Белоруссия: что делать?

Белоруссия: что делать?

С начала августа все СМИ обсуждают итог выборов президента Белоруссии и последовавшие события. В Белоруссии и у нас  немало  тех, кто, наслушавшись  и начитавшись «либерально — демократических» СМИ), считают, что Лукашенко немедленно должен  уйти в отставку, а может быть, и отдан под суд.

Правы ли они? Сомневаюсь. Представляется, что в данном случае важно  понять, что решается не судьба гражданина Лукашенко, а судьба государства Белоруссия. Разница в том, что если судьба рядового гражданина зависит от судьбы его страны, то судьба страны часто зависит от судьбы её лидера.

Определяя отношение к этим событиям, прежде всего надо определить, как решение проблемы президентства  отразится на положении трудящихся страны и её отношениях с Россией.

Не будем обсуждать недостатки (и достижения), допущенные Лукашенко за долгие годы управления Белоруссией – об этом достаточно рассказано СМИ всех политических направлений.  Но несомненно:  после распада СССР в тяжелейших условиях ему удалось создать социальное государство. Да, со временем оно переродилось в патерналистскую диктатуру (что вызывает справедливое недовольство граждан), но  давайте  объективно оценим:  как отразится на положении трудящихся  Белоруссии приход к власти тех, кто стоит за Тихановской?

Первое – в случае их успеха Белоруссию ожидает разрыв связей с РФ. Сперва военно — политических: уже сейчас заявлен выход из ОДКБ, договора о Союзном государстве. Затем, как неизбежное следствие, и экономических – под вопросом  окажется членство в Таможенном Союзе, изменится тарифно-ценовая политика поставщиков сырья, едва ли будут на прежних льготных условиях предоставляться кредиты. Сумеет и захочет ли заместить эти выпадающие позиции кто-то другой? Китай одним из первых признал Лукашенко и тем самым показал, что делает ставку именно на него. Остаются Европейский Союз и США. При  том, что доля младших периферийных членов ЕС сама по себе незавидна, чему примером такие страны, как Болгария, Румыния и государства Прибалтики, ставящие мировые рекорды по темпам сокращения населения. Опыт Украины наглядно доказывает — никаких подлинных экономических преференций новой власти Европа оказывать за здорово  живёшь не намерена. Особенно в условиях собственного внутреннего кризиса. Деньги могут давать только США в рамках решения задачи военно-политического сдерживания Москвы, либо структуры вроде МВФ и Всемирного Банка под драконовские условия. 

Второе – государственной промышленности Белоруссии светит приватизация, частной – сокращение или полное прекращение дотаций и политики льгот. В сочетании с обозначенными выше политическими переменами, а именно потерей рынка сбыта в РФ, подобная встряска будет неизбежно означать волосу банкротств, закрытий и безработицы. Уже сейчас в программе Тихановской можно прочитать заветные слова о сокращении государственных расходов на «неэффективные» предприятия.   

К чему приведёт реализация этой программы видно на примере соседей Белоруссии  Литвы и Украины, тоже бывших республик СССР. В Литве безработица достигла 12%, и это при том, что после её выхода из СССР численность населения в ней сократилась с 3,7 млн человек до  2,7 млн. Не лучше положение на Украине: там безработица достигает 16%. Белоруссии же пока удаётся удержать её на уровне менее 1%. Так что сегодня, когда все страны бьются в судорогах кризиса и миллионы оказываются безработными, она пока благодаря Лукашенко — островок относительной стабильности.

Что касается России, то для неё такая смена власти в Белоруссии была бы не только тяжёлым ударом по дружбе двух родственных народов, но и крахом системы обеспечения безопасности РФ из-за потери на территории Белоруссии двух спецбаз, без которых все замечательные танки, военный флот в Балтийском море и ракетные установки  превращаются  в груду дорогостоящего металлолома.

Так что в данный момент в интересах и белорусских трудящихся, и сохранения существующих отношений между нашими братскими народами, оптимальное решение-стабилизация обстановки в стране при условии пребывания Лукашенко на посту президента. В то же время всем, и прежде всего самому Лукашенко, должно быть ясно: в стране назрела необходимость реформ. А чтобы реформирование было осуществлено в интересах трудящихся, а не отечественной буржуазии или, тем более, зарубежных монополий, к реализации этой задачи надо в первую очередь привлечь левые силы страны, начиная с Компартии Белоруссии.

В перспективе же для наших народов самым лучшим вариантом  будет приход к руководству Россией левых сил — правительства народного доверия, при котором меркантильные отношения между нашими странами могут смениться на взаимовыгодные  братские, по примеру того, какими они были в СССР. Но такая смена, вполне реальная при Лукашенко, будет абсолютно  невозможна, если в Белоруссии у власти  окажется его  сегодняшняя оппозиция.

   Николай Кудрин

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *