На протяжении последних восьми лет — с момента прихода Эльвиры Набиуллиной на должность председателя Центрального банка РФ, активизировалась «зачистка» банковского сектора. Регулярно поступали сообщения об отзыве ЦБ лицензии у финансовых учреждений. При этом крайние меры предпринимались даже тогда, когда, по мнению специалистов, целесообразнее было бы прибегнуть к санации банков. Более того, зачастую закрывали не только «проблемные» и полукриминальные банки, но и те, незначительные нарушения в деятельности которых можно было просто устранить мягкими методами. Аналитики подчёркивают, что нередко банковские учреждения загонялись финансовым регуляторам в ловушку. После выдвижения последним невыполнимых требований банки обвиняли в различных нарушениях и принимали решения об отзыве лицензий. После чего через Агентство по страхованию вкладов государство направляло деньги и для выплаты компенсации потерянных вкладчиками сбережений. А имущество закрытых банковских структур распродавалось.
Казалось бы, чем было обусловлено столь огромное рвение со стороны Центробанка? Перед ответом на данный вопрос важно напомнить о возбуждении в прошлом году уголовного дела по обвинению в мошенничестве и во взяточничестве в отношении полковника ФСБ Кирилла Черкалина, отвечавшего за вопросы финансовой безопасности. Во время проведённого в его доме обыска было обнаружено 12 миллиардов рублей. После этого Россию покинул заместитель главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Валерий Мирошников, работавший в тесной связке с Кириллом Черкалиным (его имя также фигурировало в материалах уголовного дела). Арестованный полковник сообщил, что большая часть обнаруженных у него денег принадлежала Мирошникову, являвшегося автором преступных схем. В чём же они заключались?
Выше мы отметили, что в период масштабного отзыва банковских лицензий существенным образом возросла роль АСВ. По словам ряда журналистов и некоторых банкиров, одним из ключевых источников обогащения Валерия Мирошникова было банкротство финансовых учреждений после прекращения их деятельности. Так, в случае обычной процедуры банкротства конкурсный управляющий может быть назначен самими кредиторами. А управлять банкротством банков может только АСВ. Данная структура обладает специальными аккредитованными организациями, занимающимися работой с лишившимися лицензий банков. Причём отбор подобных организаций происходил по непрозрачным схемам. Услуги внешних юристов, за подбор которых отвечал Мирошников, оплачивались ежемесячно в размере от 8,5 до 10 миллионов рублей.
Вызывала множество вопросов и практика продажей АСВ имущества обанкроченных банков. Так, четыре года назад агентством был продан доставшийся ему от Пробизнесбанка банк «Пойдём!» на закрытых торгах по цене, занижающей размер начальной в двукратном размере (за 380 миллионов рублей вместо 770 миллионов). А покупатель в лице «Совкомбанка» вскоре перепродал банк «Пойдём!» топ-менеджерам дочернего банка АСВ — «Российскому капиталу». Но до отзыва у Пробизнесбанка лицензии его собственники обсуждали с группой ВТБ план продажи банка «Пойдём!» за три миллиарда рублей. В течение следующих трёх лет новые владельцы получили от банка дивиденды в размере около двух миллиардов рублей.
Кредиторы Пробизнесбанка в течение долгого времени стремились опротестовать продажу на торгах банка «Пойдём!» . В конечном итоге в феврале 2019 года Верховный суд отменил данные решения и заявил о наличии в проведённых АСВ торгах признаков заинтересованности.
В целом, в результате действий АСВ и его партнёров кредиторам закрытых банков удаётся получить в обратном порядке около 45% своих денег. Однако соответствующая цифра закладывается за счёт средств заёмщиков, обязательства которых перед банком обеспечены залогом. В итоге финансовые потери несут фирмы, хранившие деньги в обанкроченных банках. Но АСВ параллельно превращается в кредитора закрытого финансового учреждения и должно направлять иски к акционерам с целью возвращения собственных денег.
Также АСВ регулярно решает, сколько финансовых средств понадобиться для санации банков (в случае, если отзыв лицензии может обернуться тяжкими социально-экономическими последствиями). Также данная структура определяет банк, которому надлежит выступить в роли «санатора». Здесь появляется колоссальный простор для взяточничества. Так, один из эмигрировавших из России банкиров заявил, что топ-менеджерам приходится платить откаты за получения права осуществления санации банков. Они же утверждают, что данные неофициальные выплаты должны были поступать и в Центробанк. При этом они не говорят, кому конкретно из чиновников финансового регулятора надлежало платить взятки. В то же время ясно, что и АСВ, и ЦБ РФ, и банковские отделы МВД и ФСБ действуют в одной связке. Об этом сообщил журналистов собеседник, близкий к спецслужбам.
Таким образом, налицо стремление ряда ключевых чиновников АСВ и Центробанка нажиться на распродаже активов разорённых банков. Только вот из-за их алчных устремлений убытки несёт народ, финансовая система, национальная экономика в целом. Однако надо иметь в виду, что в условиях современного капитализма мотив обогащения любой ценой распространяется на всех — особенно на лиц, наделённых властными полномочиями. Изменить ситуацию может только кардинальная смена модели развития России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.