Рычагами единовластия

Рычагами единовластия

Тревожными размышлениями делится в своём интервью депутат-коммунист, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, первый зампредседателя думского комитета по государственному строительству и законодательству Ю.П. Синельщиков. Он анализирует принятые Госдумой президентские законопроекты, разработанные в связи с поправками к Конституции РФ, – «О прокуратуре РФ», «О Правительстве РФ», «О Конституционном суде РФ».

– Юрий Петрович, на заседании дискуссионного клуба «Валдай» президент В. Путин утверждал, что «обнуление» президентских сроков направлено исключительно «на развитие государства», а сила государства – «в доверии граждан», их голос «должен быть решающим, запросы общества должны быть реализованы». Соответствуют ли этим задачам новые законопроекты? В Госдуме по каждому из них велись острые дискуссии. Вы настояли на отдельном голосовании по каждой поправке, предложенной коммунистами. Ни одну из них «Единая Россия» не поддержала, и КПРФ отказалась голосовать за проекты о прокуратуре и правительстве, категорически против высказалась о реформировании Конституционного суда. Что в итоге получилось?
– Что касается прокурорской вертикали. Законопроектом президента принижается роль прокуратуры. Из текста документа исключены слова о том, что прокуратура осуществляет надзор от имени Российской Федерации. Это есть в действующем законе, а президент убрал. Получается, надзор не от имени РФ, а неизвестно от кого – то ли ООО, то ли губернатора, то ли МВД или еще кого. Ясно же было прописано – «от имени РФ». Так было во все века, и в советское время было. Теперь убирают.
– Так прокурор обязан действовать от имени государства Российская Федерация? 
– Мы хотели восстановить эти слова, но оставили, что прокурор – от имени кого-то…
Появилось новшество, что прокурор не должен выполнять решения, принятые на основании международных договоров, если они противоречат нашей Конституции. А что делать, если эти договора ратифицированы Госдумой? Получается, что прокурор может не исполнить какой-то из таких международных договоров?
– Наверное, Конституционный суд должен решать, что соответствует нашему Основному закону, а что нет? 
– Конечно! А в законе прокурору говорят: ты не исполняй, если считаешь, что это неконституционно. Это фокус невероятный! Мы, коммунисты, предлагали убрать путаницу. Но всё оставлено…
– Пусть путаются? 
– Да. Но это разрушает правовую систему. Наши законы можно много критиковать за то, что они служат, прежде всего, интересам буржуазии, а потом уже – народа. Но с точки зрения формальной, юридической они были логичными. Теперь становятся, я бы сказал, шаткими, даже с точки зрения юридической техники.   
– Прокурорам сложнее будет в них разбираться? 
– Создается простор для злоупотреблений и генеральному прокурору, и другим прокурорам, – всей прокурорской вертикали.
И еще. Генеральный прокурор по всем канонам, прописанным и в новой Конституции, и в законопроекте, о котором мы говорим, назначается на должность президентом по согласованию с Советом Федерации. А вот освободить от должности генпрокурора президент может сам, без всяких согласований, не выходя на Совет Федерации. Взял и к чертовой матери выгнал, в один день, в один час. Не понравился – и всё. Надеюсь, что такое не случится, но закон дает на это карт-бланш первому человеку в РФ. 
– Почему думаете, что не будет?
– Не хочется верить в худшее. Но беспокоит, что Совет Федерации, участник назначения генпрокурора, не уведомляется, когда президент выгоняет генпрокурора. 
– Все ветви власти теперь сконцентрированы в лице президента? 
– Мы предлагали записать, что президент может освобождать генпрокурора от должности после консультации с Советом Федерации. Единороссы с нами не согласились.
С замами генпрокурора тоже непонятно что. В новоиспеченной Конституции прописали, что замы назначаются президентом после консультаций с Советом Федерации. А потом, видимо, почесали затылки и вдруг начали доказывать, что Совет Федерации такой «груз» не потянет. И какой же фокус придумали? Записали, что не с Советом Федерации будут консультироваться, а с его комитетами. Несуразица какая-то. В поправке сказано – с Советом Федерации, так выполняйте! Нет, мудрят что-то.
– Манипуляции, далекие от права? 
– Это безобразие. Мы, КПРФ, требовали восстановить текст положения, как сформулировано в Конституции. Мы на 100% правы, но единороссы – против.
– Им не нужна правота?
– С кондачка они подошли к этой Конституции. Так я оцениваю вот это всё. Мы выступали, чтобы наделить Генпрокурора полномочиями на получение информации в кредитных организациях в отношении физических и юридических лиц. У прокурора этого полномочия нет, а оно необходимо в целях борьбы с коррупцией. Но, единороссы и слышать об этом не захотели.    
– Считают, что финразведка во всем разбе­рется? 
– Так президент же сказал, что прокурор должен координировать всех, включая финразведку, что прокурор должен надзирать. Мы были за то, чтобы прокурор мог   возбуждать уголовные дела. Записано, что он осуществляет уголовные преследования, а права возбудить уголовное дело не имеет. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с примерами, когда органы внутренних дел или Следственный комитет отказывают прокурору в возбуждении дел, прокурор отменяет отказы, но сам возбудить дело не может. И такая канитель тянется бесконечно. А потерпевшие годами пишут жалобы, требуя отмены незаконных решений в отношении воров, мздоимцев, мошенников, которые остаются на свободе. 
– И преступления продолжаются? 
– Да. К нам не прислушались. 
– В законопроект о правительстве от КПРФ поступило несколько поправок. 
– Их постигла та же участь, что и к предыдущему законопроекту. Мы отстаивали последовательность: если Госдума дает согласие на назначение кандидатур, выдвинутых президентом на должности премьера и его заместителей, то и увольнение чиновников следует согласовывать с Госдумой.
И еще. Законопроект запрещает членам правительства иметь счета за рубежом, а иметь имущество не запрещает. Разве это правильно? Мы считаем, что должен быть запрет и на имущество. Но «Единая Россия» не пропустила такую норму. 
– Как изменится Конституционный суд? –Он станет недоступным для того, чтобы в него обратиться. Это будет страшная волокита. И рассмотрение дел в суде станет затяжным. Раньше были четкие сроки, теперь всё нечетко, размыто. Конституционный суд будет штамповать отказные решения без рассмотрения дела в открытом судебном заседании. Соберутся судьи в каком-нибудь кабинете, договорятся сами с собой, без приглашения сторон, заявителя, экспертов, свидетелей – безо всех. Сядут, проштампуют, откажут и отправят. 
Президент получает возможность использовать Конституционный Суд, как ему захочется. Уменьшается число судей с 19 до 11. Для кворума требуется две трети состава, это 6 человек всего. Кворум уменьшается.
Теперь президент может заблокировать принятие Госдумой любого законопроекта, не прибегая к праву вето. Он может вообще не касаться документа. По новому закону о КС, президент получает право обратиться в Конституционный суд по поводу законопроекта, который Госдума рассматривает или собирается рассматривать. Президенту законопроект не нравится, он обращается в Конституционный суд, тот признает документ неконституционным, и с ним покончено. 
– Если законопроект о «детях войны» будет признан противоречащим Основному закону, то в дальнейшем КПРФ не сможет больше его вносить на рассмотрение?
– Именно так. Внести повторно можно будет только новую редакцию законопроекта, с новым названием. А отвергнутый документ будет похоронен. При этом президент останется как бы ни при чем, критиковать будут Конституционный суд. 
– Таким образом, судебное право, прокурорская система, состав правительства и его деятельность, – всё будет зависеть от одного лица – президента.  
– Это узурпация власти?
– Официально это называется усиление президентской власти.  
– Для чего такое усиление?
– Говорят, чтобы государство было единым, централизованным, крепким, чтобы не было никаких шатаний. А крепким, думаю, будет. Всё будет четко расставлено… 
– Недоволен – иди к президенту? 
– Нет, недоволен – езжай за рубеж и там живи. А в РФ будет всё четко выстроено…
– Ветви власти исчезают, кроме президентской?
– Конечно, основные полномочия у президента. Например, председатель Конституционного суда сейчас избирается судьями, а будет назначаться президентом.
– Люди не просили усиливать одну ветвь власти за счет остальных. Люди просили защитить их социальные права, а они как раз остались на задворках.
– Мы много говорим о том, что народ плохо, бедно живет. Но мало говорим о противоречиях внутри самой власти. Власть принимает законы в целях эксплуатации народа, в целях верховенства меньшинства над большинством. И в то же время, когда эти законы ей становятся неудобными, власть начинает их нарушать, топтать.
Должна быть демократия. Но мало кто понимает, что, если будет демократия, то жить будем лучше, будет независимое судопроизводство, будет объективный подход к правам людей. И честные пенсии удастся отстоять, не 9 тысяч в месяц, а 20–30 тысяч.
– В судах можно будет доказать незаконное занижение пенсий?
– Конечно. Был бы независимым Конституционный суд, разве мы получили бы то хамское решение на наше обращение о пенсионной реформе? Мы, 98 депутатов Госдумы от КПРФ и двух других фракций, обжаловали пенсионную реформу. Три фракции во главе с руководителями направили жалобу в Конституционный суд. А они, хамы, даже не приняли ее к производству, сказав: нет основания для рассмотрения. Всё общество возмущалось, а конституционным судьям было нечего рассматривать!
Это насколько же надо Конституционному суду презирать народ, Думу, позицию 98 депутатов, подписавших обращение?! Среди них доктора наук, кандидаты наук, несколько десятков юристов. И они, кучка из десяти человек, столько их присутствовало на заседании, сказали: нечего обсуждать, не принимаем к рассмотрению. Вот это для цивилизованного, для культурного, правового общества совершенно неприемлемо. За одно это можно презирать нашу власть. За одно это!
– И теперь чиновники обнуленных от полномочий органов власти будут приходить в присутствие, получать хорошие деньги, но ничего не значить для общества? Они вассалы президента – и всё.
– Кстати, в законе о Конституционном суде записано, что конституционным судьям не может уменьшаться их заработная плата. Сейчас уменьшают финансирование социальных статей, в стране беда – коронавирус, сокращают финансирование пенсий, МВД, даже оборону, а затраты на Конституционный суд не уменьшают. Было 19 судей, остается 11, а фонд зарплаты остается прежним, значит, получать эти судьи будут на 70% больше. Так записано в новом законе о КС. 
– Чем они так сподобились? 
– Тем, что покорные, подчинены первому лицу. Они, как сказала одна из судей, Маршакова, – Конституционный суд при президенте. Они очень нужные люди, нужнее, чем правительство. 
Теперь мы не увидим ни особого мнения, ни решений не в пользу президента, не в пользу правительства. Демократия кончилась, ее поглотила президентская власть. 

Беседу вела 
Галина Платова

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *