояса придётся затянуть ещё потуже, лет на десять минимум.
ДЛЯ НАЧАЛА скажем несколько слов о самих нацпроектах — их сути и наполнении. Это — многомиллиардные квазиплановые программы, затрагивающие самые животрепещущие области жизни, развитие которых требует первостепенного внимания государства: здравоохранение, образование, жилищное строительство, малое и среднее предпринимательство, производительность труда, культура, экология и так далее.
Ключевое слово здесь — «квази», потому что это не совсем план, а лишь «информация для бизнеса». Власти формулируют своё понимание нац-проектов так: «Национальные проекты реализуются для достижения национальных целей, установленных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включающих обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания и самореализации. Национальные проекты — это также информация для бизнеса о том, где и что государство будет делать, куда оно вложит ресурсы и какие условия создаст для частной инициативы».
Согласно опубликованным ранее официальным документам, расходы на нацпроекты должны были составить 25,7 трлн рублей (данные по состоянию на 24 декабря 2018 года). При этом 13,158 трлн должно быть выделено из федерального бюджета, 7,515 трлн рублей — из внебюджетных источников, 4,9 трлн — из региональных бюджетов и 147,8 млрд рублей — из государственных внебюджетных фондов. Больше всего — 6,348 трлн — направят на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры. Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» потребует 4,779 трлн. Следом по объёмам предполагаемого инвестирования идут проект «Экология» (4,041 трлн рублей) и «Демография» (3,105 трлн). По количеству федеральных проектов лидируют «Экология» (11 проектов), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (11 проектов).
Кстати, нацпроект «Здравоохранение» предполагает до 2024 года лишь 1,7 трлн рублей госинвестиций. Таким образом, уже из этих цифр видно, что не «сбережение здоровья и благополучие людей» и не «повышение качества жизни граждан», как заявил Путин перед телекамерами, вероятно, является главной целью нацпроектов, а эффективный распил бюджета наиболее приближёнными к власти компаниями и лицами, обладающими максимальным лоббистским ресурсом. На момент составления вышеназванного документа таковыми, очевидно, являлись те, кто имеет отношение к «модернизации и расширению магистральной инфраструктуры» и автомобильным дорогам. К тому же нет лучшего способа «зарыть» огромные деньги, чем строить дороги. Кстати, может, и поэтому ключевым вице-премьером правительства Мишустина является Марат Хуснуллин — большой спец по освоению огромных бюджетов на строительстве, что он доказал в Казани и в Москве.
НА ОФИЦИАЛЬНОМ кремлёвском сайте показанное 13 июля по ТВ действо обозначено так: «Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам». Участники заседания, прекрасно осведомлённые о ситуации, возможно, ожидали если не взбучки, то хотя бы «разбора полётов». Ведь ни для кого не секрет, что нацпроекты — это та сфера, где из года в год запланированное хронически не выполняется. Однако в ходе заседания стало понятно, что завершения нацпроектов в ранее заявленные сроки никто не потребует. Теперь это уже официальная позиция. И именно в её изложении и был основной смысл очередного выступления Путина.
Конечно же, прямо в лоб Путин этого не сказал — ведь нельзя же ра-зочаровывать избирателей. Сетуя по поводу последствий пандемии коронавируса, Путин призвал собравшихся: «С учётом накопленного опыта и уроков последних месяцев <…> мы должны корректировать, разумеется, нашу работу исходя из реальной ситуации».
Реальная же ситуация такова. Как уже писала «Правда», по расчётам минэкономразвития, при средней цене нефти 30 долларов за баррель общий дефицит ресурсов в бюджетной системе в этом году составит 8,5% ВВП, или 9 трлн рублей. Эта сумма включает «дыру» в федеральном бюджете, бюджетах регионов, а также провал доходов Пенсионного фонда и Фонда ОМС.
У 37 из 85 субъектов РФ остатки средств в кассе, на банковских депозитах и счетах в казначействе РФ составляют менее 5% от их налоговых и неналоговых доходов за 2019 год, сообщили в обзоре аналитики АКРА. По прогнозу ВШЭ, за год региональные бюджеты недосчитаются 1,3 трлн рублей, или каждого десятого рубля своих налоговых доходов. Дефицит региональных бюджетов в 2020 году будет рекордным за 20 лет — до 9% совокупных доходов по оценке аналитиков S&P. Как следствие, долговая нагрузка российских регионов может увеличиться до 30% текущих доходов к концу 2022 года.
На фоне падения цен на нефть произошла разбалансировка бюджетной системы. В мае нефтегазовые доходы правительства рухнули на 70%, а общие — на 41%. Собрав 889 млрд рублей в виде налогов, минфин потратил 1,554 трлн рублей, завершив месяц с дырой в размере 43% от бюджета. Оперативные данные федерального казначейства за июнь показывают, что положение казны продолжает ухудшаться: правительство ускоренно «проедает» бюджетные депозиты в банках: начав месяц с 1,369 трлн рублей, на 22 июня минфин имел лишь 600 млрд.
А вот характерный заголовок на специализированном финансовом портале: «Экономика стоит, кредитовать некого»: банки отказались от денег ЦБ». 22 июня Центробанк провёл первый аукцион сроком на год, предлагая банкам 400 млрд рублей под 4,75% годовых, но собрал заявки чуть больше чем на 1% от этой суммы — 5,1 млрд рублей. Спрос на месячные кредиты и вовсе оказался нулевым, и аукцион пришлось признать несостоявшимся. Банкиры объясняют происходящее тем, что огромное количество предприятий либо простаивают, либо разорены, поэтому кредиты им не требуются.
Что касается Фонда национального благосостояния (ФНБ), на который многие возлагали надежды как на источник помощи переживающим ныне трудности предприятиям и гражданам, то его средствами решено финансировать 15 крупных проектов, соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Мишустин. В перечне этих проектов: строительство третьего и четвёртого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» (100 и 98,6 млрд рублей соответственно). Завершение их постройки планируется в 2024—2027 годах. Деньгами ФНБ также будет профинансировано строительство терминала сжиженного природного газа «Утренний» в порту Сабетта. Терминал строится в рамках проекта «Арктик СПГ-2» принадлежащего миллиардеру Леониду Михельсону «Новатэка». Изначально его оценивали в 144 млрд рублей, но к 2020 году смета увеличилась до 163 млрд.
Ещё 59,1 млрд из фонда достанется стройке новой трассы к Крымскому мосту: для этого планируют реконструировать дороги А-289 Краснодар — Темрюк и А-290 Новороссийск — Керчь. Проекты, которые готовились с лета прошлого года, включены в комплексный план модернизации инфраструктуры до 2024 года.
Помимо этого, деньгами ФНБ правительство оплатит возведение многофункциональной ледовой арены в Новосибирске, проект «Сибирского кольцевого источника фотонов», реконструкцию Щёлковских межрайонных очистных сооружений, комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги, строительство и реконструкцию объектов многофункционального технологического кластера «Образцово» в Москве и Подмосковье. В перечень попали также мост через реку Шексну в Череповце, дороги в обход Калуги и реконструкция части кольцевого маршрута в обход Калининграда.
На 1 июня общий размер ФНБ составлял 12,161 трлн рублей. Из этой суммы треть уже потрачена, но не на поддержание предприятий и граждан. 2,162 трлн рублей вложены в контрольный пакет акций Сбербанка, 540,6 млрд рублей выделены на поддержку ВЭБа (в виде депозитов под льготную ставку), 138,4 млрд рублей — на помощь ВТБ и Газпромбанку,
3 млрд долларов сгинуло в еврооблигациях Украины, купленных за два месяца до бегства из страны Виктора Януковича. Наконец, 222,2 млрд рублей и 4,1 млрд долларов освоены в рамках «самоокупаемых инвестиционных проектов».
Свободных средств в ФНБ в июне оставалось на 8,205 трлн рублей, следует из данных минфина. Это 53,4 млрд долларов, 46 млрд евро и 8,9 млрд фунтов стерлингов, размещённых на валютных счетах в ЦБ.
ТАК ЧТО СЛОВА Путина «мы должны корректировать, разумеется, нашу работу исходя из реальной ситуации», сказанные им 13 июля, могут означать лишь одно: всем нацпроектам придётся теперь ужиматься в соответствии с «новыми возможностями» экономики. Либо… либо придётся «растягивать удовольствие» на гораздо больший срок, чем это предполагалось ранее. Или попросту говоря: по одёжке протягивай ножки. В выступлении Путина данный тезис прозвучал весьма витиевато и даже как-то оптимистично и задушевно: «В этой связи считаю необходимым заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 год, и уже сейчас в развитие поставленных целей определить общенациональные задачи на предстоящее десятилетие».
Выступивший затем премьер Мишустин, чтобы не было никаких разночтений, расшифровал замысловатое речение своего шефа: «Мы должны принимать это во внимание при установлении целевых показателей и определении темпов движения к ним. Возможно, продлить сроки достижения национальных целей, о чём вы сказали сегодня, до 2030 года», хотя дата «2030 год» во вступительном слове Путина не звучала. Впрочем, в своём заключительном слове Владимир Путин подтвердил сказанное подчинённым, видимо, предварительно они это с ним обсуждали: «С учётом результатов голосования по Конституции и по итогам сегодняшнего обсуждения прошу администрацию президента, конечно, вместе с профильными ведомствами, с правительством в целом подготовить проект указа, в котором будут закреплены цели национального развития на период до 2030 года, так, как сегодня коллеги и предлагали».
Вы почувствовали разницу? Это не Путин предложил перенести «сдачу» нацпроектов с 2024 на 2030 год, а «коллеги». В нынешнем же их виде нацпроекты неисполнимы.
Впрочем, не только в недостатке финансов дело. На глубинные пороки и дефекты самой системы нацпроектов неоднократно обращал внимание соратник Путина Алексей Кудрин, ныне председатель Счётной палаты. Главный из пороков состоит в том, что в рамках нацпроектов осуществляются инвестиции, которые не всегда улучшают социально-экономические показатели, ради чего всё и затевается. И даже если удаётся потратить все 100% выделенных средств (что случается крайне редко), то никто не гарантирует, что заявленные конкретным нацпроектом цели достигаются. Деньги тратятся огромные, а ожидаемого положительного результата всё равно нет. Нынешняя чиновничья пирамида не в состоянии в рамках нац-проектов, скажем, рассчитать, сколько и на что надо потратить, чтобы число бедных в стране уменьшилось вдвое. Ну не получается у них!
На одном из предыдущих заседаний вышеназванного совета, которое произошло ещё до пандемии коронавируса — 26 декабря 2019 года, — Алексей Кудрин заявил: «По ряду национальных целей до сих пор отсутствуют методики расчёта и наблюдения за показателями. Сегодня уже стало понятно, что достижение и выполнение национальных проектов не приведёт к достижению национальных целей. <…> Включённые в нацпроекты показатели и индикаторы не связаны с запланированными результатами их реализации. По проектам «Здравоохранение» и «Жильё» видно, что 100% задач решены, а цели достигнуты на 25% или 60%. Это может говорить, например, о недостаточности или неэффективности мер. <…> При выполнении 100% посторонних задач цели самих нацпроектов выполняются на 25, на 60%. То есть это означает, что самих мер было недостаточно, хотя они все, казалось бы, выполнялись почти на 100%».
Понятно, что президент Путин не смог тогда согласиться с оценками «коллеги» и даже стал спорить с ним. Однако с цифрами не поспоришь. На сайте Счётной палаты вывешен отчёт под заголовком «Исполнение расходов бюджета на нацпроекты в первом квартале 2020 года составило 15,69%». Речь идёт о периоде ещё до начала борьбы с пандемией. Самые низкие показатели продемонстрированы по проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (1,74% от установленных на год объёмов), «Цифровая экономика» (4,07%), «Международная кооперация и экспорт» (5,45%), «Экология» (5,87%), по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (6,39%) и по нацпроекту «Образование» (8,03%).
ОПРЕДЕЛЁННАЯ новизна в выступлении Путина 13 июля всё же присутствовала. Так, он заявил: «Нам также предстоит реализовать уже запланированные меры по развитию и укреплению системы здравоохранения, направить на это дополнительные ресурсы». И понять Путина можно: пандемия продемонстрировала, что крайне затратная сфера здравоохранения может приносить колоссальные политические и электоральные дивиденды. Ведь как приятно заявлять во всеуслышание: «В России от коронавирусной инфекции на 100 тысяч населения летальность ниже, в разы ниже, чем во многих других странах, в том числе в европейских странах с развитой системой здравоохранения».
Таким образом, можно надеяться, что развитие здравоохранения не будет теперь восприниматься высшими чиновниками как необходимая, но всё-таки обуза. Тем более что многие из них, вероятно, уже сумели оценить и бизнес-потенциал вливания бюджетных средств в данную сферу. Однако на 7—8% ВВП государственных затрат, о необходимости чего из года в год говорят эксперты, вряд ли стоит надеяться. Речь, вероятно, пойдёт о конкретных многомиллиардных проектах, которые будут «курировать» конкретные госчиновники и исполнять приближённые к ним фирмы. Но эти проекты в целом на состояние отрасли вряд ли повлияют.
Отдельного комментария заслуживают слова Путина о жилищной проблеме: «У нас, вы понимаете, что я хочу сказать, есть исторический шанс в обозримые сроки, абсолютно понятные, может быть, впервые за всю историю России решить, кардинально решить жилищный вопрос».
Если говорить прямо, то Путин попытался оседлать самую горячую тему: миллионы и миллионы россиян мечтают улучшить свои жилищные условия. Фраза нынешнего президента прозвучала так, как будто он чуть ли не гарантирует, что в сроки его президентства проблема будет решена.
Однако есть ли у Путина какие-то инструменты для всеобщего решения жилищной проблемы? Их нет, как и не было ранее. Выступивший по данной теме вице-премьер Хуснуллин довольно откровенно (если не сказать, цинично) заявил: «Население верит в то, что жилищное строительство будет развиваться, соответственно, будет покупать жильё, что является самым главным фактором для обеспечения ввода [жилья]».
Попытаемся подробно разъяснить сказанное Хуснуллиным, так как здесь кроется многое. «Население будет покупать жильё, что является главным фактором»: масштабное жилищное строительство развивается исключительно за счёт высасывания финансов из населения. Создан эдакий строительный вампир, пожирающий миллиарды и триллионы. А поскольку наше население в основной своей массе очень бедное, имеет весьма низкие доходы, то его «подсадили на иглу» ипотечных кредитов. И к строительному вампиру подключился банковский вампир.
Вот и Хуснуллин данный тезис подтвердил: «…ключевым фактором, влияющим на этот показатель, является ипотека. Простой пример. В апреле мы по объёму выдачи ипотеки упали на 40 процентов, но оперативно у вас на совещании приняли решение: вы поддержали строительство, строительную отрасль и развитие ипотеки. В результате по итогам этого полугодия мы уже перевыполнили показатель прошлого года в физическом выполнении на 5%, а в денежном выражении — на 14%».
В результате титанических усилий двух вампиров конечная стоимость квартиры для гражданина удваивается, а нередко и утраивается. И это при том, что даже «чистая» цена продажи квадратного метра (без переплаты за ипотеку) многократно завышена. В крупных городах при себестоимости строительства в 30—40 тысяч рублей за квадратный метр застройщиками заявляется продажная цена в пять—десять раз выше. Эксперты говорят, что причиной тому — колоссальные «откаты», которые застройщики платят чиновникам за многочисленные разрешения и согласования. Кроме того, девелоперы вздувают цены на квадратный метр из-за того, что пытаются максимально быстро покрыть издержки, а тем временем огромная часть построенных ими квартир годами стоят пустыми. Так как нет покупателей на них.
Что касается уменьшения ставки ипотечного кредитования, то и тут нет никакой панацеи. Влияние данного фактора на цену однозначно: если ставка кредита падает, то стоимость квадратного метра растёт. Потому что больше граждан могут взять кредит для покупки квартиры. Кредитная удавка всё туже затягивается на шее миллионов и миллионов российских семей, квартиры всё дорожают и дорожают.
И ещё один пикантный вопрос поднял Хуснуллин, обратившись к вице-премьеру Белоусову, порадовавшись за скорейшее снятие ограничений в строительстве. Хуснуллину радостно. А вы взгляните на любой жилищный проект в Москве или в другом крупном городе и увидите по 10—20 квартир на одной площадке. Фактически речь должна идти о том, что под видом комфортного жилья в огромных количествах строятся общежития секционного типа с повышенным уровнем комфорта (отдельные ванная, туалет, кухня. Подобные общежития в советское время строили для студентов и аспирантов МГУ). Такие дома, которые нередко имеют 30 и более этажей, уже окрестили «человейниками». В одном доме может проживать до 5—10 тысяч человек одновременно! И всё это — в результате снятия ограничений в строительстве, которые неукоснительно соблюдались в советские времена.
И такое вот массовое строительство общежитий Путин назвал «историческим шансом» решить жилищный вопрос! Да эти дома через 20—30 лет придётся сносить, о чём говорят специалисты, но их никто не хочет слышать.
…И тут поневоле согласишься с Алексеем Кудриным, который свою позицию резюмировал так: «Национальные проекты в их нынешнем виде не приведут к прорывному развитию экономики и качественному преобразованию в сферах, которые они регулируют».
В классической байке о Ходже Насреддине её герой обещал падишаху научить ишака говорить. Его расчёт был прост: надо обозначить такой срок выполнения обещания, до которого кто-то из двоих (ишак или падишах) точно не доживёт. Похоже, что старая, проверенная временем технология пришлась по вкусу в Кремле.
Комментарий редакции: Особенность современного социально-экономического положения России требует принятия комплексных, системных, взаимоувязанных мер, направленных на воссоздание производственного потенциала, ускоренного его развития на современной и на самостоятельной основе, повышения уровня жизни народа нашей страны, преодоления демографического кризиса. Без координации программ развития, без концентрации в руках государства основных финансовых потоков, без установления реального народного контроля за использованием национальных ресурсов и за действиями власти невозможно последовательно решить комплекс стоящих задач. Вполне понятно, что речь идёт об обязательной национализации средств производства, о государственном планировании экономического развития, об освобождении России от пут ВТО, о воссоздании институтов Советского народовластия. Но путинское правительство в силу своих классовых интересов не пойдёт на осуществление столь кардинальных преобразований. Что же предлагают они? Фактически они продвигают идеи, связанные с обычным латанием финансовых дыр. Нужно ли увеличивать финансирование социальной сферы, инфраструктурных проектов? Безусловно. Но, по мнению целого ряда специалистов, выделяемая правительством сумма не способна покрыть потребности ключевых сфер жизнеобеспечения. Кроме того, попытка решить упомянутые задачи в условиях коммерциализации образования, здравоохранения, ЖКХ, в условиях расцвета коррупции и казнокрадства, всевластия «офшорной аристократии», спекуляции, боком выйдут трудящемуся большинству России. Конечно, следует ставить вопрос о серьёзном и масштабном изменении курса. Однако высокопоставленные государственные деятели де-факто намекают на неспособность решить в ближайшей перспективе социальные проблемы. Видите ли, финансовые возможности государства не позволяют сделать это. Так мы и поверили! А что же тогда направляют колоссальные средства на функционирование «Ельцин-центров», в которых воспевают подвиги предателя и разрушителя нашего Отечества? На каком основании постоянно увеличивают расходы на содержание управленческого аппарата, одновременно призывая народ «затянуть пояса»? Чем можно объяснить выделение государственных финансовых ресурсов на спасение олигархических бизнес-империй (как во время кризисов, так и в рамках «закона Роттенберга» в случае санкционного удара по крупным компаниям)? В конце концов, не народ России создал экстремальную ситуацию — не он должен расплачиваться за кризис. Просто правящий класс даёт понять, что его нисколько не интересует будущее России и народа, что он намерен впредь перетягивать львиную долю финансовых ресурсов в свою пользу. Но это явно тупиковый путь. Поэтому только борьба трудящихся России за социализм, за Советскую власть сбросит эксплуататорскую удавку с шеи народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.