Волшебник с добрым взглядом, «истово влюбленный в джаз»

Волшебник с добрым взглядом, «истово влюбленный в джаз»

21 ноября 2020 года исполняется 100 лет с официального дня рождения известного советского композитора Яна Френкеля (1920 — 1989). Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны  только что. Песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева «Журавли» живет уже более полувека и переведена на многие языки мира, в том числе на иврит и идиш.

Отец Яна — Абрам Натанович Френкель был родом из Речицы Гомельской области, работал парикмахером, а также был музыкантом-клезмером — играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. Здесь надо отметить, что до революции парикмахеры-музыканты вовсе не были необычным явлением: часто они ездили с места на место, предлагая свои услуги — и подстричь и сыграть! Кроме того, Абрам Френкель преуспел в преподавании игры на скрипке. Один из его учеников, Михаил Владимирский, стал лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов.

Мать Яна Френкеля — Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) Дымерец по профессии была белошвеей и происходила из украинского города Дымер. Сохранилось свидетельство, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы.

В семье Френкелей было пятеро детей: два мальчика и три девочки. Семья была дружной. До школы старшие сестры учили маленького Яна читать. А еще любил он изучать географическую карту, которая висела на стене, знал ее наизусть. Из всех детей именно Яна отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в 4 года он дал ему в руки инструмент. Отец занимался с ним сам по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке». Раннее детство Яна Френкеля прошло в поселке Пологи Запорожской области Украины. Возможно, семья переехала туда из-за волны погромов в Киеве.

В школе Ян Френкель сидел за одной партой с будущим композитором, в дальнейшем — автором гимна Киева «Как тебя не любить, Киев мой!» (стихи Дм. Луценко) Игорем Шамо. А еще в одном с ними классе учился Владимир Шаинский — впоследствии создатель мелодий многих известнейших на всю страну песен для детей и взрослых.

Спустя много лет Ян Френкель в интервью отметил, что в те годы с удовольствием почти каждый день посещал разнообразные концерты и особенно любил слушать выступления еврейской капеллы «Евоканс» под руководством Е. П. Шейнина и украинской капеллы «Думка». Огромное впечатление на юношу произвел концерт Николая Мясковского в исполнении Давида Ойстраха. Как музыкант-исполнитель Ян Френкель был воспитан на скрипичной музыке Г. Венявского, Ш. Берио, А. Вьетана…

Шла Великая Отечественная война. По окончании училища будущего композитора направили на фронт. В 1943 году он был тяжело ранен и направлен на лечение. После выписки из госпиталя Ян Френкель вернулся в Чкалов, работал музыкантом в областной филармонии, в Концертно-эстрадном Бюро: играл на скрипке, рояле. Стал пробовать себя в сочинении эстрадной музыки. Его друг — саксофонист Александр Блехман после ранения под Ленинградом тоже попал Чкалов, где играл на ударных в том же оркестре, что и Френкель. Позже начал карьеру эстрадного актера, а Ян Френкель писал музыку для его выступлений. Как рассказывал сам композитор, эти первые эстрадные сочинения были в танцевальных ритмах, и всю жизнь он сохранял привязанность к танцевальному жанру, в первую очередь вальсу.

В 1960 году Яна Френкеля приняли в Союз композиторов СССР. Этот год во многом стал переломным в карьере композитора, ознаменовав новый период его творческой биографии. В 1961 году им была написана музыка к мультфильму «Две сказки» режиссера Леонида Амальрика. Так началась композиторская фильмография Яна Френкеля, включившая в себя более семидесяти кинофильмов, документальных фильмов и мультфильмов. В жанре киномузыки он проработал всю жизнь. Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок..

Путевку в кинематограф дал Яну Френкелю выдающийся актер и певец Марк Бернес. Ян Абрамович всегда очень тепло отзывался о творчестве Марка Бернеса. Он считал его манеру исполнения эстрадной песни эталонной. Марк Наумович охотно исполнял песни Яна Френкеля, в его репертуаре были: «Напиши мне, мама, в Египет», «Солдаты», «Тополя», «Грустная песенка» и другие.

Марк Бернес часто исполнял популярную в те годы песню «Я спешу, извините меня» Яна Френкеля на стихи Константина Ваншенкина. И вот однажды к Марку Наумовичу пришел молодой артист Владимир Ивашов с просьбой разрешить ему спеть эту песню в кинофильме «Тетка с фиалками» режиссера Павла Любимова. Нужно отметить, что певцы того времени довольно ревностно относились к песням своего репертуара, но Марк Бернес не стал возражать. И песня Яна Френкеля вошла в кинокартину.

Композитор Ян Френкель всегда считал исполнителя соавтором своих песен, а в отношении Марка Бернеса это было справедливо вдвойне: ведь он очень часто сам задумывал песню, находил для нее стихотворение и отдавал его композитору, который, по его мнению, мог наиболее точно воплотить замысел, отбирал варианты.

Так произошло и с самой знаменитой песней — как в творчестве Яна Френкеля, так и в репертуаре Марка Бернеса — «Журавли». Именно Марк Наумович обратил внимание на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева, напечатанное в журнале «Новый мир» и принес его Яну Френкелю, помогал дорабатывать стихотворные строки так, чтобы они стали более песенными и адресованными самой широкой аудитории. Увы, «Журавли» стали последней песней, исполненной и записанной на пластинку Марком Бернесом. После его ухода из жизни, по просьбе Яна Френкеля, «Журавли» в течение года не звучали больше ни в чьем исполнении.

Поэтами-соавторами Яна Френкеля — или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев — и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами», некоторые из которых звучат и в наши дни, а большинство незаслуженно, забыто: «Август» («Скоро осень, за окнами август…»), «Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок…»), «Калина красная», «Матери», «Русское поле», «А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика», «Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»…

Песню Яна Френкеля «Калина красная» часто принимают за русскую народную. Таковой посчитал ее даже выдающийся дирижер, композитор и знаток русской музыки Евгений Светланов. То, что песня до такой степени «ушла в народ» Ян Абрамович называл высшей оценкой своего мастерства.

К большому сожалению, совсем мало известна в наши дни инструментальная музыка Яна Френкеля. Трогательная или трагичная, беззаботно-веселая или задумчиво-элегичная, то романтически возвышенная, то искрящаяся юмором или нотками гротеска, она всегда наполнена не только неповторимым внутренним светом, особым магнетизмом и теплом души автора, но и отличается тонким вкусом в подборе оркестровых и гармонических красок, одновременно простотой и изяществом интонации. Эта музыка несомненно должна занять свое место на современных концертных площадках.

В 1982 году Яну Френкелю была присуждена Государственная премия СССР за песни последних лет.

Ян Френкель обладал публицистическим даром: он писал статьи по различным вопросам музыкального искусства. Описывал свои впечатления от поездок по стране и миру, отзывался на значимые явления искусства, делился своими воспоминаниями и отзывами о других артистах. В статьях Яна Френкеля можно найти интересные и актуальные по сей день суждения об искусстве, о принципах организации музыкальной жизни, основанные на его опыте и высоком профессионализме.

Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь» (написана на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года. А летом того же года композитор тяжело заболел и скончался 25 августа 1989 года в Риге. Странно он почему-то уехал из Москвы на Рижское взморье, уже зная, что его дни сочтены.

После смерти Яна Абрамовича Юрий Григорьевич организовал во Владивостоке фестиваль «Утро планеты» имени Яна Френкеля. К сожалению, в настоящее время фестиваль больше не проводится.

Советский композитор Оскар Фельцман как-то сказал, что, даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени. Однако перу его принадлежит более трехсот песен, инструментальные сочинения, музыка к более чем семидесяти кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.

Подготовлено  по материалам открытых источников.

Людмила Васильева специально для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *