Его воспитали библиотеки

Его воспитали библиотеки

К 100-летию со дня рождения  американского писателя-фантаста Рэя Бредбери

Он родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Его полное имя — Рэймонд Дуглас. Известно, что второе имя было дано ребенку в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса. Его мать Мари Эстер Моберг была шведкой по происхождению. Его отец Леонард Сполдинг Брэдбери работал электромонтёром и на момент рождения будущего писателя-фантаста имел уже четырёхлетнего сына Леонарда-младшего (вместе с Леонардом-младшим родился его брат-близнец Сэм, позднее умерший в два года). Кстати, прадед и дед Рэя были потомками первопоселенцев-англичан, приплывших в Америку в 1630 году, и когда-то в конце XIX века издавали две иллинойские газеты.

Отца Рэй вспоминал редко, мать – чаще. Впрочем, в третьей книге  писателя «Лекарство от меланхолии», изданной в 1959, можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Надо сказать, что Леонард-старший прочесть этого уже не смог, он умер двумя годами ранее в возрасте 66 лет.

Яркое отражение проснувшаяся поздно невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание». И еще, надо заметить, что в книге «Вино из одуванчиков», ставшей по сути книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг.

Имена родственников появляются и в других произведениях Рэя Бредбери. Так сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» автор снабдил следующим посвящением: «Эта книга — в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню». 

Известно, что «Дядюшка Эйнар» существовал в действительности. Это был самый любимый из родственников Рэя. Когда в 1934 г. семья перебралась в Лос-Анджелес, туда же переехал и он — к радости племянника. Также в рассказах встречаются имена другого дяди, Биона, и тёти Невады (её в семье называли просто Невой).

Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. Вот как он сам рассказывал об этом: «У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал «почти полным мысленным возвратом» к часу рождения… Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то — видел, слышал, знал…».

— «Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был основным для меня», — писал позднее Рэй Бредбери.

Интересно, что Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 г. вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на Луне в 1932-м».

Многие из его рассказов и повестей названы цитатами из произведений других авторов: «Something Wicked This Way Comes» — из Шекспира; «Диковинное диво» — из неоконченной поэмы Колриджа «Кубла(й) Хан»; «Золотые яблоки солнца» — строка из Йейтса; «Электрическое тело пою» — Уитмен; «И по-прежнему лучами серебрит простор луна…» — Байрон; рассказ «Уснувший в Армагеддоне» имеет второе название: «И видеть сны быть может» — строка из монолога Гамлета; завершение «Реквиема» Роберта Луиса Стивенсона — «Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря» — также дало название рассказу; рассказ и сборник рассказов «Машины счастья» названы цитатой из Уильяма Блейка. И список этот далеко не полон.

В большинстве своём произведения Брэдбери— это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие краткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам и построенные в основном на диалогах, монологах и размышлениях героев.

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери вовсе не был фантастом. Его творчество, наверно, надо отнести к «большой», внежанровой литературе, ведь истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. В основе сочинений Брэдбери стоит беллетристика, а не наука. Его главным персонажем всегда были люди, а не пришельцы, роботы или машины, а также проблемы, с которыми сталкивается человечество, которые он во многом предвидел. 

Рэй Брэдбери – тот уникальный автор, которому одинаково хорошо удавались самые разные жанры. Он писал фантастику, детективы, ужастики, пьесы, короткие рассказы и юмористическую прозу, причём в некоторых произведениях ухитрялся совместить чуть ли не все эти жанры.

Однажды писатель заявил, что после смерти его пепел надо поместить в банку с томатным супом Кэмпбелл и отправить на Марс. Впрочем, позднее он решил, что все-таки надо иметь место, которое могли бы посетить его фанаты. И пусть там будет могильный камень с названиями его книг. А еще там должно быть написано: «Положите одуванчики здесь», – как дань «Вину из одуванчиков». Он умер в 91 год 5 июня 2012 года.  Его пожелания о захоронении так и не сбылись. Величайший автор похоронен под надгробным камнем с надписью: «Ray Bradbury – Автор Фаренгейта 451».

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Его воспитали библиотеки

  1. Поразительно, насколько точно отбирали авторов из забугорья наши советские власти : Брэдбери, Бичерстоу, Драйзер, etc, находя жемчужины в навозной куче. Огромное спасибо им за это.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *