И снова о нём

И снова о нём

Капиталистическое общество ценит скорость, ведь время – деньги. Мы живём в эпоху, когда век новостей короток, они вспыхивают, как огненные всполохи во время салюта, оглашает всё кругом треском вал оценок и мнений – и тишина. А вернее – следующий сполох, новый тренд, задающий тон повестке и требующий очередной порции словоизвержений от записных «экспертов» — часто на темы, даже мало-мальски не схожие с теми, по которым они высказывались вчера. Между тем, как ни досадно дельцам от сферы массовых коммуникаций (хотя, впрочем, не так чтобы слишком – публика охотно потребляет и низкопробный продукт), для по-настоящему взвешенных оценок, выявления фундаментальных закономерностей и причинно-следственных связей почти всегда требуется солидный срок.

Точная дата возникновения нового коронавируса остаётся предметом ожесточённой дискуссии. Тем не менее, первая зафиксированная вспышка произошла в Китае в декабре 2019 года. 11 марта 2020 Всемирная организация здравоохранения объявила о начале глобальной пандемии. Как ни крути, а времени с момента начала триумфального шествия ковида по планете прошло уже изрядно. И вполне достаточно для того, чтобы можно было не просто спекулировать, но действительно делать подлинные и объективные выводы. Эпидемия ещё не окончилась, так что, несомненно, их можно и нужно постепенно дополнять, ну да это – дело будущего. А пока взглянем на то, что уже есть. На 10 октября 2020 года свыше 35,5 миллионов жителей планеты заболело коронавирусом и более миллиона из них от него скончалось. До уровня самых страшных пандемий в истории человечества ковиду по-прежнему далеко, так от эпидемии Чёрной смерти (судя по всему – чумы) 1346-1353 годов погибло порядка 34 миллионов человек. Юстинианова чума унесла свыше 100 миллионов жизней, что делает, по всей видимости, именно её лидером в печальном зачёте. Конкуренцию может составить только Испанка – от пандемии гриппа 1918-1920 годов по разным данным умерло от 50 до 100 миллионов людей.

И здесь мы видим важную проблему – точная оценка летальности для исторических массовых заболеваний очень сложна. Даже для пришедшейся на XX век пандемии Испанского гриппа мы видим двукратный разброс. Такие болезни, как холера, или тиф, собирали свою жатву на протяжении долгого срока без ярко выраженных пиков, тем не менее, в целом давая, определённо, весьма значительные валовые показатели жертв. Коронавирус, вероятно, является самой задокументированной и исследованной массовой эпидемией в истории цивилизации. Которая, в свою очередь, также не стоит на месте. В том числе изменяется численность людей на Земле и разных её регионах. 34 миллиона человек в середине XIV века это треть населения Европы, где свирепствовала и опустошала города чума. Миллионные потери, разложенные на 7,5 миллиардное человечество, дают совершенно иные относительные величины. В этом отношении массовая паника и апокалиптические прогнозы в связи с распространением коронавируса явно необоснованны.

Тем нагляднее с другой стороны тот факт, что цивилизация XXI века оказалась неспособна уверенно и в приемлемые сроки справиться с такой ещё далеко не худшей из возможных угрозой. В самом деле, в XX столетии медицина вела настоящие превентивные наступательные войны против некоторых инфекций —  и одерживала в них победы, чему порукой искоренение натуральной оспы. Ещё более смелыми были прогнозы как футурологов, так и учёных профессионалов на новое тысячелетие. Системы здравоохранения развитых стран, как бы признавая решенными ставившиеся ранее важнейшие задачи, постепенно переориентировались с массовых эпидемических заболеваний на поддержание индивидуальных здоровья и долголетия пациентов. Персонализация медицины, борьба с проблемами, проистекающими из образа жизни человека (например, поражениями кровеносно-сосудистой системы, вызванными малоподвижным образом жизни, избыточным весом и тому подобными вещами) сделались магистральным направлением. Между тем, несмотря на целый ряд тревожных звонков – вспомним и о свином гриппе, и о птичьем, атипичной пневмонии и так далее, перечень можно продолжать, мир продемонстрировал свою неготовность к ковиду. Причём как бедные страны, так и наиболее развитые, включая сверхдержаву – США.

Да, понятно, что многие предначертания оптимистических 1960-1970 не сбылись. Нога человека всё ещё не ступила на Марс, основным источником энергии остаются углеводороды, а вовсе не атом, продолжительность жизни, пускай и увеличивается, но далеко не скачками, а до 150-200 лет, бывших общим местом в научной фантастике, нам ещё крайне далеко. Но это вовсе не значит, что происходящее – норма, что к этому следует относиться как к чему-то неизбежному. Пандемия коронавируса может и должна быть осмыслена как следствие ошибок, допущенных в развитии всемирной цивилизации, особая форма системного кризиса. А система – это глобальный капитализм.

Здесь уместно будет отметить тот факт, что в тройке лидеров стран по числу заразившихся ковидом все государства возглавляются сторонниками правых рыночных политэкономических концепций.  Соединённые Штаты с Дональдом Трампом, Индия националиста и либерала Моди, Бразилия с усиленно косящим под Пиночета и подобных ему полуфашистского толка диктаторов-автократов Болсонару. Следующая, четвертая в списке, к слову. РФ… Можно бы было списывать высокие валовые цифры больных на общее большое население. Действительно все перечисленные примеры – в топе соответствующего списка. Однако у нас есть и контрпример – Китай. Самое населённое государство на Земле и, что не менее важно, место первой вспышки вируса, на сегодняшний день имеет минимальные объёмы прироста инфицированных – 20-30 в сутки. И это глубоко не случайно. Можно отметить как полноценную закономерность, сохраняющуюся в течение длительного времени тенденцию, что с коронавирусом лучше справляются страны социалистической ориентации. Во Вьетнаме последняя актуальная статистика заболеваемости – 5 человек за 9 октября. Куба – 26. Для сравнения в таких близких географически и сопоставимых по числу жителей странах как Панама, Коста-Рика и Гондурас, свежие данные дают 787 1225 и 880 заражённых за сутки соответственно. Северная Корея, о чём вновь было заявлено во время празднования 75-летия Трудовой партии, смогла вовсе не допустить распространения ковида на своей территории.

В Соединённых Штатах число болеющих уверенно движется к 8 миллионам, более 213 000 человек погибли в результате эпидемии. Для сравнения потери вооруженных сил США убитыми во Второй мировой войне на всех фронтах составляют 405 000 солдат и офицеров. Заразился, хотя и сумел достаточно оперативно оправиться, президент страны. Таким образом, надо признать, что государство, претендующее на доминирующее положение на планете и особую роль в масштабе всего человечества, продемонстрировало свою беспомощность. О причинах этого можно рассуждать особо и подробно (автор некогда предпринимал такую попытку, проанализировав особенности медицинской сферы в США), однако в целом истина останется непреложной всё равно. То же касается и Европы – развитые страны с высокими показателям ВВП на душу населения, индексом развития человеческого потенциала и прочими подобного рода параметрами, формализующими преуспеяние в рамках рыночно-капиталистического дискурса, демонстрируют одни из самых высоких в мире процентов летальности. Среди пяти лидеров по этому печальному показателю, где первое место занимает находящийся в состоянии тяжёлой войны и переживающий вооруженную интервенцию Йемен, также находятся Италия и Великобритания.

В масштабах планеты огромного объема достигли экономические потери. Лопнули, как это происходит всегда во время кризисов, финансово-спекулятивные пузыри, серьёзные проблемы испытывают многие отрасли хозяйства. Несмотря на то, что многие страны, не исключая и Россию, ведут работу над созданием вакцины от COVID-19, до сих пор нигде она не дошла до той стадии, когда можно будет приступить к организации массовых прививок среди широких слоёв населения. При этом ясно виден вектор на коммерционализацию – в том числе и в условиях пандемии и сопряженных с нею опасностей капитал намеревается извлекать максимальную прибыль из общей беды. Уже успела широко прогреметь информация о цене, по которой собираются реализовывать в нашем отечестве новые препараты от коронавируса фармацевтические гиганты. Схожие новости приходят и из других стран, где разговоры о лекарстве могут перейти в практическую плоскость.

Резюмируя, испытание ковидом выявило впечатляющую и пугающую неорганизованность человечества. Страны мира разобщены – и раздроблены на множество национальных или вовсе частных программ меры борьбы с угрозой. Экономическая целесообразность повсеместно оказывается более значимой для правительств по сравнению со сбережением здоровья и даже жизни граждан. В том числе Россия, проходящая сейчас через вторую волну пандемии с непрерывным ростом числа зараженных, не вводит необходимых ограничительных мер – и это мотивируется именно возможным отрицательным эффектом для хозяйства страны. Вспоминая крылатую фразу, люди гибнут за металл – а вернее за бумагу, или даже вовсе виртуальные величины финансовых накоплений бизнесменов. Никто не решается открыто и твёрдо говорить о сроках преодоления эпидемии и окончательной победе над коронавирусом. Собственно, задача эта вообще плавно снимается с повестки дня – всё чаще звучат такие фразы, что миру придётся смириться и сжиться с ковидом, полагаясь на ежегодные вакцинации по типу противогриппозных и постепенную выработку коллективного иммунитета. Род людской тем самым прямо расписывается в своей слабости.

При этом в информационном пространстве регулярно всплывают в последние годы заявление о том, что наиболее важные из числа проблем, стоящих перед человечеством можно надеяться решить только коллективными усилиями. Негативные изменения климата, загрязнение и деградация биосферы Земли, чрезмерное потребление и крайне неравномерное распределение ограниченных ресурсов, полномасштабное освоение космоса. Каждая из этих целей достижима исключительно в случае целенаправленной работы всей цивилизации как единого целого. Глядя на то, что сейчас обнажил коронавирус, можно с уверенностью утверждать – на практике это невозможно. Только не в рамках существующей системы. Угроза одновременно шумная, явная для всех, не нуждающаяся практически в сложном доказательстве – и с другой стороны сравнительно слабая в ряду по-настоящему пугающих возможностей, заставила мир развитого потребления и гигантских интернациональных корпораций замереть в испуге, запершись в домах, изолировавшись, или вовсе заняв позицию страуса. Разве не очевидно после этого, что нам нужны масштабные перемены и далеко не только и не столько в медицине, неподготовленность которой, конечно же, есть следствие, а не причина? Капитализм мал, недостаточен для решения задач третьего тысячелетия. И либо мы обратимся к иному, социалистическому решению сейчас, либо к тому нас вынудит жизнь – но не раньше, чем заставит пройти через широкую полосу всё более суровых кризисов. Как много времени и сколько жертв готов принести мир, чтобы усвоить урок…?

Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *