В ночь на 20.11.2020 в Донецке ушел из жизни в 93-летнем возрасте известный советский педагог-новатор, автор уникальных методик обучения Виктор Фёдорович Шаталов. Это имя впервые стало известно нам, студентам второй половины 1970-х годов, когда мы под руководством преподавателя кафедры педагогики Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова Татьяны Сергеевны Буториной (позднее одного из ведущих ломоносоведов России, почётного гражданина города Архангельска) в рамках курса педагогики знакомились с новыми именами в советской педагогике, появившимися в 1970-е годы. Одним из таких педагогов-новаторов и был Виктор Фёдорович Шаталов, учитель и директор школы из Донецка тогдашней Украинской ССР.
Всесоюзная слава пришла к нему после публикации 03.11.1971 в газете “Комсомольская правда” статьи Симона Львовича Соловейчика “Метод Шаталова”. Педагог из Донецка представил для педагогов и родителей всего Советского Союза свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно было научить всех детей таким сложным предметам как математика, физика, химия, астрономия. Причём научить быстро и успешно, независимо от степени подготовки детей и материального уровня их родителей. Созданная им система готовила учителей-универсалов, компетентных во многих науках, благодаря чему его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м, а некоторые даже и 7-м или 8-м классе, и практически все поступали в вузы. По сути педагогической общественности огромной страны предлагалось направиться по новому треку — в сторону Педагогики Сотрудничества между учителями, учениками и родителями. И этот трек начал стихийно работать. Всё произошло так, как будто отечественная педагогика в 1970-1980-е годы получила новый импульс, как учить и воспитывать подрастающее поколение.
Случилось это уже после того, как СССР, ставший изначально первой космической державой в конце 1950-х – начале 1960-х гг., что было связано с именем автора практической космонавтики, выдающегося учёного Сергея Павловича Королёва, безвременно ушедшего из жизни на операционном столе в самом начале 1966 года, вынужденно уступил приоритет в высадке на Луну наступавшей нам на пятки другой космической державе — США. Известно, что после запуска первого спутника/04.10.1957 и первого полёта человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина/12.04.1961 тогдашний президент США Джон Кеннеди поинтересовался у своих советников и помощников, почему это, дескать, Советы Штаты в космосе обогнали, и получил оглушительный ответ: “В СССР самая лучшая система образования”. В США сделали выводы и уже к концу 1960-х годов перехватили пальму первенства в космической гонке.
И вот новый тренд в развитии отечественной педагогики, который рождался на практике в среде замечательных педагогов-новаторов, одним из которых и был Виктор Фёдорович Шаталов.
Немного о его жизненном пути. Он родился в день Первомая в 1927 году в городе Сталино/ныне Донецк. 15.01.1945 был призван в ряды Красной Армии, вернее Военно-Морского Флота СССР. Согласно картотеке моряков, которая ныне хранится в Архиве ВМФ в г. Гатчине Ленинградской области, проходил службу в береговой охране Владивостокского Морского Оборонительного Района Тихоокеанского Флота, был награждён медалью “За Победу над Японией”. В 1985 году — к 40-летию Победы — был удостоен Ордена Отечественной войны II степени.
Демобилизовался 20.07.1951 года и в 24 года начал работать учителем математики в одной из школ Донецка. В 1953 г. закончил педагогический институт в родном городе. Продолжая учительствовать, а затем в качестве директора вёл, начиная с 1956 году экспериментальную работу с учащимися. Позднее продолжал свою исследовательскую деятельность и как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР по совместительству, а затем всесоюзной Академии педагогических наук, на базе НИИ содержания и методов обучения которой в Донецке работал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Учителем-практиком В.Ф. Шаталовым написаны десятки книг, он неоднократно выступал в многочисленных аудиториях перед педагогами, студентами и родителями в Киеве, Москве и Ленинграде-Санкт-Петербурге, в частности, в Герценовском педагогическом вузе. После 1991 года до кончины продолжал жить и работать в Донецке, был доцентом Института последипломного образования и профессором института социального образования, где читал для студентов курсы педагогического мастерства.
Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная им для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает около двух сотен педагогических открытий, среди которых, в частности, можно выделить следующие: авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, которые упрощают процесс изложения, восприятия и запоминания; реализация принципа открытых перспектив, ориентированного на развитие творческого мышления школьников; использование принципа систематической обратной связи с применением разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, что позволяет отказаться от ученических дневников и классных журналов; организация на практике подхода, когда вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения в зависимости от их индивидуальных особенностей; внедрение оригинальных форм взаимопроверки учащихся, в особенности при решении задач высокой сложности с целью развития продуктивного мышления; отказ от тогдашних традиционных выпускных экзаменов (не путать с современным ЕГЭ!) и их замена на работы по “листам группового контроля”; в результате устранения дидактических противоречий утверждается способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации; широкое использование игровых форм учебных занятий.
Перечислим также пять основных школьных правил педагога-новатора, введённых им по причине того, что зачастую на уроках школьники стеснялись отвечать у доски, боясь сделать ошибку и получить двойку, которую потом не исправишь. К тому же они плохо составляли конспекты, но В.Ф. Шаталов ввёл 5 принципов, которые помогают сделать из безнадежных, казалось бы, двоечников отличников. К ним относятся следующие:
1/ Магнитофонный опрос, реализованный им на практике с целью того, чтобы ученики выговаривались и тратили больше времени на устные ответы, и благодаря чему несколько учеников могли записать свои ответы на магнитофон и получить оценку.
2/ “От общего к частному”, согласно которому педагог не дробил одну главу учебника на множество, в результате чего мог, к примеру, уместить тему построения графика линейной функции на половину листа А4, тогда как в учебнике под неё отводилось 5 страниц текста и два разобщённых параграфа.
3/ “Исключить, нельзя оставить!”, что применялось в отношении избыточной, по мнению педагога, информации., который считал, что основной массе учеников достаточно просто знать теорему и уметь применять её на практике с возможностью углубить знания с помощью Интернета.
4/ “Контроль не ради контроля”, в соответствии с которым оценки и контроль нужны для того, чтобы ученик мог сообщить о проделанной работе, а для исправления отметок достаточно пересдать тему.
5/ “Понятный конспект”, исходя из которого после изучения темы в тетради должна оставаться краткая запись из опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом, при этом иногда на одном листе ученик делал запись целой главы темы, а на втором размещались схемы и алгоритмы, также при этом детям частно давалось такое задание домой — структурировать конспект удобным для них образом.
Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов, а также при обучении отдельным сложным профессиям. На рубеже веков в Москве при участии Владимира Фёдоровича была открыта “Школа-студия Шаталова», в которой преподают его ученики и последователи. В 1990 году педагогу-новатору за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодёжи, выдающуюся деятельность в области народного образования было присвоено звание “Народный учитель СССР”. В 2007 году — на своё 80-летие — за большой вклад в укрепление российско-украинских связей в сфере культуры и образования он был награждён российским орденом Дружбы.
Последние годы своей жизни Виктор Фёдорович проживал вместе со своей женой Набией Салыковной в небольшой квартире в Калининском районе Донецка. Боролся с онкологией и почти не выходил из дома. Выживал на пенсию эквивалентную 3300 гривен (в переводе по курсу около 9000 рублей). До последнего Виктор Федорович или его супруга вели страничку на Фейсбуке, куда постоянно писали ученики Шаталова и сторонники его метода обучения. Их комментарии полны безмерного уважения и гордости за то, что им посчастливилось прикоснуться к новому.
Резюмируя, можно сказать, что если методика по Шаталову была бы полностью реализована, то в школы пришли бы новые учебники и учителя, а из школ выходили бы эрудированные молодые люди, умеющие думать, анализировать, видеть причины и последствия действий, с развитой памятью и логикой. Но в начале 1990-х годов на фоне крутого витка истории, перехода к другим ценностям и в свете новых веяний методика Шаталова оказалась, увы, невостребованной. Но справедливости ради всё же надо отметить, что подвижников у Шаталова хватало. Его систему оценили тысячи учителей, которые брали на вооружение методы донецкого педагога и успешно применяли их на своих уроках — будь то математика, астрономия или иностранный язык. И ни одного негативного отзыва более чем за 50 лет. Только восхищение, искреннее, неподдельное. Ведь действительно же работает! И детям нравится! Светлая память педагогу-новатору Виктору Фёдоровичу Шаталову!
В. Михайлов
ноябрь
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.