Поствыборный политический кризис в Белоруссии продолжается. Намедни мерились в Минске численностью почти синхронно проведённых митингов власть и оппозиция, отступать никто не намерен. Разумеется, целая орда экспертов, как подлинных, так и таких, которых следует брать в кавычки, делают прогнозы, чем же всё окончится. Чья возьмёт? Бесспорно, это дело занимательное. Но представляется, что не менее, но даже более значимо то, за что, во имя чего выступают столкнувшиеся стороны?
Политическая борьба всегда ведётся во имя достижения неких целей, реализации определённой программы. Если кто-то полагает иначе, значит, он обведён вокруг пальца, и его для достижения своих целей используют другие. Тот, кто желает взять в свои руки власть, обязан предъявить обществу отчёт о том, как именно он намерен ею воспользоваться, что предпринять. Конечно же, люди лгут, а когда идёт игра с большим кушем и ставками – подавно. «Хозяев своего слова», которые дают и берут его назад, когда вздумается, развелось в наше время с избытком. Но в любом случае вначале должен быть образ лучшего, чем сейчас, будущего, пускай расплывчатый, обманный и популистский. Глядя на происходящие в Белоруссии события складывается довольно странное ощущение. Парадигма, по которой ведёт страну действующий президент, в целом понятна, как и то, что после своей победы менять её он не собирался. Планы на будущее оппозиции неясны вообще. Отсутствуют внятные указания, чем именно так плоха существующая политэкономическая модель, что её нужно непременно и немедленно менять, и главное – описание того, на что.
Вместо этого – эмоции и образы. Усатый таракан! Подделал выборы! Украл голоса! Вот уж детский лепет. Покажите мне буржуазное государство, где существуют подлинно честные и чистые выборы и реальная идейная конкуренция, а не «борьба нанайских мальчиков» или в лучшем случае разных олигархических кланов – и я положу на стол партбилет. Сам по себе факт подтасовок не может служить коренной причиной. Какие-то дежурные и предельно обобщённые фразы про коррупцию. Опять же, а где её нет? С большой долей вероятности не будет ошибкой заявить – именно в Белоруссии эта беда проявляется менее остро, чем в любой другой стране – бывшей республике СССР. И хорошо, допустим, коррупция. Какие институциональные изменения желает претворить в жизнь оппозиция, чтобы её искоренить? Попадались обвинения в адрес Батьки в связи с недостаточно активной борьбой против коронавируса, длительным замалчиванием и отрицанием угрозы. Да, это было ошибкой президента Белоруссии, впрочем, уже признанной некоторое время назад. Наряду с ним подобные просчёты при оценке последствий эпидемии допустили правительства таких стран, как, например, Великобритания и Швеция. Что ещё? Сравнение по большей части виртуальных в современных реалиях показателей ВВП, где Белоруссия проигрывает соседней Литве? Какие-то отрывочные слухи про якобы скопленное президентской семьёй огромное богатство, дворцы и Майбахи? Это всё тоже не серьёзно. Здесь нет подлинных основ для непримиримого антагонизма. С этим набором противники действующей власти подошли к началу массовых уличных акций. Дальше сплошная игра на чувствах в общем духе «наших бьют» – Лукашенко плох потому, что полиция жестко подавляет протестующих, вышедших на площади из-за того, что Лукашенко плох. Круг замкнулся, змей Уроборос укусил собственный хвост. Классическая схема эскалации конфликта, которая подпитывает сама себя.
Ну а если попробовать всё же посмотреть в корень?
Автор этих строк в отличие от многих в России не разделяет восторгов по поводу личности Лукашенко и выстроенной им системы. Ничего подлинно нового или исключительно успешного Батька не создал. Белоруссия при нём не более и не менее, чем патерналистского толка диктатура. Вот только на фоне того безрыбья, а говоря откровеннее – настоящего цирка уродов, который представляет собой политикум всех прочих постсоветских государств, дикого периферийного капитализма, клептократии, непрерывной череды предательств национальных интересов, даже она выглядит выигрышно. И это – очень важный, принципиальный момент. Известна фраза: политика есть искусство возможного. Оценивать тот или иной режим имеет смысл только по сравнению с реально доступными альтернативами, а не неким отвлеченным идеалом. Лукашенко как лидер, его система, мягко говоря, не лишены недостатков. Это очевидно, в том числе и из масштабов протеста. Умелый махинатор может при помощи чудес современных медиа и политтехнологий раздуть из мухи слона, но никому не дано создавать вещи из пустоты, всегда должны быть предпосылки. Однако суть в другом. Только в детских сказках персонажи дружно и чётко делятся на добрых и злых. «Хорош или плох режим Батьки?» – это неверный, обывательский вопрос. Правильный – лучше или хуже будет стране в целом и большинству её граждан в случае его ухода?
И вот мы снова возвращаемся к перспективам и целеполаганию. Проведём мысленный эксперимент. Предположим, что с завтрашнего дня оппозиция получает возможность действовать беспрепятственно. Лукашенко, как в своё время лживо уверяли, сбежал из страны, умер от сердечного приступа, растворился в пространстве. Не важно. Его нет. Что дальше? Триумфальное возвращение сидящей в Литве Тихановской, не способной связать два слова местоблюстительницы арестованного мужа, и её помазание на президентство? Хорошо допустим. Хотя очевидно, что подходит для этого поста она чуть менее, чем никак. Что после? Поменять герб (на копию литовского), флаг (на производную польского), гимн. Сделано! Устроить референдум и вернуть изначальную редакцию конституции 1994 года? Пожалуйста! Правда, в этом случае властные полномочия существенно сместятся в сторону парламента, где оппозиция представлена слабо. Значит досрочные перевыборы, может быть даже люстрация? Пускай. Что от всего вышеперечисленного поменялось в жизни простого белоруса? Ничего.
А вот теперь мы переходим к двум главным вещам.
Первое – в случае успеха оппозиции Белоруссию ожидает разрыв связей с Россией. Сперва военно-политических: уже сейчас заявлен выход из ОДКБ, договора о Союзном государстве. Затем, как неизбежное следствие, и экономических – под вопросом окажется членство Белоруссии в Таможенном Союзе, изменится тарифно-ценовая политика поставщиков сырья, едва ли будут предоставляться на прежних льготных условиях кредиты. Сумеет и захочет ли заместить эти выпадающие позиции кто-то другой? Китай одним из первых признал Лукашенко и тем самым показал, что делает ставку именно на него. Остаются Европейский Союз и США. При том, что доля младших периферийных членов ЕС сама по себе довольно незавидна, чему примером такие страны, как Болгария, Румыния, да и государства Прибалтики тоже, ставящие мировые рекорды по темпам сокращения населения, опыт Украины наглядно доказывает – никаких подлинных экономических преференций влюблённым в себя идиотам Европа оказывать за здорово живёшь не намерена. Особенно в условиях нового витка собственного внутреннего кризиса, вызванного все тем же ковидом и рядом других причин. Деньги могут давать только американцы в рамках решения задачи военно-политического сдерживания Москвы, либо структуры вроде МВФ и Всемирного Банка под драконовские условия.
Второе – государственной промышленности Белоруссии светит приватизация, частной – сокращение или полное прекращение дотаций и политики льгот. В сочетании с обозначенными выше политическими переменами, а именно потерей рынка сбыта в РФ, подобная встряска будет неизбежно означать волну банкротств и закрытий. Уже сейчас в программе Тихановской можно прочитать заветные слова о сокращении государственных расходов на «неэффективные» предприятия. Возвращаясь к программе, в целом это удивительно куцый документик, едва ли заслуживающий такого названия, основная его часть посвящена перспективе дальнейших перевыборов-референдумов. Однако некоторые многозначительные намёки можно увидеть в нём всё равно. Скажем, отдельной строкой идёт фраза о необходимости развития частной системы образования. Так социальные гарантии плавно начинают превращаться в платные услуги.
Лукашенко долгие годы был – вот этого у него не отнять – довольно хорошим сторожем, завхозом. Не способный придать подлинного импульса развития, он не позволял и растаскивать национальное достояние. 90-х, какими их знает большая часть постсоветского пространства, в Белоруссии не было. И это теперь сказывается. Неверно называть нынешние протесты буржуазными по своему социальному составу. На улицах и площадях представлены широкие слои населения, существует даже заводское стачечное движение. Однако по мировоззрению своему митингующие, особенно лидеры, те, кто задаёт тон – это мелкая буржуазия. Со всеми сопутствующими иллюзиями. Не хотим тесной, но теплой и спокойной гавани социального государства по-белорусски! Отпустите нас в рыночное море. Несколько относительно успешных стартапов в IT-индустрии – и вот уже масса простаков убеждена, что это – золотой путь, дорога к процветанию, перед которой стоят шлагбаумом все эти старые колхозно-коммунальные формы хозяйствования, навязываемые надоевшим Лукашенко. Не понимая, что не сможет условным “World of tanks” прокормиться десятимиллионная страна. Более того, если она окажется встроенной без всяких преград в глобальную экономику, то и те немногие, у кого будут иметься дающие капитализацию идеи, предпочтут уехать с ними в более развитые и прибыльные пенаты. А что будет с оставшимися?
Когда-то мы грустно потешались над лозунгами из Незалежной про девочку, которая хочет кружевные трусики и в ЕС. Потом были развал всего на свете, война, кровь, позорище с Порошенко, лебезящим перед заморским господином Байденом, да и много других ещё, всех не перечесть. Полные штаны мнимой свободы, но почему то никакого процветания. Янукович был бездарным мерзавцем, но новые вожди довели страну и народ до того, что и о нём уже начинают вздыхать с ностальгией. Когда наивные мечтания разбиваются на осколки о стену реальности подлинным выгодополучателям произошедшего надо дать что-то народу взамен. И это непременно образ врага – чужака, который виноват в том, что не сбылось, не случилось счастья. А также собственная дутая исключительность, которую нужно прикладывать, как подорожник на больное место. Мы великие! К огромному сожалению, в Белоруссии уже видны семена, которым суждено дать в случае победы оппозиции горькие всходы. Громадные многометровые бело-красно-белые флаги, которые выносятся на улицы митингующим (верим в полную спонтанность протестов, ага). Символ самостийщиков времён Гражданской войны и коллаборационистов годины Великой Отечественной стал единственным знаменем протеста. Знак так называемых змагаров. Этот омерзительный в своём убожестве местечковый национализм, строящий свою идентичность из объедков через обезьянничание: “Слава Украине!” была по существу копией “Sieg heil!”, а теперь форсится “Жыве Беларусь!”, как копия копии. Эта бессмысленная и никчемная в современном мире мова, которую, тем не менее, достают, поднимают на знамя, хотя выглядит это так, как если бы ещё вчера адекватный человек извлёк на свет из сундуков и начал потрясать на людях старым и пыльным прабабкиным бельём.
Я не хочу, не могу, не имею права осуждать людей, которые выступили против фальсификаций (а они объективно были), проявляющих солидарность, когда против них применяют неизбирательное (и это тоже факт) насилие. Тех, кто готов деятельно брать в свои руки собственную судьбу и будущее страны. Но я призываю их задуматься. Протест без позитивной повестки всегда не только бессмыслен, но и вреден. Перефразируя слова Интернационала, до основания рушить прежнюю систему можно только в том случае, если имеешь ясное представление об «а затем» и волю воплощать их в жизнь. В ином случае бунт допустим только в ситуации «концлагеря», настолько ужасного и мучительного угнетения, что любые последствия меркнут перед самим фактом избавления. Когда нечего терять. Тут уместно вспомнить ещё одно крылатое выражение: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Но разве в случае Белоруссии мы имеем нечто подобное?
Одного лишь желания неких расплывчатых позитивных перемен, пусть бы даже и всеобщего, совершенно недостаточно для действительного их осуществления. Это ещё одна наивная, обывательская ошибка: если все хотят, чтобы стало лучше, то непременно так оно и будет. Рецепт только один – чтобы не оказаться обманутым, чтобы лучшие чаяния и прекрасные порывы не вели к катастрофе, необходимо вырабатывать классовое сознание и политическую грамотность, видеть чужие интересы, понимать и твёрдо отстаивать собственные. Быть может для Лукашенко и пришло время отойти в сторону – это решать белорусскому народу. Но во имя собственного будущего, ради того, чтобы не было после мучительно больно от осознания – то, что должно вызывать гордость, обернулось досадной ошибкой, победа стала поражением, товарищи, трудящие братской Белоруссии, задумайтесь о том, куда идти дальше! Стоя на распутье перед камнем, подобно богатырю из былины, может быть, стоит избрать левую дорогу, развив и упрочив те свои достижения, которым завидуют белой завистью ваши соседи по прежде единому великому Союзу?
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Все так. Но обращаться к предателям батьки лучше на их языке через их понятия. А для этого можно посмотреть последние выступления Лукашенко. Там видно, как и что он им говорил.