Материал опубликован в 41-ом выпуске газеты «Правда Москвы»
Десять лет назад мэром Москвы стал Сергей Собянин. Что изменилось в Москве за собянинское десятилетие, что останется в истории столицы? Гирлянды на Никольской, парк Зарядье и новые Лужники? А, может быть, бесконечные стройки, плитка и платные парковки?
«Москва преобразилась!» — радостно сообщают плакаты и городские СМИ. И тут действительно не поспоришь. Москва-2010 и Москва-2020 – города абсолютно разные. Вот только вслед за героями знаменитого советского фильма хочется спросить – а за чей счет банкет? И сколько на все это пиршество потрачено? Что ж, многие цифры можно найти в открытом доступе. Давайте разбираться.
Статистика – вещь сухая и строгая. Гирляндами ее не впечатлить. Зато впечатлить суммами, на них потраченными. Например, подсветка Воробьевых гор, которые перед каждым Новым годом переливаются всеми цветами радуги, стоила 2,5 миллиарда рублей, еще 3,5 миллиардов ушло на освещение Бульварного кольца. К слову, экологи и местные активисты пытались не допустить подобной «засветки» особо охраняемой природной территории, коей являются Воробьевы горы. Иллюминация, которую, по признанию самой власти, видно даже из космоса, явно не идет на пользу ни животным, населяющим Воробьевы годы, ни жителям, у которых теперь вечный полярный день. Но власти народ не слышат.
Впрочем, подсветка улиц – это, скорее, вишенка на торте. А вот коржей у этого коррупционного торта несколько. Пройдемся по каждому из них.
За что хвалят Собянина? Конечно, за транспортную систему. МЦК, новые станции метро, развязки, хорды… Однако стоит присмотреться пристальнее – и картина перестает быть радужной. Уменьшилось ли количество пробок в городе? Нет. Москва по-прежнему занимает верхние строчки мировых рейтингов по уровню перегруженности дорог. Десятибалльные пробки, которые можно наблюдать на московских дорогах практически ежедневно, прекрасное тому свидетельство. Перегружен и общественный транспорт – сесть с утра в метро возможно только во второй, а то и в третий поезд. И то, конечно же, не сесть, а вжаться в чудом освободившийся уголок у двери, рискуя быть раздавленным выходящей и входящей толпой. А уж про платные парковки, которые якобы помогли справиться с наплывом автомобилей, даже и говорить странно. Тем более, что за десять собянинских лет количество автомобилей на тысячу москвичей увеличилось на 10%. Кстати, потрачена на все это великолепие была половина транспортного бюджета страны. Да-да, именно половина. Так, в 2018 году на транспортную сферу в бюджете России было заложено 800 миллиарда рублей. 400 из них поглотила Москва. Вернее, не совсем Москва… Главным подрядчиком в области дорожного строительства все десять лет является компания «Мостотрест». А ее глава, бизнесмен, друг Кремля и «король госзаказа» Аркадий Ротенберг, недавно занял 36 место в списке Форбс. Но это так, к слову.
Настоящим символом собянинской Москвы стала дорожная плитка. В 2017 году на нее было потрачено 17,5 миллиардов рублей. Укладке плиточки не помешал даже коронавирус. Весной текущего года на это было потрачено 12 миллиардов рублей. Но этого столичной власти показалось мало, и был объявлен еще один тендер. А потом еще один. И еще… В общей сложности, все тендеры обошлись московскому бюджету в 6 миллиардов, однако, что интересно, на каждый из конкурсов было подано всего по одной заявке. А самый крупный тендер достался компании, принадлежащей доверенному лицу Собянина на выборах 2018 года.
Но не дорогами едиными жива собянинская Москва. Огромные субсидии получила РПЦ. На поддержание церкви из бюджета ушло не менее 1,2 миллиарда рублей – в десятки раз больше, чем при Лужкове. Церквей в Москве стало на 85 больше, а вот всех прочих объектов инфраструктуры – гораздо меньше. Так количество школ, к примеру, снизилось с 4 000 в 2011 году до 530 в 2020 (слава оптимизации!), резко сократилось и количество поликлиник. Наверное, впервые в истории москвичи столкнулись с тем, что попасть на прием врача-специалиста практически невозможно. Очереди растягиваются на месяцы. Зато оптимизация удалась на славу – если еще шесть лет назад расходы на медицину и образование составляли 30% от общих расходов городского бюджета, то в нынешнем году они едва перевалили за 20%. На этом власть останавливаться не планирует – на официальном портале мэрии в ближайших планах сократить расходы на социальную сферу еще на 30 миллиардов рублей.
Воланд в «Мастере и Маргарите» сетовал на то, что москвичей испортил квартирный вопрос. Если бы булгаковскому персонажу довелось увидеть современную Москву, то он был бы еще более впечатлен. Жилье в Москве стало дорого не только приобрести, но и содержать. Плата за капремонт, установленная для Москвы, значительно превышает региональную. А качество капремонта, увы, оставляет желать лучшего. Остальные цифры в платежной квитанции также растут куда быстрее, чем доходы москвичей. И если в начале Собянинского правления на оплату ЖКХ у обычной московской семьи уходило около 7% бюджета, то теперь «коммуналка» съедает больше 9%. При этом куда уходят деньги – совершенно не ясно. ГБУ «Жилищник» (тоже порождение собянинской эпохи) перед москвичами не отчитывается. Перестали отчитываться и другие монополисты – финансовая отчетность таинственным образом исчезла с сайтов Мосметро и Мосгортранса.
На этом достижения мэра, конечно же, не заканчиваются. Стремясь благоустроить город, Собянин снес не только ларьки на Пушкинской площади, но и несколько десятков архитектурных памятников. Утрачивают былую жесткость правила застройки особо охраняемых природных территорий – за последние 15 лет Москва потеряла 700 гектаров зеленых насаждений. Значительная часть вырубки пришлась именно на годы Собянина. Расходы на охрану окружающей среды в Москве занимают меньше трети процента от бюджета города. В абсолютных числах это около 8 миллиардов рублей, причем большая часть этих денег будет потрачена на чиновников, которые и дальше будут закрывать глаза на вырубку деревьев и засыпание дорог реагентами. Для сравнения – на господдержку СМИ, то есть на собственную пиар-команду, мэрия заложила 13 миллиардов.
Дорогая земля, элитная недвижимость, миллиарды рублей на освещение и бордюры – Москва стала городом чиновников и монополистов. Столица вошла в число худших городов по уровню социальной дифференциации – доходы 10% самых богатых москвичей превышают доходы 10% самых бедных в 16 раз. Получается, что среди всего этого блеска нет места настоящему хозяину города – рядовому москвичу. Ему жизнь в своем городе становится просто не по карману. Увы, спустя несколько десятилетий слова доброй советской песни звучат совсем в ином значении. Слишком уж золотой стала Москва.
Анастасия Лешкина
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Лужков был москвич. Павлиныч тоже. А пришлые питерские — обслуга богатых. Когалымским заниматься бы олешками. Москва им — чужая. Им никогда не стать москвичами. Откат, распил и занос — вот их подход. Равных в нанесении Москве ущерба им нет. Но и москвичи хороши, знали, кого выбирали. Получили замуровывание в своих домах и даже не пикнули. Смирились с намордниками и с капитуляцией власти перед вирусом. Сдались на милость победителя, ковида.
Правильно гласит Ханьшу — настиг мор, освободите дворцовые палаты.