О размножении и сохранении российского народа

О размножении и сохранении российского народа

01.11.1761 (по ст. ст.) датируется направленное нашим первым отечественным академиком из числа россиян письмо в адрес со-основателя нашего первого университета — государственного деятеля при Екатерине II Ивана Ивановича Шувалова (памятник ему был установлен в 2005 году около здания Фундаментальной Библиотеки Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова). Это письмо является первой и ставшей единственной главой задуманного автором социального труда, в вводном обращении к адресату которого отправитель М.В. Ломоносов указал, что, руководствуясь усердием, которое не позволяет ему “ничего полезного обществу оставлять под спудом”, он хочет имеющиеся у него мысли изложить в виде следующих глав:

1/ О размножении и сохранении российского народа. 2/ О истреблении праздности. 3/ О исправлении нравов и о бОльшем народа просвещении. 4/ О исправлении земледелия. 5/ О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6/ О лучших пользах купечества. 7/ О лучшей государственной экономии. 8/ О сохранении военного искусства во время долговременного мира. Отметим, что при публикации первое письмо принято называть “О сохранении и размножении российского народа”.

Итак, из восьми глав была написана только первая, поскольку автор полагал первую тему “самым главным делом”, но сами названия оставшихся семи глав говорят, что нашим первым отечественным естествоиспытателем и гуманитарием в одном лице была предложена по сути программа социально-экономически-духовно-военного улучшения общественной жизни, ибо предполагалось охватить практически все сферы жизнеустройства России XVIII-го века. И это позволяет говорить о М.В. Ломоносове ещё и как о государственнике и носителе державного ума.

Пройдёмся по 13 разделам первой и единственной главы, по некоторым — хотя бы одним мазком.

В разделе, пронумерованном цифрой 1, автор показывает, как много “вредных душегубств” происходит из-за возрастного неравенств супругов. Поэтому “вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно” (невеста не должна быть старше жениха более чем на 2 года, а жених — не более чем на 15 лет). Составитель резюмирует, что “всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет”. Возможно, что такие патриархальные взгляды жившего в XVIII-м столетии отправителя письма людям начала XXI-го века покажутся спорными, хотя, возможно, что определённый здравый смысл в них всё же есть. Кстати, отметим, что именно об этом пыталась сказать накануне 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова в 2011 году на встрече в Ломоносовском фонде в Архангельске гостю — тогдашнему председателю Правительства РФ Владимиру Владимировичу Путину — вице-президент фонда Татьяна Сергеевна Буторина, о чём повествуется в июльской публикации сего года, посвящённой ей.

Во 2-м разделе автор требует “накрепко подтвердить”, чтобы “венчающие священники” под угрозой лишения чина не венчали насильно. Для XVIII-го века это можно было бы закрепить через Священный синод, сегодня — это прерогатива самой РПЦ.

Следующий 3-й раздел направлен против церковного узаконения о запрещении четвёртого брака. При этом сын ссылается на опыт отца — Василия Дорофеевича Ломоносова: “… а отец мой овдовел в третий раз хотя в 50 лет, однако ещё в полной своей бодрости и мог бы ещё жениться на четвёртой”. Но не суждено было. Сегодня это вопрос, решаемый напрямую Русской Православной Церковью.

В 4-м разделе составитель письма касается того же вопроса у духовенства. Также оставим данный аспект на усмотрение РПЦ.

Далее М.В. Ломоносов (раздел 5) предлагает “учинить нарочные богадельные дома для невозбранного зазорных (незаконнорожденных — прим. ред.) детей приёму”. Отметим, что первый в России воспитательный дом, основанный спустя три года — в 1764 году — по проекту Ивана Ивановича Бецкого, увы, не имел ничего общего с идеями Ломоносова. Тем не менее думается, что с точки зрения нынешних реалий в позиции составителя письма что-то есть.

Затем в разделе 6 автор пишет о том, что очень велика детская смертность. Для её уменьшения он предлагает: 1/ издать “хорошие книжки о повивальном искусстве”. 2/ для излечения детских болезней присоединить в ту книжку наставления великого медика Гофмана, по которым, пишет М.В. Ломоносов, он дважды свою дочь от смерти избавил, не позабыв при этом хорошего опыта “наших бабок и лекарей”. (Добавим от себя, что на официальном сайте сегодняшней РАН мы можем прочитать, что немецкий медик и химик Фридрих Гофман был сначала иностранным, а позднее почётным членом академии). 3/ поскольку аптек у нас почти нет и об этом “давно бы должно было иметь попечение”, но о “сём особливо доложено будет”. Предложенную нашим академиком книжку необходимо издать большим тиражом, чтобы священники и грамотные люди, “читая, могли сами знать и других наставлением пользовать”. В этом плане к идея автора, думается, всё же прислушались.

В следующем 7-м разделе М.В. Ломоносов указывает, что дети гибнут ещё и от крещения ледяной водой. “Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами”. От болезней детей составитель письма затем переходит к рассмотрению здоровья человека во взрослом состоянии.

В 8-м разделе автор протестует против укоренившихся в России обыкновений невоздержанности и неосторожности, “имеющими вид некоторой святости”. Он имеет в виду невоздержание перед великим постом, “разговенье тому же подобно”. По мнению автора при резком переходе от поста к разговенью “крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно”. Он также подчёркивает, что праздность — причина невоздержанности. Отправитель письма оставляет на рассмотрение адресата свои предложения о возможном переносе в условиях России времени постов и праздников, которые первоначально были установлены “в Греции и в земле обетованной” со значительно более мягким климатом. Он обращается с соответствующим призывом к тогдашним руководителям православной церкви, но комментировать подобные воззрения с сегодняшней точки зрения — не наш профиль. Но всё же отметим, что автор сам понимает с учётом консерватизма соотечественников, какие большие препятствия надо преодолеть, чтобы реализовать предлагаемые им идеи, но они, по его мнению, не больше тех, которые были преодолены, когда Пётр Великий проводил свои реформы. Сделаем всё же оговорку на разность светской и церковной жизни. Но с последним предложением данного раздела “Российский народ гибок!” поспорить сложно!

В 9-м разделе М.В. Ломоносов настаивает на необходимости подготовить “по всем городам достаточное число докторов, лекарей и аптек”. С учётом нынешнего поветрия, как тогда назывались эпидемии, думается, что эта мысль автора сохраняет свою актуальность.

Что же касается смерти от эпидемий и стихийных бедствий, то в 10-м разделе автор предлагает медицинскому факультету — одному из трёх в недавно образованном Московском университете — издать и распространить соответствующую книгу. Об уменьшении гибели от пожаров М.В. Ломоносов собирался писать в главе “О лучшей государственной экономии”, а от гибели при весенних разливах рек предложил не селиться на низких, заливаемых водой местах. Представляется, что это просто аксиома.

11-й раздел посвящён борьбе с разбойниками и ворами. Предложенные тогда новации оставим на усмотрение сегодняшних правоохранителей и градостроителей, но напомним об известном историческом факте, когда сам Михайло Васильевич стал объектом нападения на Васильевском острове в Санкт-Петербурге со стороны трёх злоумышленников, хотевших покуситься на его одежду. Здоровый и крепкий в кости академик просто разметал нападавших, а в назидание заставил уже их снять свою одежду и фактически конфисковал её. Вот такая самооборона.

Чтобы предотвратить уход части населения за границу, которых автор именует “живыми покойниками” (раздел 12), предлагается, с одной стороны, возвращать их силою, а с другой стороны, “лучше поступить с кротостию”. Другие способы автор собирался представить в главе “О исправлении нравов и о бОльшем просвещении народа”. Оставим без комментариев.

В заключительном, 13-м разделе составитель письма предлагает приглашать в Россию “иностранных” (граждан — прим. ред.) С учётом сегодняшних миграционных процессов есть над чем задуматься.

Заканчивается всё сочинение предположением М.В. Ломоносова, что если бы применить все предложенные им 13 способов (а “есть ещё и больше”, добавляет он), то в каждый год население России могло бы увеличиваться на полмиллиона человек , а за 20 лет (“от ревизии до ревизии”/ переписи — прим. ред.) — до 10 миллионов. Увы, такого роста численности населения во второй половине XVIII-го века Россия так и не узнала. И сегодня демографический вопрос остаётся одним из самых актуальных в современной России. Впору выступать уже не ЗА сохранение и размножение, а ПРОТИВ вымирания и вырождения российского народа.

Заключая, отметим, что некоторые тогдашние идеи, представленные М.В. Ломоносовым на рассмотрение И.И. Шувалова, на сегодняшний день представляются спорными и неактуальными, но в некоторых из них всё же сохраняется рациональное зерно. Также нельзя не выразить сожаления, что другие 7 глав этого по сути социального трактата остались ненаписанными.

В. Михайлов

ноябрь 2020

P.S.

И после М.В. Ломоносова другие выдающиеся авторы в нашем Отечестве так или иначе ставили подобные вопросы. В 2006 году на эту же тему высказался наш соотечественник Александр Исаевич Солженицын. На письменный вопрос представителя “Независимой газеты”: “Какие самые неотложные, оперативно-тактические, а равно и стратегические действия необходимо предпринять ввиду обострения проблемы в буквальном смысле слова вымирания России вообще и русских в частности?” прозаик ответил следующее “Да! «Сбережение народа» — и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровьи (так в тексте) — высшая изо всех наших государственных задач. «Умножение» народа? Да, от нынешнего упадка оно и есть сбережение. (В частности, в отношении 25 миллионов наших соотечественников, отрубленных от России очумелым беловежским сговором, — наше законодательство безответственно и истерически металось, противореча и само себе.) Все меры по поднятию общенародного жизненного уровня — в бытовом, пищевом, медицинском, образовательном и моральном отношениях — и суть действия по сбережению народа. К этой цели должна быть настроена вся атмосфера жизни в стране”. Вот так и живём…

Комментарий редакции: В настоящее время актуальность задачи сбережения и приумножения народа нашей страны возрастает. По мере того, как катастрофическое положение России в социально-демографической сфере обостряется, по мере того, как на наших глазах происходит замещение населения, вопрос принятия системных мер, направленных на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития человека, проведения сильной социальной политики действительно представляет собой способ выживания нашей страны. В наши дни подобные рассуждения можно услышать из уст множества деятелей. Но практика показывает, что многие политические представители буржуазии, как правило, ссылаются на размышления А.И. Солженицына, якобы искренне ратовавшего за сбережение нации. Но провозгласить одного желания мало (равно как и общих направлений по решению стратегически важной задачи). Следует уделять первостепенное внимание выработке конкретных способов достижения столь значимой цели. Например, М.В. Ломоносов выдвинул ряд конкретных предложений. Далеко не все они применимы в современных условиях. Тем не менее, невозможно пройти мимо отдельных его здравых суждений. Например, важно обратить внимание на его мысли о подготовке по всем городам «достаточного количества докторов, лекарей и аптек». Сравним это с выдвигаемым ныне народом требования воссоздания порушенной в ходе «оптимизации» системы здравоохранения, возвращения прежних кадров. То есть, следует делать акцент на созидательную сторону дела. Равно как и на борьбу с «разбойниками» и с «ворами» (читай — с коррупционерами и с расхитителями национального достояния). А что же превозносимый «прогрессивной общественностью» Александр Солженицын? В написанном им пресловутом «Архипелаге ГУЛАГе» (о составлении которого он так и не выразил сожаления) данный деятель фактически пытается подвести к мысли, будто даже самые матёрые бандиты и рецидивисты были «невинными жертвами» (чего говорить, если в этой пасквили встречаются оправдательные нотки в отношении власовцев). Да при подобном положении вещей жулики и спекулянты всех мастей, почуяв свободу рук, обязательно обглодают всю страну. В целом, мы уже молчим о том, что только при социализме население нашей страны увеличивалось регулярно. И только проведение Ресоветизации даст России шанс преодолеть демографическую катастрофу.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *